Несмотря на общее снижение спроса на начинающих специалистов в IT-сфере, многие люди, желающие сменить профессию, выбирают IT и, в частности, направление ручного тестирования ПО.
Во многом это связано с возможностью достаточно быстро пройти обучение и стать кандидатом на работу в компании. Кроме того, профессия тестировщика по-прежнему остаётся одной из самых востребованных в сфере, а значит шансы трудоустроиться выше.
При этом вокруг этого направления складывается множество стереотипов, которые зачастую создают ложное впечатление у новичков. Чтобы разрушить эти стереотипы, мы решили поговорить с Lead QA Engineer в компании iTechArt с 10-летним опытом и тренером курса по тестированию ПО в IT-Academy Александрой Ерёминой.
В первой части интервью мы обсудили стереотип о том, что тестирование ПО – лёгкий путь в IT, во второй – поговорили о трудностях, с которыми сталкиваются новички в процессе обучения и поиска работы.
В третьей части интервью мы узнаем о том, что ждёт начинающего тестировщика после попадания в компанию и какие навыки понадобятся для того, чтобы добиться успеха в этой профессии.
— Александра, расскажите, как Вы пришли в эту профессию и почему выбрали именно её?
— Скорее, профессия выбрала меня. Началось всё в 2011 году. Крупная IT-компания открывала свои учебные лаборатории в ВУЗах и решила проводить для преподавателей школы-семинары по отдельным IT-направлениям, чтобы потом эти преподаватели обучали студентов и слушателей курсов.
Сама я выпускница факультета математики и информатики ГрГУ. И к тому времени уже 5 лет преподавала на родном факультете и параллельно работала инженером-программистом.
Мне предложили присоединиться к «экспериментальной» группе и освоить тестирование ПО, которое в то время ещё не было так известно.
Я прошла очный курс-интенсив, который вёл известный Святослав Куликов. Кстати, мне кажется, что его энтузиазм и любовь к профессии тогда передались и мне.
Потом я стажировалась в гродненском офисе этой компании, а уже дальше вместе с её сотрудниками вела внутренний тренинг по тестированию и курс «Надежность ПО» в университете.
— Получается, для Вас IT и преподавание всегда шли параллельно :) Помогает ли Вам этот опыт в ведении собственного курса в IT-Academy? Что ждёт его слушателей на занятиях? Есть ли у него какие-то отличия, характерные черты, моменты на которых Вы будете акцентировать внимание слушателей?
— Я сама пришла в коммерческое IT из другой сферы, поэтому очень хорошо понимаю тех, кто принял решение прийти на курсы, кардинально поменяв профессию и, как следствие, свою жизнь.
Поскольку я QA Lead с опытом тестирования разнообразных приложений и выстраивания процессов на более чем 40 проектах, то я являюсь профессионалом именно в той области, по которой веду курс.
А еще я более 10 лет преподавала в ВУЗе и столько же преподаю тестирование на курсах для взрослых, у меня мой авторский курс и методика преподавания.
Я акцентирую внимание именно на том, что должен знать и уметь Junior-специалист для успешного прохождения собеседования и работы в компании. Также, я делюсь практическими примерами и историями из опыта. Мы тестируем реальные приложения, работаем в командах, учимся проходить собеседования.
— А что должен уметь начинающий тестировщик, чтобы попасть в компанию и закрепиться в ней?
— Для Junior-тестировщиков я бы рекомендовала сосредоточиться на том, что будет занимать большую часть их работы (помимо тестирования приложения) и что обычно спрашивают на собеседовании:
анализ требований;
техники тест-дизайна;
составление чек-листов/тест-кейсов.
Дополнительно для тестирования веб-приложений: DevTools (Elements, Network), Swagger, Postman (основы).
Для тестирования мобильных приложений: Charles/Fiddler.
Также, желательно уметь составлять SQL-запросы.
— Чем отличается работа тестировщиков в зависимости от уровня (Junior, Middle, Senior, Lead)? Какие задачи могут доверить начинающему специалисту, а какие точно нет?
— Junior – это начинающий специалист, который нуждается в активном кураторстве при выполнении работы. Как правило, ему поручают легкие задачи, которые не требуют срочности.
Middle может брать на себя задачи сложнее и выполнять работу быстрее, чем Junior. Ему еще нужен менторинг более опытных коллег, но он уже не требует активного кураторства, т.к. имеет опыт работы на проектах (как правило – год-полтора) и может самостоятельно выполнять ряд задач средней сложности.
Senior – это специалист с экспертизой, а также опытом работы на проектах минимум от 3х лет. Senior может в одиночку работать над задачами любой сложности и делать это быстро. Кроме того, он знает, как с нуля выстроить процессы тестирования на типовых проектах, может руководить небольшой командой тестирования (до 5 человек), быть ментором. На этом уровне специалист уже должен быть вовлечен не только в тестирование, но и в QA.
Lead – это роль, которая предполагает еще более глубокую и широкую экспертизу, умение выстраивать стратегию и QA-процессы на любом проекте, а также руководить любой командой тестирования.
— Есть ли какое-то разделение по специализации внутри профессии тестировщика: например, тестировщик Android-приложений или тестировщик каких-либо функций/определенной части приложения? Или весь процесс тестирования осуществляет один человек?
— Если работы много, то как правило в команде тестирования будет несколько человек. Как именно будут распределяться их обязанности определяет QA Lead.
Как правило, «специализация» зависит от того, на какой проект или в какую компанию ты попадаешь. Например, если Junior устроился в компанию, которая разрабатывает только мобильные игры, значит он будет сосредоточен на тестировании мобильных игр и может ни разу за свою карьеру не столкнуться с тестированием веб-приложений.
В этом плане для начинающих тестировщиков, на мой взгляд, лучше начинать карьеру в крупных аутсорс-компаниях. Там за несколько лет можно перепробовать и разные подходы к тестированию, и поработать с разнообразными приложениями: интернет-магазинами, мобильными играми, медицинским ПО, банковским ПО, криптообменниками и т.д. Это дает возможность достаточно быстро «прокачать» свою экспертизу в тестировании.
А уже приобретя экспертизу, тестировщики могут углубляться в какую-то дополнительную специализацию, например, тестирование безопасности, нагрузочное тестирование.
— Взаимодействует ли тестировщик с заказчиком напрямую?
— Это зависит от компании и проекта. Часто взаимодействие команды с заказчиком ведется через проджект-менеджера, бизнес-аналитика или продакт-менеджера.
Чаще с заказчиком могут общаться Lead-специалисты, Junior/Middle – реже.
Но к такому общению тоже нужно быть готовым (и, в том числе, хорошо знать английский язык).
— Тестировщики часто находят ошибки в работе других. Бывает ли такое, что разработчики или другие члены команды обижаются на тестировщиков? Возникают ли из этого конфликтные ситуации и, если да, то как их разрешать?
— Это одна из специфических особенностей нашей профессии: получается, мы проверяем результаты работы других ролей в команде.
Тестировщик анализирует требования, составленные бизнес-аналитиком, и находит неточности, двусмысленности, противоречия и т.д.
Тестировщик анализирует дизайн, нарисованный UI/UX дизайнером, и находит противоречия, несоответствия требованиям, избыточность, непонятную логику и т.д.
Тестировщик находит дефекты в приложении, которое разработал программист.
QA-специалист предлагает улучшение процессов, которые придумал проджект-менеджер.
Да даже один тестировщик находит недочеты, проводя аудит тест-кейсов, написанных другим тестировщиком.
Конечно, в такой ситуации личные эмоции и самолюбие могут брать верх над профессионализмом.
Поэтому и считается, что понятие профессионализм – это не только hard skills, но ещё и soft skills. Если у участников команды (или хотя бы у лидов) высокий уровень профессионализма, то конфликтные ситуации из-за личных обид практически не возникают или погашаются лидами/проджект-менеджером. И в целом команда старается создать дружескую, доверительную атмосферу. Ведь, как правило, проекты длятся от полугода и дольше. А даже небольшая обида может похоронить нормальный рабочий процесс.
В свою очередь, тестировщику важно помнить: мы не должны критиковать человека, мы должны предоставлять информацию о выявленных недочетах в документах/приложении. Эта информация должна подкрепляться аргументами, доноситься в корректной форме и без перехода на личности.
— Что лично Вам больше всего нравится в профессии тестировщика? От чего в работе Вы получаете наибольшее удовольствие?
— Меня радует то, что благодаря моей работе получается более качественный продукт. В этом я и вижу ценность QA-специалиста.
Кроме того, я всегда любила интеллектуальные и аналитические игры. А в профессии тестировщика - этого в избытке. Когда ты анализируешь требования или тестируешь уже готовый продукт/функцию, это, по сути, такой же квиз. Который при этом каждый раз новый: сегодня ты тестируешь мобильное приложение интернет-магазина, через полгода виджеты для умного зеркала, через год банковское ПО.
И тебе за это еще и хорошо платят :)
— Можете ли вспомнить какой-то интересный случай/историю из собственной практики?
Таких истории очень-очень много, я их рассказываю, как примеры к лекциям курса. Но у меня есть любимая история.
Как-то в перерыве между проектами меня попросили взглянуть на приложение по расчету и анализу финансовых показателей для международной консалтинговой компании. Проект этот завершили, но заказчик тянул со внедрением. Всю команду распустили еще полгода назад. Оставался один разработчик, который устранял мелкие недочеты и ждал релиза. Меня попросили бегло взглянуть: может я замечу какой-то новый баг, возникший за эти полгода.
Новый баг я не заметила. Зато, вчитываясь в требования и формулы (их предоставил заказчик), я поняла, что, во-первых, между формулами существуют противоречия, а во-вторых, при пересчете по тем же данным, получается расхождение между формулами, нашим приложением и калькуляцией в Excel.
Поработав еще пару дней, я выяснила, что все финансовые показатели считаются неправильно. И это при том, что сам заказчик успешно принял это приложение.
Но в итоге случился хэппи-энд. Заказчик был согласен с тем, что недочет возник на его стороне. Естественно, все расчеты пришлось переделывать. Я осталась на этом проекте и попробовала себя еще и в роли бизнес-аналитика. В результате был успешный релиз, а потом заказчик вернулся с новым проектом. И наша команда расширилась. Кстати, к ней как раз присоединилась выпускница, которая успешно закончила мой курс в IT-Academy. К слову, бывший бухгалтер из Гродно, мама троих детей, одному из которых на тот момент было меньше года.
А с тем разработчиком у нас установились отличные отношения. Сейчас он уже лид и как раз-таки тот самый Профессионал как по hard skills, так и по soft skills.
Развивайтесь и будьте профессионалами в любом деле, которым занимаетесь!
Раньше в стране работало только пять программ скрининга — на рак, которым в основном болеют белорусы. И пациенту на каждый вид приходилось сдавать отдельный анализ.
Участковый инспектор, которого вызвал сын, побеседовал с женщиной, а она, в свою очередь, предоставила шокирующую видеозапись, на которой её отпрыск в гостях избивает знакомого.