Очередь на выезд большегрузов в страны Евросоюза из Беларуси не уменьшается вот уже несколько недель. Ситуация в пунктах пропуска остаётся критической. Дальнобойщикам приходится стоять в очереди по неделе, чтобы проехать в соседние Польшу или Литву. По данным Госпогранкомитета, на польском направлении самые загруженные площадки — в «Берестовице» и «Козловичах».
Журналист av.by побывал вблизи берестовицкого пункта пропуска (как мы знаем, фото- и видеосъёмка непосредственно на ПП запрещена). Это единственный транспортный коридор сейчас в Гродненской области на польском направлении. ПП «Брузги» — самый большой в области — не работает с 22 марта, после закрытия сопредельного с ним польского погранперехода «Кузница».
«Пропускают не больше 100 грузовиков в сутки»
Добравшись ранним утром до посёлка Пограничный, который находится в паре километров от пункта пропуска, мы заметили вереницу из фур, дожидавшихся проезда через границу. По состоянию на вторник, 22 ноября, в очереди на прохождение приграничного контроля было 690 машин. Здесь большегрузы находятся в основном на обочине. Некоторые из них припаркованы на стоянке. Большинство фур на польских номерах, реже встречаются российские и казахстанские номерные знаки.
Многие кабины большегрузов были зашторены — наверное, водители ещё спали. Замечаем тягач с открытой дверцей. В кабине молодой водитель закуривает сигарету. Представляется Александром из Витебска. Говорит, что направляется в Польшу, а в очереди стоит уже 150 часов — почти неделю.
— Какой здесь быт? — переспрашивает парень в ответ на нашу просьбу рассказать, как выживает в километровой очереди. — Биотуалеты стоят. По утрам коммунальщики приезжают и убирают их. Баня есть в посёлке. Один сеанс — 5 рублей. Правда, работает только по субботам.
В очереди перед водителем — 180 машин. Если темпы польских таможенников не замедлятся ещё больше, то через сутки, как планирует дальнобойщик, он пересечёт границу.
Мы же едем дальше. У обочины замечаем мужчину, который умывается неподалёку от своего грузовика. Но человек явно не был готов к диалогу — на наше приветствие молча забирается в кабину и громко хлопает дверью, давая понять: разговора не будет! Такую реакцию принять, конечно, можно: огромные очереди явно изматывают и людей, и их нервы.
В самом пункте пропуска, виднеющемся вдалеке, две очереди: из тех, кто стоит на перецепку или перегрузку, и тех, кто уже это сделал и едет обратно в ЕС.
— Я зарегистрировался в «колейку» назад в Польшу в прошлый понедельник. Передо мной было 732 машины, — рассказывает нам Марьян, водитель фуры. — Проходят границу здесь не больше 100 грузовиков в сутки! Где ж это нормально при пропускной способности 500 машин за 24 часа?
Марьян — водитель из Гродно. Работает в польской фирме. Ожидать очереди в пункте пропуска не стал. После регистрации мужчина поехал домой, оставив фуру около границы.
— Побыл недельку дома. Это, конечно, хорошо. Но заработок за эти дни не сохранится. Шефа можно понять: я сижу дома — зачем ему оплачивать такое время? А с другой стороны — не пришлось бы мне столько стоять, так и зарплату получил бы больше.
— А за простой в очереди вам не платят?— уточняем у мужчины.
— Польским водителям или тем, кто из Минска, Витебска, заплатят — они же, считай, живут на границе. А мне шеф так сказал: чтоб ты хоть раз в день приезжал да мотор заводил — другое дело! Но поеду — буду разговаривать с ним.
Марьян работает дальнобойщиком 20 лет. И за это время привык ко многому. Периодически, говорит, очереди такие бывают, и это неизбежно.
— На границе постоянно что-то случается. Сейчас вроде польские таможенники бастуют, требуя повышения заработной платы. Но что там на самом деле — я не знаю, — говорит мужчина, махнув рукой. — Сейчас одна смена работает быстрее, другая — медленнее. Но в среднем пропускают три машины в час. В хорошие времена на прохождение белорусско-польской границы уходило не больше двух дней.
Из-за огромного скопления фур ситуация на дороге аварийная. Машины стоят по обе стороны обочины. К зеркалам некоторых грузовиков привязаны светоотражающие жилеты.
— Плохо здесь! Стоим по десять дней, негде поставить машину, нет никакой безопасности для движения, — подходит к нам водитель большегруза на польских номерах. — Мы понимаем, что не нашего руководства вина, — это противоположная сторона так работает. Но и здесь, извините, нет никаких условий. Машины стоят у обочины. После дождя, да и просто от груза тягач «проседает»! Знаете, сколько уже было таких случаев здесь, когда фура проваливалась? А ночью? Здесь же нет никакого освещения — выйти на дорогу опасно. Собьют!
Владимир — водитель из Волковыска. Свою очередь он ожидал дома, как и предыдущий собеседник.
— А вот мой коллега из России всю неделю просидел в кабине. Из удобств — ничего! Душ и тот неотапливаемый. Вы представляете, каково в такую погоду выйти из кабины и мыться в холодной комнате? Из еды — чебуреки из сельского магазина да «Роллтон».
— Некоторые местные подвозят сюда обеды, но на всех их не хватает... — присоединяется к разговору ещё один дальнобойщик.
— И сколько стоит у них перекусить?
— 15 рублей вроде. Там и суп, и второе, и салат, и компот.
Похоже, что местные решили подзаработать, пока очереди на границе огромные. Как мы выяснили, средняя стоимость обеда в гродненском кафе — 8—10 рублей, а в столовой можно и за 5 рублей плотно пообедать. Таксисты тоже не спят: подвезут сюда любой заказ — правда, по тройному тарифу.
По настроению водителей заметно, что вместе с очередью растёт и градус их недовольства.
— Вы были около туалетов? Это же Марсово поле — туда не зайти! На своих польских номерах я не могу никуда дальше уехать — у меня электронная пломба, отслеживающая мой путь. Вот и толпимся все здесь. Ждём. А чего ждать? В конце года, как правило, трафик машин увеличивается. Несложно представить, что будет здесь в декабре, если ситуация не станет лучше.
Гродненская региональная таможня: «Мы могли бы принимать больше»
За комментариями о ситуации в пункте пропуска «Берестовица» журналисты обратились к представителям Гродненской региональной таможни.
— Какая сейчас ситуация в польском направлении? Можно ли её назвать критической?
—Самая напряжённая ситуация в пункте пропуска «Берестовица», в котором на протяжении последнего времени на выезд из Беларуси в очередях находятся по 500—800 грузовых транспортных средств. Выезда из нашей страны ожидает более 650 транспортных средств, так как определённая совместными договорённостями норма польской стороной выполняется в среднем лишь на 20% (норма пропуска определена международным соглашением пограничных и таможенных ведомств Беларуси и Польши. — Прим. ред.).
— Наблюдается ли тенденция на увеличение или, наоборот, уменьшение очереди сейчас?
— За минувшие сутки польские контролирующие органы приняли лишь 124 грузовых транспортных средства. В свою очередь, белорусской стороной принято более 270 грузовиков, то есть все транспортные средства, которые подала польская сторона. Мы готовы принимать больше, только это зависит от ритмичности работы сопредельной стороны. По-прежнему по инициативе польской стороны закрыт для движения пункт пропуска «Кузница Белостокская», сопредельный с белорусским пунктом пропуска «Брузги». Что, в свою очередь, как и неритмичная работа пункта пропуска «Берестовица», увеличивает нагрузку ещё на один белорусско-польский пункт пропуска — «Козловичи».
— Какие условия создаются белорусской стороной для ожидающих водителей большегрузов?
—Нами созданы все необходимые условия. В зоне ожидания работают туалеты, душ, а также магазины, где продаются товары первой необходимости.
— Конец года — это всегда большая загруженность в логистической сфере. Какие прогнозы вы можете сделать, если польская сторона не начнёт работать в активном режиме?
—Вслучае дальнейшего бездействия польской стороны прогнозы на конец года, когда загруженность пунктов пропуска транспортом по понятным причинам традиционно возрастает, неутешительные.
За несколько дней до случившегося парню предложили стать финансовым менеджером, в обязанности входил выезд по адресам за деньгами. Предложение совсем не насторожило парня.
Спор о работе накалился до такой степени, что мужчина схватил стеклянный кувшин и ударил им по голове 23-летнюю девушку, а затем бутылкой атаковал 24-летнего парня.