• Второй шанс: в Беларуси хотят снять новый фильм по роману Короткевича «Христос приземлился в Гродно»

    Второй шанс: в Беларуси хотят снять новый фильм по роману Короткевича «Христос приземлился в Гродно»

    Они были знакомы: великий классик белорусской и мировой литературы Владимир Короткевич и заслуженный деятель культуры БССР, лауреат государственной премии СССР, академик российской академии кино и науки, обладатель приза "Золотой орел" Вячеслав Никифоров.

    Между этими двумя знаменитыми людьми в свое время была договоренность, что именно Никифоров экранизирует "Черный замок Ольшанский", но, увы, тогда это не случилось. Однако судьба спустя почти 40 лет дает режиссеру второй шанс.

    Это может произойти в рамках национального проекта Министерства культуры Беларуси. Вячеслав Никифоров подал заявку на съемку фильма по роману Владимира Короткевича "Христос приземлился в Гродно". А еще он написал писателю письмо. Туда, в вечность…

    "Здравствуйте, Владимир Семенович, здравствуйте во веки веков! Благодарю Вас – я узнал от Вас, что на Беларуси Бог живет, и поверил в это. Я успел увидеть Вас и недолго пообщаться при жизни, испытать впечатление трогательности, такое, когда видишь ребенка – простым в своей подлинности и принадлежности Природе. Настоящим человеком, в котором угадывается живущий в нем Народ.

    Простите нас, мы должны были носить Вас на руках, беречь Вас и внимать Вам. Нам мешало суетное честолюбие, внушаемое мусором предрассудков и фальшивых ценностей, и если бы не Ваш отрезвляющий и увлекательный историзм, не Ваша Поэзия знания о жизни и любви к своему народу, мы оставались бы ничтожествами, недостойными обращения к Вам. Вы даруете нам высокую честь приблизиться к Вам с поклоном и сказать – здравствуйте, господин Короткевич!"

    Колумнист Sputnik Евгений Огурцов встретился с режиссером и поговорил с ним о Короткевиче и фильме, который планируется снять по роману белорусского писателя.

    Он был историком от Бога

    – Вячеслав Александрович, откуда у вас такое, я бы сказал, фанатское отношение к действительно великому писателю?

    – От любви к истории! Ведь Владимир Семенович Короткевич – один из самых историчных классиков белорусской литературы. Он и сам уже история. А его герои из XVI века ("Христос приземлился в Городне") по духу и сути – современны.

    Почему XVI век? В то время город с Магдебургским правом, а Гродно его имел, характеризовался как центр торговли, геополитический перекресток интересов всей Европы, сосуществование мировых религий и конфессий.

    Автор вводит нас в мир известных, но удивительных исторических фактов, они начинают взаимодействовать как аккорды из нот, как цвета в колорите. Ассоциации нарастают как снежный ком.

    – Ну, из старого фильма "Христос приземлился в Гродно" этого не скажешь, уж очень там все как-то упрощенно…

    – Ну нет. У Короткевича не так. Симпатии и участие писателя обращены к народу, к тем, кто является солью земли и без кого нет государства. И, как всегда, труднее всех простому люду… как всегда - что же так банально? Неужели нельзя раз и навсегда наладить счастливую зажиточную жизнь? Увы, нельзя! Так устроен мир. Добро и Зло. Утопии и великие мечты о светлом будущем, Платон и Кампанелла, Адам Смит и Карл Маркс. Человечество жадно стремится в будущее, оседлав прогресс, веру, повинуясь идеям и страстям, нередко не самым возвышенным…

    – Похоже, что, вы хотите нам преподать своим фильмом некие уроки истории?

    – А разве мы не сами делаем жизнь такой, какая она есть? И можем начать разбираться, кто и что делает. Как верим, как любим, как трудимся? Какие ценности преобладают в нашем бытии, какие деяния совершаем, как отличаем подлость от благородства и мужество от слабодушия? Все без исключения – воины и правители, священнослужители и градоначальники, ученые и поэты, скоморохи и музыканты, сапожники-кулинары-брадобреи-костоправы-ремесленники – все они, простые смертные, хотят есть и пить, их дети и дети их детей вплоть до нас, сегодняшних, нуждаются и в хлебе насущном как в духовной пище, и в хлебе как в хлебе. Закрадывается подозрение, что более всего как в хлебе.

    – Материя первична, хотите сказать вы вместе с Короткевичем?

    – Нет, Евгений Евгеньевич, вот вам второе открытие от автора: во все века были, есть и будут труженики, которые повинуются, прежде всего, времени года и природе, взращивая хлебные зерна, добывая пищу – наши кормильцы. Вот им-то во все времена было труднее всех, по той хотя бы причине, что некогда им глупостями заниматься: выяснять отношения с обидчиками, бражничать и наживаться за счет ближнего. И более всех они нуждались в хлебе духовном, это они – "нищие духом", т.е. жаждущие Духа Святого.

    – Хотите нас подвести к вечному конфликту, когда добро борется со злом?

    – Наш мудрый автор, уведя нас в глубь веков, расширив наш кругозор и разбросав загадки, создает ситуацию, в которой положение народа-труженика ухудшается, фарисеи изощряются в интригах, уклоняясь от гнева людского, нет хлеба, так вбросим что-нибудь этакое, и назначают "Христом" школяра и скомороха, простого православного "из народа" Юрася Братчика! А надо сказать, что в те далекие времена люди были весьма бесхитростны и всем существом верили, что когда станет совсем невмоготу, тут и явится Сын Божий.

    – Хотите сказать, Вячеслав Александрович, что скоморох по воле автора начинает вести себя как Бог?

    – Да, возникает конфликт конфликтов: с одной стороны герой, Юрась Братчик, проникшись Словом Божьим, совершает столь же высокие поступки, как бы вырастая из себя, берет под свою защиту униженных… с другой – служа людям, он достигает своих целей огнем и мечом, впадая в святотатство и, становясь, по сути, антихристом, присвоившим имя Спасителя. Об этом будет фильм.

    – Вы видите произведение Короткевича как признание того, что человек может стать Богом, если будет делать то, что проповедовал и делал Христос?

    – Да, такой путь возможен, но наш герой его прошел не до конца. Удивительное по глубине мысли и художественному чутью завершение истории самозваного Христа: автор не позволяет Юрасю уподобиться Сыну Божьему через Распятие и отправляет его туда, где испокон веку его место – к земле. "Вышел сеятель сеять на нивы своя" – последняя строчка романа.

    – Вячеслав Александрович, писатель Короткевич вывел через героя романа свое видение жизни, но, как говорится: "Один в поле не воин!"

    – Вовсе не один. Вот как ранее выводился смысл существования другими гениями Европы. Вольтером, к примеру: "Надо возделывать свой сад". Или самим Пушкиным: "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв". Выдающийся европеец Короткевич счел миссию Сеятеля наивысшим предназначением человека. Синонимы слову "сеятель" - труженик, гражданин, человек.

    – Вячеслав Александрович, моя учительница литературы, проверяя у школьников знание того или иного произведения, говорила так: "А перескажи-ка ты мне этот роман в виде анекдота, то есть коротко и со смыслом!" Вот и я вас попрошу сделать то же самое.

    Крестный путь Юрася Братчика

    "…Итак, в Городне появляется труппа лицедеев, сборище комедиантов, а попросту – шайка бродяг и жуликов. И предводитель этого сброда Юрась Братчик ничуть не лучше всех остальных – точно такой же мошенник и плут, хоть и образованный, с ясным умом. Он высмеивает торговцев, попов и вообще власть. Делается популярным, а в местечке голод, растет народный гнев. Фарисеи решили использовать это в своих корыстных целях и под угрозой пыток заставили компанию Юрася сыграть вживую роль Христа и 12 апостолов.

    И случилось чудо. Войдя в роль, Псевдохристос обнаруживает, что люди приняли его всерьез. И не только потому, что не догадываются, кто он на самом деле, нет, просто они отчаянно нуждаются в духовном предводителе, чтобы и самим почувствовать себя людьми.

    И мы видим, как он начинает меняться, как, противясь поначалу той "святости", которой его наделили, он уже пытается ей соответствовать, как постепенно, благодаря его благим делам, в него входит Дух Святой и подспудно внушает Юрасю мысли Бога и, как полагается, мысли перерастают в поступки. И однажды, взглянув на мир глазами Бога, Братчик оскорбился и, как и Христос за 15 столетий до него, кнутом изгнал из храма торговцев. И люди уже безоглядно поверили в него, да и сам Юрась как бы окончательно переродился: более он не запятнает себя ни одним бесчестным поступком.

    Окруженный все растущей толпой, идет он от селения к селению, от городка к городку, и люди поднимают голову и тоже начинают меняться. А Дух Святой делает слова Юрася все более Божьими, поступки – все более совершенными, и людям и впрямь начинает казаться – вот оно, Второе Пришествие Сына Божьего на земле".

    Христос и антихрист

    "Церковники, поняв, куда завела их собственная игра, идут на новоявленного "Мессию" войной, хитростью и силой пытаясь уничтожить его, но "Христос" уже неуязвим: кольцо народной любви надежно защищает его. И вот он уже берет Городню, и люди начинают жить в этом городе новой, свободной жизнью. Но разве можно создать Царствие Божие в одном, отдельно взятом городе?

    "Христос" не хотел насилия, он избегал его. И сам оказался против него бессилен, превратившись, по-сути, в антихриста. Враг ворвался в город хитростью. И была страшная ночь резни, нескончаемая вереница казненных верующих. Юрась был схвачен, и был суд Синедриона, и был местный Пилат, и крестный путь на местную Голгофу, и крики "Распни его!" "Сын Божий" сталкивается с сильными врагами, предательством, человеческой косностью и… терпит поражение.

    А что же его апостольская шайка? 10 из 12 "апостолов" не идут на крестные муки вслед за "Учителем", на протяжении всего романа они своими делами всячески дискредитируют его и его дело, а в финале предают и продают его оптом и в розницу, каждый из них получает свои 30 сребренников. И они уходят в безвестность, в забвение. И только двое из них остаются с "Христом" до конца – "Фома Неверующий" и "Иуда Искариот". Только они провожают его на "Голгофу" и воссоединяются с ним впоследствии.

    Гений автора избавляет героя от распятия, но озадачивает нас: трудно поверить, что причина тому – жалость и сочувствие. Возможно, авторский расчет направлен на героизацию народных масс: многочисленные обретенные в борьбе сторонники и друзья в последний момент спасают "Христа" от распятия и расправляются с его врагами? И в это чудесное спасение искренне хочется верить. Да и почему не верить: разве есть предел для людской благодарности? И разве простой земной человек может до самого конца повторить путь Сына Божия?"

    – Тогда ответьте на вот какой вопрос: можем ли мы считать Юрася Братчика современным героем?

    – Еще как можем. И более того: героем на все времена. Для читателя с проснувшимся историческим чутьем ясно, что есть так называемые "вечные времена", как и вечные ценности.

    Увидим: во все времена есть герои.

    – Тогда объясните нам, что это за понятие такое – "герой"?

    – Ну, прежде всего, это человек, которого я принимаю всей душой и, как говорится, без оглядки. Я как бы сам назначаю себе героя. Потому что узнаю в нем себя. Только он лучше, чем я. Сильнее. Храбрее. Красивее. Умнее. Благороднее. Честнее. Идеальнее. И вот история тем хороша, что она не дает забыть, что такие герои были, есть и будут. И что прежде чем стать литературным или киногероем, каждый из них был таким же, как мы. И когда перед ними вставал выбор – честь или бесчестие, правда или ложь, они выбирали то, что выбрал бы и я.

    Но герой – это оформление литературы и кино, а они не могут быть полнее и универсальнее, даже фантастичнее, чем сама жизнь. И откуда взяться герою, разве что выдумать его. Казалось бы, в сказках так и делается. Ан нет! Народ туда вводит героев, бывших в реальной жизни. И в нашей жизни они есть.

    Среди тружеников – кто-то трудится лучше многих. Среди художников и спортсменов – кто-то от Бога талантливее, выносливее. Среди воинства – с риском для жизни интересы Родины защитил. Вырастил детей. Честен был с людьми. Не обижал слабых. Перед подлостью не пасовал.

    Подражая героям, мы тренируем готовность к подвигам, закаляя характер и моделируя в себе типы гражданского поведения.

    А в финале руки любимой девушки снимут Юрася Братчика с креста, очищенного, как и он, живой водой Немана. Теперь не будет лжи, а будет правда, а ее говорить легко и приятно.

    Как итог. Писатель и режиссер сошлись во мнении, что человек полуосознанно примеряет функцию Бога на себя, вспоминая об образе и подобии божьем, смотря на небо и восхищаясь закатами и рассветами, впуская в себя великолепие и величие земного мира. Юрась Братчик до конца путь Христа не прошел, но борьба с собой не была напрасной, он поднялся над собой, осознав, что он не Бог и его стезя быть сеятелем, то есть человеком.


    Режиссер Никифоров назвал свой будущий фильм исторической гротеск-драмой, осознанно ставя гротеск выше драмы, готовя зрителей к сюрпризам преувеличения и элементам фантастичности. Так что фильм с названием "На Беларуси живет Бог" уже готов. Нам остается узнать, когда прозвучит команда "мотор", и разобьет ли Вячеслав Никифоров традиционную тарелку на первом дне съемок?


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Ежемесячно Яндекс Плюс анализирует предпочтения жителей Беларуси. Рассказываем, какой контент оказался в топе.

    Яркая фотозона с шарами для жителей Гродно останется в TRINITI по 28 апреля.

    Изначально обвиняемый пояснил, что мужчины шумели и мешали ему отдыхать, поэтому он совершил по ним несколько выстрелов из пневматического пистолета.

    Строящийся на бывшей территории воинской части гродненского микрорайона Фолюш будет самым зеленым среди всех новостроек Гродно.

    Из четырёх квартир на лестничной площадке только одна благополучная. Ее хозяйка так запугана, что боится открывать дверь.

    На одежде представлены рисунки в стиле Бакста – восточный орнамент на ультрамариновом фоне, необычные ромбики-символы и огромные розовые цветы.

    Стоит сразу отметить, что практически всегда в объявлениях указаны минимальные цены, которые соответствуют будним дням, либо цена для одного человека.

    Все новости