Всерьёз задумываться о сезонной «переобувке» машины белорусы начнут не раньше октября — солнечный и тёплый сентябрь позволяет откладывать данное занятие. Но так или иначе смена шин не за горами. Журналисты av.by узнали, что предложат продавцы чёрных и круглых в нынешнем году, а также задались вопросом: выгодно ли везти европейские колёса из соседней Польши (Литвы) и реально ли это сделать?
«Будет дефицит больших размеров»
Воскресным утром мы отправились на рынок в Гродно. Здесь расположены несколько рядов с автошинами. Хотя погода на улице тёплая и солнечная, у витрин было много людей. Не уверены, что каждые полчаса дело доходило до реальной сделки, но интерес к шинам у автомобилистов уже однозначно есть.
Это подтверждает и один из продавцов — Евгений:
— Зимний сезон потихоньку открывается. Люди за покрышками приходят: кто-то просто приценивается, а кто-то и покупает. Многие уже знают, что в начале сезона и выбор есть, и цены ниже, чем в его разгар.
— Какой ассортимент ожидается в этом году?
— Добавилось очень много китайских брендов. Если раньше их было около десяти, то сейчас уже за тридцать перевалило! В Россию новые для нас марки пришли чуть раньше, и отзывы о них уже имеются, а вот в Беларуси они станут продаваться впервые.
— Поменялись ли цены по сравнению с прошлым сезоном?
— Они почти эквивалентны цифрам минувшего года, но надо учитывать рост валютного курса и инфляцию. Если в 2023-м за китайские шины в типоразмере 205/55 R16 просили 145 рублей за штуку, то в 2024-м — 155 руб. и больше. Это из бюджетных вариантов. Средний класс — вынь да положь 160—180 BYN за колесо. Самые ходовые бренды из Китая — iLink и Grenlander — в прошлом году стоили 135—140 рублей за единицу товара, в текущем — уже 145—150 руб.!
Торговец рассказывает: очень сильно выросли цены на большие размеры: R19, R20, R21. Связано это с тем, что сейчас многие покупают крупные китайские кроссоверы — Haval, Geely, Dongfeng. Или ввозят из Европы популярные нынче модели — Peugeot 5008 и 3008, Opel Crossland X, Renault Scenic и другие.
— Предположу, что и в этом году сохранится дефицит крупных зимних покрышек для таких машин. Цена за колесо в типоразмере 255/45 R20 будет от 230—235 рублей. Grenlander стоит 315 BYN, например. Но судя по 2023-му, эти шины могут подорожать на 50%. И в ноябре за них попросят 500—600 рублей. Так было с резиной для больших кроссоверов Geely. К примеру, размерность шин на кросс Monjaro — от 235/50 R19 до 245/45 R20. В начале сезона они продавались по 250 рублей за колесо, в ноябре — уже по 600 руб.!
— Предложат ли на гродненском рынке европейские бренды?
— Michelin, Continental и всеми любимые корейские Hankook будут у нас в этом году! Наши импортёры стараются привозить максимально широкий размерный ряд, чтобы имелся выбор у покупателей. Но надо учитывать: те же Hankook выступали «народными» шинами из-за доступной цены. Сейчас стоимость, конечно, выше. В прошлом году экземпляр R16 продавался за 210 рублей, в нынешнем — за 240—250 руб., а R15 уже 200—210 BYN станет стоить. В 2023-м можно было за 170 рублей взять...
— Что касается Michelin, то возьмём для примера размерчик для крупного кроссовера — 265/45 R21. На такое одно колесо потребуется 1 500 BYN! А на какой-нибудь китайский бренд — пусть рублей 400... Вот и считайте: за цену одного комплекта «Мишлен» можно купить три комплекта шин из КНР.
Отметим, продавцы бэушных покрышек на диалог с нами не пошли. Многие издалека сказали, что распродают остатки прошлого года и на этом закрывают свой бизнес!
Ради интереса мы изучили предложения в Польше. Для этого заглянули на крупную торговую онлайн-площадку. Итак, что предлагают торговцы в соседней стране?
Комплект Goodyear в типоразмере 195/65 R15 стоит 1 234 злотых, или 1 054 белорусских рубля.
Примерно столько же — Michelin в типоразмере 185/65 R15: 1 297 злотых, или 1 107 белорусских рублей.
А вот шины 255/35 R20 этого же бренда существенно дороже — 4 955 злотых, или 4 150 белорусских рублей за набор из четырёх штук.
Комплект зимних шин Kormoran в типоразмере 225/45 R17 у польского продавца стоит 1 020 злотых, или 870 белорусских рублей.
Согласно информации таможенных органов Беларуси, ввоз шин (новых) и колёс к транспортным средствам в качестве товаров для личного пользования допускается в количестве не более одного комплекта, ввозимого в течение календарного года, к каждому транспортному средству для личного пользования, находящемуся в собственности физического лица. Условия такого ввоза следующие: шины (колёса) могут быть установлены по радиусу на транспортное средство, находящееся в собственности у декларанта; сведения о декларанте указаны в свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в документе, подтверждающем приобретение лицом права собственности на транспортное средство для личного пользования, не состоящее на регистрационном учёте в государстве — члене Евразийского экономического союза или государстве, не являющемся членом Евразийского экономического союза (договор купли-продажи, договор дарения, счёт-справка, документы, подтверждающие получение транспортного средства в наследство, и т. п.).
Правда, если раньше реально было сэкономить, оформив «ваты» на границе, сейчас о таком бонусе можно забыть: поляки перестали оформлять такс-фри для белорусов. Оттого и экономия получается очень сомнительная.
«За переброс перевозчикам — от 25 долларов за штуку!»
Но находятся белорусы, которые всё же перевозят шины из Польши. Как правило, это те, кто не хочет ездить на китайских или российских покрышках. Они утверждают, что даже без оформления «ватов» подобное до сих пор выгодно. А если купить ещё и «бэушку», выгода получится двойной! Правда, надо помнить: по закону бывшие в употреблении покрышки относятся к опасным отходам. В связи с этим их перемещение через границу ЕАЭС запрещено. С подобным грузом не пропустят, и придётся возвращаться обратно. Но ушлые белорусы выход находят:
— Перевозят на запасках по одному колесу! За четыре «ходки» можно весь комплект привезти себе того же «Мишлен» или Goodyear. Это касается и новых шин! Кто-то перебрасывает перевозчикам. Цены за такие услуги разные... Колесо R16 стоит 25 долларов, а прайс R19 может доходить до 70 долларов за штуку, — рассказал нам источник на условиях анонимности.
«Есть определённые трудности с турецкими брендами»
Какие тенденции будут на шинном рынке в новом сезоне и есть ли смысл покупать колёса в соседних европейских странах? Об этом мы спросили у Дмитрия Марголина, руководителя компании «МегаСклад».
— Приобретать шины в Польше разумно только тогда, когда речь идёт о крупных редких размерах, которые нельзя купить в Беларуси. Что касается среднего и бюджетного сегмента, то смысла нет, я считаю. Разницы в цене в несколько раз уже не существует. А все мы знаем, что происходит на границе — какие там очереди и сколько нужно времени, чтобы съездить в Польшу и обратно.
— Какие тенденции сейчас наблюдаются на шинном рынке Беларуси?
— Очень сильно вырос китайский сегмент. В новом сезоне таких марок будет около 25 — Mazzini, Headway, Autogreen и другие. Есть определённые трудности с турецкими брендами. Это связано с проблемами оплаты между банками. Так что грядёт дефицит любимых многими Petlas и Lassa. Отечественный производитель «Белшина» остаётся на своём месте, всё больше укрепляя позицию среди покупателей.
Есть в центре Гродно историческое здание, известное многим как бывший ресторан «Белосток». Сейчас оно пустует и после реконструкции исторический вид сохранен лишь у фасада.
Глава польского МИД Радослав Сикорский заявил, что этим шагом страна подводит черту под коррупционной практикой оформления виз, существовавшей при предыдущем правительстве.