«Горько будет умереть в 70–80 лет с ощущением, что мою семью унизили»: белорус, объявивший в Клайпеде голодовку из-за автомобиля, дал интервью литовским журналистам
8 сентября белорус Григорий Алексиевич, который находится в Клайпеде, объявил голодовку и устроил одиночный пикет с призывом к литовским властям оказать помощь в разрешении вопроса с вывозом автомобилей/
Литовская газета рассказала подробнее историю Григория Алексиевича, пишет ABW.BY. По его словам, он приехал в Клайпеду на прошлой неделе, когда понял, что телефонные разговоры ни к чему не приведут, и попытался на месте разобраться в ситуации.
«Автомобиль я покупал, находясь в США, – говорит Григорий. – Гибридный Honda CR-V 2020 года выпуска выиграл на популярном аукционе Copart 23 апреля 2024 года. Автомобиль в хорошем состоянии, без повреждений кузова. С транспортировкой в Клайпеду (доставка была оформлена через компанию Usko Shipping 14 мая) вышло около $20 000. Хотел сделать подарок жене к юбилею.
Пока автомобиль находился на пути в Литву, были приняты меры по ужесточению санкций в отношении граждан Беларуси. При обсуждении ограничений была предусмотрена оговорка: если машины были приобретены до 1 июля, то их выпускать в обращение можно. Но этот аргумент не убеждает литовские власти.
«Мой автомобиль прибыл в Клайпеду 16 августа, – продолжает Григорий Алексиевич. – Сейчас он находится на территории логистической компании, которая занимается оформлением таможенных документов. Я общался с ее представителями, но ничего путного добиться не удалось. Они говорят, что таможня не дает добро, точнее – не предоставляет транспортную декларацию для вывоза машины в Беларусь».
По словам Григория, он также обращался в Клайпедскую территориальную таможню. Сперва никто не хотел с ним разговаривать, но потом вышел специалист, который предложил написать обращение на электронную почту.
«Фактически я исчерпал все законные возможности», – подчеркивает владелец Honda CR-V. Он также упоминает, что таможенные брокеры предложили ему вариант за €5000 доставить автомобиль через Польшу, Венгрию и Румынию в Турцию. Оттуда – паромом в Россию и потом в Беларусь. Он отказался. «Сделка должна быть завершена на начальных условиях. Это сфера международного права, и правила хорошего тона среди порядочных людей – придерживаться первоначальных договоренностей, – говорит он. – Однако в данном случае возникла абсурдная ситуация. Люди, которые традиционно зарабатывали за счет порта в Клайпеде, в условиях жестких ограничений пытаются использовать последний шанс и получить дополнительные деньги. Эта непоследовательная политика может сыграть злую шутку с Литвой. Когда невозможно предсказать исход бизнес-операции, доверие к ее участникам снижается».
В отчаянии Григорий Алексиевич объявил голодовку, хотя никогда не был публичным человеком и не любил лишнего внимания:
«Несколько дней колебался, но решился воспользоваться правом на гражданский протест. Дело не только в деньгах. Я воспринимаю это как оскорбление меня и моей семьи. Почему не отдают мою собственность?»
С плакатом, на котором были сделаны надписи на литовском и английском языках, белорус появился в центре Клайпеды.
До того времени, пока вопрос не будет разрешен в его пользу, белорус отказывается принимать еду и пьет только воду. Он считает, что таким образом сможет продержаться не менее двух недель.
«Я настроен серьезно, – заявляет Григорий Алексиевич. – Мне уже 53 года, я многодетный отец, пожил достаточно. Хотелось бы, конечно, побольше, но горько будет умереть в 70–80 лет с ощущением, что мою семью унизили и сделали вид, что так и должно быть. Отчасти поэтому я решился на такой протест».
Белорус подчеркивает, что с большим уважением относится к литовской нации. Раньше он считал литовцев замкнутыми, но во время своего пикета в Клайпеде услышал слова поддержки от многих людей.
Есть в центре Гродно историческое здание, известное многим как бывший ресторан «Белосток». Сейчас оно пустует и после реконструкции исторический вид сохранен лишь у фасада.
Глава польского МИД Радослав Сикорский заявил, что этим шагом страна подводит черту под коррупционной практикой оформления виз, существовавшей при предыдущем правительстве.