• В Беларуси меняется закон о рекламе. К чему готовиться блогерам и простым пользователям соцсетей

    В Беларуси меняется закон о рекламе. К чему готовиться блогерам и простым пользователям соцсетей

    Ближайшим летом, а именно с 12 июля, в Беларуси изменится рекламное законодательство. Новшества затронут блогеров и просто активных пользователей соцсетей. Onliner.by изучил изменения и трактовки сложных случаев вместе с адвокатом, чтобы знать, к чему готовиться.

    Разбираться в теме нам помогала Ирина Калугина — адвокат в области договорного, хозяйственного, семейного права.

    Как все устроено сейчас?

    В 2022 году в Беларуси появился так называемый реестр рекламораспространителей. Сейчас там должны быть те, кто оказывает рекламные услуги в печатных СМИ, на радио и телевидении, а также в интернете через сетевые издания. Реестр выглядит как таблица и размещен в открытом доступе на сайте МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования торговли) — это владелец реестра, министерство формирует и ведет его.

    Сейчас без включения в реестр можно давать в интернете рекламу, не связанную с публикацией в сетевых изданиях. Например, блогер выкладывает сторис со свежим маникюром и отметкой салона красоты — ей не нужно быть в реестре. А вот если салон красоты захочет купить баннеры на городском портале, который зарегистрирован как СМИ (или сетевое издание), то портал должен быть в списке.

    В этом примере с маникюром есть два неочевидных нюанса закона.

    1. Нельзя рекламировать «серых» предпринимателей — это статья 10 закона «О рекламе». То есть если деятельность человека подпадает под определение предпринимательства, он должен быть зарегистрирован как ИП или юрлицо. То же самое с деятельностью по лицензиям и аттестатам. Например, лицензируются медицинские услуги, работа адвокатов, оздоровление детей за рубежом. По аттестатам работают, например, аудиторы.

    Блогерам перед публикацией рекламы нужно проверять все эти документы. И бренд-менеджерам, которые выбирают лица брендов для рекламы, тоже.

    2. Все люди, попавшие в сторис с геометкой, должны быть согласны на публикацию. Иначе нарушаются их конституционные права, и за это могут даже привлечь к уголовной ответственности. Например, по статье 203 УК Республики Беларусь («Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных наказываются общественными работами или штрафом, или арестом, или ограничением/лишением свободы на срок до двух лет»). Этот нюанс относится не только к рекламе у блогеров, но и к обычным постам.

    Если на селфи из ресторана попадает гость за соседним столиком, то нужно или спрашивать у него согласие перед публикацией, или делать фото, на котором его нельзя узнать.

    Что меняется с 12 июля 2024 года?

    Вступят в силу изменения в закон «О рекламе», опубликованные 11 января 2024 года. Согласно им, нужно будет вносить в реестр информацию обо всех, кто размещает рекламу в любой форме с помощью любых средств в интернете (даже если они не являются СМИ и не зарегистрированы как сетевые издания). Людям, которые планируют зарабатывать на блоге, давая рекламу, надо будет зарегистрироваться в реестре. Кстати, некоторые блогеры в нем уже есть.

    Причем рекламой с точки зрения законодательства могут выглядеть и действия, у которых нет цели что-то продать или заработать. Вот несколько примеров.

    Ситуация 1: блог энтузиастов

    Допустим, друзья из Гродно ведут в Instagram небольшой блог на 3000 человек о новых местах в городе. Аккаунт создан из любви к родному городу, не монетизируется, про новые заведения здесь пишут по желанию — это не типичные отношения «рекламодатель — рекламная площадка». Нужно ли ему быть в реестре?

    — Можно сказать точно, что до 12.07.2024 это было не нужно, а вот после регистрация требуется, если не появится новых разъяснений по применению данного закона, — рассказывает Ирина Калугина.

    Ситуация 2: художник отмечает блогера в соцсетях

    Представим, что начинающий художник рисует популярного блогера и размещает этот портрет у себя в аккаунте с отметкой блогера. Должен ли художник регистрироваться в реестре?

    — Если исходить из норм закона «О рекламе», действия художника подпадают под определение «распространение рекламы». Опять же до 12 июля 2024 года художнику быть в реестре не нужно, а с 12 июля — необходимо, — объясняет эксперт.

    Ситуация 3: коллаборация брендов

    Например, компания производит продукцию и пишет об этом на своем сайте и в соцсетях. Они объединились с другой компанией и выпустили совместную коллекцию. Должен ли тут кто-то быть в реестре?

    По словам Ирины, для законодательства эти действия выглядят так:

    • Опубликовать статью про свою продукцию у себя на сайте = разместить рекламу в интернете, компания считается рекламодателем.
    • Опубликовать у себя на сайте статью про продукцию другой компании = распространить рекламу, компания считается рекламораспространителем и уже в этом случае должна быть в реестре с 12 июля 2024 года.

    А что будет с таргетом и гивами?

    Сразу представляется ситуация: человек хочет разыграть книгу среди своей небольшой аудитории, в основном состоящей из друзей и знакомых, попросив о репостах. Как на такое смотрит закон?

    По словам Ирины, термина «гив» в законодательстве нет. Но если учитывать, что гив предназначен для привлечения внимания и роста подписчиков, то по этим признакам его можно отнести к рекламе.

    Новую редакцию закона МАРТ разъясняет так:

    «Вводится запрет на оказание услуг по размещению рекламы в интернете юрлицами и ИП, не включенными в реестр».

    Получается, что при ответе на вопрос «Нужно ли мне быть в реестре?» сначала необходимо понять:

    1. делаю ли я то, что подпадает под определение предпринимательской деятельности (рекламирование считается такой);
    2. есть ли у меня для такой деятельности ИП или юрлицо.

    Еще один неоднозначный инструмент соцсетей — таргетированная реклама. Согласно обновленному закону, тот, кто ее запускает, должен быть зарегистрирован в реестре. Но бывают и некоммерческие ситуации использования таргета. Вот пара примеров:

    • Зооволонтер подбирает с улицы кошек и собак. Чтобы быстрее их пристраивать, запускает таргетированную рекламу. Денег за волонтерскую деятельность он не получает, наоборот, вкладывает свои — на корм, ветклиники и запуск рекламы.
    • Парень скучает по ушедшему Tinder и хочет запустить таргет на свои фото, чтобы знакомиться с девушками.

    Что касается этих ситуаций, сейчас нет однозначных ответов, можно ли будет так делать после 12 июля без регистрации в реестре. Закон пока не вступил в силу, еще не сложилась правоприменительная практика, на которую обычно опираются адвокаты. Пояснений от МАРТ и Национального центра по защите персональных данных пока не так много. Поэтому если у вас неоднозначная ситуация, можно обратиться в министерство с просьбой пояснить, как закон будет смотреть на конкретный случай.

    Кажется, я все же должен быть в реестре. Что делать?

    Нужно распечатать и заполнить форму, подать ее через ящик для писем МАРТ — это на первом этаже здания по улице Кирова, 8/1, в Минске. Или можно отправить почтой по адресу 220030, город Минск, улица Кирова, 8/1.

    А что будет, если я не зарегистрируюсь в реестре?

    Результатом может стать административная ответственность по статье 24.11 КоАП («Непредставление документов, отчетов и иных материалов»). То же самое может ожидать того, кто зарегистрируется с ложными данными.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.

    Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?

    Своими действиями мужчина ставил семью в тяжелое материальное положение. Факт злоупотребления им алкогольными напитками подтвердили родственники.

    Проектом предусматривается реконструкция под помещение по оказанию услуг в сфере общественного питания, а также предоставление гостиничных услуг.

    В кругу автолюбителей часто слышится фраза: «Настоящие машины уже не делают». Единственным выходом остается поиск достойного варианта среди подержанных авто.

    Борьба на торгах за спортзал с тренажерами в Ошмянах развернулась между тремя покупателями.

    Все новости