• «Сколько можно меня останавливать?» Журналисты съездили в рейд с Транспортной инспекцией по Гродненской области

    «Сколько можно меня останавливать?» Журналисты съездили в рейд с Транспортной инспекцией по Гродненской области
    Фото: av.by

    На прошлой неделе в Гродно у пассажирского перевозчика была изъята маршрутка. В ходе проведённого рейда сотрудники гродненской ГАИ и Транспортной инспекции установили, что водитель перевозил пассажиров без соответствующей лицензии. Кроме того, на лобовом стекле в зоне водителя имелись трещины. Сейчас маршрутка находится на штрафстоянке, а её судьбу решит экономический суд.

    За что могут изъять транспортное средство и какие нарушения чаще всего встречаются у перевозчиков, выясняли журналисты av.by во время совместного рейда с Транспортной инспекцией.

    Последнее время контроль за пассажирскими перевозчиками в Беларуси усиливается. Сами водители маршруток относятся к этому по-разному: одни с пониманием, другие — с раздражением. Такая же позиция и у пассажиров. Но представители Транспортной инспекции убеждены, что контроль и принятые меры в случае выявленных нарушений помогут повысить уровень безопасности на дороге. Триггером для активного и усиленного мониторинга послужила трагедия под Смолевичами, которая унесла жизни 13 белорусов.

    В начале недели журналисты av.by выехали на совместный рейд с сотрудниками Транспортной инспекции по Гродненской области. В нашем поле зрения оказались пассажирские маршрутки на трассе М6. А также мы пообщались с заместителем начальника филиала — начальником управления автомобильного и весогабаритного контроля Алексеем Михальчиком.

    — Какие нарушения чаще всего допускают водители маршруток?

    — Наиболее острая проблема на сегодня — это перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных. Некоторые перевозчики не получают разрешений или не могут получить ввиду разных причин, но продолжают работать параллельно законопослушному перевозчику. Выявление таких перевозчиков — первая задача, — рассказывает начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля Алексей.

    — В чём принципиальная разница между регулярными и нерегулярными перевозчиками?

    — Нерегулярные перевозчики могут перевозить только туристические группы, обслуживать свадьбы или похороны. В таких группах, как правило, есть старший группы или представитель заказчика. В подобных случаях услугу по перевозке оплачивает только один заказчик за весь маршрут, а не каждый пассажир в отдельности. Такому перевозчику из основного надо просто зарегистрироваться, иметь автобус, оформить заказ-наряд, проконтролировать прохождение водителем предрейсовых осмотров — и всё. Для регулярных перевозок необходимо получить лицензию, выиграть конкурс на маршрут, заключить договор с вокзалом, государственным оператором, заплатить за навигацию и кассовое оборудование. Как правило, регулярные перевозчики пытаются замаскироваться под нерегулярных, чтобы сократить свои расходы.

    — Есть ли разница для пассажиров, чьими услугами они воспользуются? Везут же все одинаково — и регулярные, и нерегулярные?

    — Это только так кажется. На самом деле, когда «регулярщик» под видом «нерегулярщика» оказывает свою услугу, уровень безопасности и ответственности снижается. При любом спорном вопросе пассажир не будет защищён законом о защите прав потребителей. Если каким-то образом ему не окажут качественно услугу по перевозке, гарантий защиты его прав не появится — для этого должен быть заключён публичный договор. Эти договорные отношения подтверждаются выдачей билета. «Нерегулярщик» не может выдавать билеты всем пассажирам, поскольку, повторюсь, заказчик у такого маршрута должен быть один, поэтому, как правило, при таких нерегулярных перевозках билеты не выдаются, а только иногда могут дать чек, опасаясь какой-либо проверки. Кроме того, если вам выдали такой чек (не билет) и вы его относите в бухгалтерию своего предприятия для оплаты командировочных, вам откажут, так как субъект, который оказывал услугу по перевозке, не включён в перечень регулярных пассажирских перевозок.

    — Может ли человек, бронируя билеты онлайн, как-то распознать, регулярный там перевозчик или нерегулярный?

    — Нет, к сожалению, зачастую обычному пассажиру это сделать сложно. К примеру, если вам стал заранее известен автомобильный перевозчик, вы можете проверить, есть ли он в списке регулярных перевозчиков на сайте ГП «Оператор пассажирских перевозок» (Гродненская область) или ГП «Столичный транспорт и связь» (Минская область). Сейчас ведётся активная работа, чтоб скрытых «регулярщиков» стало меньше. Это и в их интересах тоже: после получения лицензии и всего пакета необходимых документов их водителям не придётся нервничать на дороге, мониторить сообщества и сети, где стоят транспортники, подговаривать пассажиров сказать, что они туристическая группа.

    — Часто ли вашим сотрудникам приходится сталкиваться с подобными нарушениями?

    — За пять месяцев выявлено 19 перевозчиков, которые не имели право выполнять перевозки пассажиров в регулярном сообщении. За прошлый год — 37 перевозчиков без договора с оператором, 19 — без лицензии, то есть всего 56 фактов скрытых регулярных пассажирских перевозок.

    — Какие меры были предприняты в отношении этих перевозчиков?

    — Составляются протоколы за незаконную предпринимательскую деятельность, они направляются в экономический суд. Также в случае наличия лицензии нами посылается информация в Минтранс для вынесения решения о приостановлении либо лишении лицензии. Кроме того, сейчас ужесточились меры. При выявлении нарушения мы имеем право изъять транспортное средство как орудие правонарушения и поместить его на штрафстоянку. Дальнейшую судьбу маршрутки будет решать суд. 

    «Сколько можно меня останавливать?»

    В рейд мы выехали ближе к обеду. «Патрулировать» будем один из самых оживлённых участков на трассе М6. В нашей группе — два сотрудника Транспортной инспекции по Гродненской области. Позже к нам присоединятся представители налоговой и контролёры.

    — Будем проверять в первую очередь все необходимые документы: техпаспорт, техосмотр, страховки — «автогражданку» и ответственность перед пассажирами, карточку маршрута, — вводит нас в курс дела инспектор. — Также мы обращаем внимание на техническое состояние транспортного средства: не «лысая» ли резина и целое ли лобовое стекло. Понятно, что тормозную жидкость на трассе мы исследовать не будем, но внешне оценить состояние ТС возможно.

    Не доезжая до Скиделя, разворачиваемся на Гродно. Будем проверять маршрутки, едущие в областной город из Минска, Лиды, Новогрудка, Сморгони…

    Первый микроавтобус, который останавливают инспекторы, движется из столицы. Водитель с готовностью протягивает все документы: карточку маршрута, техосмотр, страховку и другие. В оранжевом «Мерседесе» находится 13 пассажиров. Билеты есть у всех. Сама проверка заняла буквально несколько минут:

    — Когда всё сложено в одну папку, проверки проходят быстро. Водителю не надо искать ничего в бардачках и в других местах, — объясняет Алексей и торопливо берёт в руки бинокль. На трассе замаячила ещё одна маршрутка.

    Водитель через отмытое окно с улыбкой смотрит на нас.

    — Хлопцы, у меня всё в порядке! Мы же государственная контора, у нас всё по-честному, — говорит шофёр из Солигорска, протягивая документы.

    Инспектор внимательно их изучает:

    — А где ваша карточка маршрута?

    Водитель начинает суетливо её искать.

    — Точно была… Давайте я в четверг буду ехать и привезу вам её? Сколько ваши останавливали — всё было нормально!

    — Вы едете без главного документа! Давайте искать его сейчас, — безапелляционно отвечает инспектор.

    Шофёр перебирает бумаги, звонит кому-то по мобильному телефону, а потом радостно произносит:

    — Да вот же она!

    Демонстрирует и, громко хлопнув дверью, выдаёт на прощание инспектору:

    — И Солигорск больше не трогайте: у нас всё в порядке с документами!

    — Вот про что я говорил вам: у многих водителей в документах — хаос. У частников, кстати, больше порядка. Данный водитель не мог найти карточку маршрута. А ведь это главный документ: в нём указано, по какому маршруту машина движется, куда заезжает, по какой автодороге имеет право ехать… А когда долго приходится искать, время теряется… Потом выслушивай упрёки…

    — А часто приходится выслушивать?

    — Да, постоянно. Особенно сейчас, когда контроль усиленный. Водители всегда говорят: «Зачем вы меня остановили? Меня уже останавливали!» Если он едет, например, из Минска, его могут и столичные транспортники остановить, и лидские, и гродненские… От этого водители раздражаются, пассажиры тоже…

    Следующая маршрутка задолго до «отстойника», где проверяли ТС, замедлила движение. И остановилась в метрах двадцати от инспектора.

    — Наверное, обилечивали пассажиров и тянули время, — предполагают сотрудники ТИ.

    Они проверили документы, убедились, что с ними всё в порядке, и отпустили водителя.

    — А нельзя проверить, в какое время выдан билет?

    — Можно, но мы не проверяем билеты. Это могут сделать контролёры или налоговые инспекторы. При рейсовом маршруте пассажиры должны быть обилечены с начала рейса: либо в кассе автовокзала, либо самим водителем в начале маршрута. Если он взял деньги, но не дал билет — значит, хотел уйти от уплаты налогов. В таком случае водителя привлекли бы к ответственности за нарушение приёма наличных средств. Определённые меры были бы приняты в отношении фирмы-перевозчика за незаконную предпринимательскую деятельность.

    Сотрудники ТИ, исходя из своего опыта, говорят: информацию о том, что на линии работает Транспортная инспекция, вероятнее всего, передали в мессенджерах и группах.

    — Так что билеты будут у всех уже!

    Так оно и случилось, к слову. За время рейда Транспортной инспекцией не было выявлено ни одного нарушения. С документами у всех оказался порядок, билет также имелся у каждого пассажира.

    Отличилась, правда, маршрутка «Минск — Гродно». На ней были не совсем стандартные госномера — распечатанные на белом листе и с нарисованным цветными карандашами госфлагом. Инспектор зафиксировал это, после чего в филиале Транспортной инспекции по Гродненской области составили акт, который направят перевозчику для устранения нарушения. Также предпримут меры по привлечению виновных лиц.

    — Сейчас, на самом деле, намного меньше нарушений, связанных с лицензией. Конечно, они имеются, но встречаются не так часто, — говорит Алексей.

    Кстати, при его дежурстве и была остановлена маршрутка, которую позже изъяли за выявленные несоблюдения норм:

    — Водителя остановили сотрудники ГАИ, проверили документы, машину отогнали на парковку. Мужчина попытался предоставить заказ-наряд, но в нём не стояла дата. Опросили пассажиров. Как выяснилось, это не была организованная группа, каждый ехал по своим делам. Да и по списку пассажиров получалось полное несоответствие. Имелись все основания полагать, что перевозчик — скрытый «регулярщик». Сейчас маршрутка находится на штрафстоянке, а перевозчика ждёт суд, — рассказал инспектор.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Казалось бы, классическая история. Соседи в промежутке с 23:00 до 7:00 начинают какую-то вакханалию и не дают спать. Есть рецепт, чтобы их успокоить.

    Четырехэтажный кирпичный дом на Дарвина, 16 возвели в 1959 году. На третьем этаже там продают трехкомнатную квартиру общей площадью 81,6 м².

    Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).

    По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.

    Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?

    Своими действиями мужчина ставил семью в тяжелое материальное положение. Факт злоупотребления им алкогольными напитками подтвердили родственники.

    Проектом предусматривается реконструкция под помещение по оказанию услуг в сфере общественного питания, а также предоставление гостиничных услуг.

    Все новости