Санкции Евросоюза, которые пару месяцев назад распространили на обычных белорусов, наделали много шума. Польские и литовские таможенники стали строже досматривать багаж физлиц и запрещать въезд/выезд товаров, даже если речь идет про предметы повседневного пользования или б/у запчасти. И все же некоторым удается провозить «санкционку», пишет ABW.BY.
Челноки возвращаются?
При этом находятся люди, которые все же берутся за ввоз столь необходимых иногда запчастей. В большинстве своем это люди, которые давно на этом зарабатывают.
Брестчанин Виктор возит оригинальные запчасти из Польши под заказ уже несколько лет. Сейчас, когда у многих земляков сложности с визами, на дворе санкции, а на границе огромные очереди, спрос на эту услугу только растет. Схема довольно проста: человек сам либо с помощью Виктора ищет нужную ему деталь на польском сайте. Задача посредника – доставить эту деталь в Брест. О сумме стороны договариваются заранее.
– Конечно, после введения этих санкций работать стало сложнее. Приходится немного повышать стоимость услуг. Но люди все равно обращаются, поскольку для них это выгодно. Например, недавно привозил человеку фару для «Пежо-3008». Обошлась она ему в €400. Такую в Бресте днем с огнем не сыщешь – ни один магазин не смог выполнить заказ. Был у него еще вариант доставки из Москвы. Но это, во-первых, будет «китай», во-вторых, цена начинается от 600 у.е., – рассказывает перевозчик.
На вопрос, как ему удается провозить через границу то, что официально попадает под санкции, брестчанин отвечает с улыбкой:
«У меня свои каналы, отработанные годами. Плюс надо понимать, что ваты сейчас лучше не оформлять. Это, кстати, касается не только автозапчастей, но и других товаров, на которые введены ограничения. Многие этим пренебрегают и попадаются. Желание людей сэкономить мне понятно. Но сейчас пришло время выбирать: или ты становишься на канал, где оформляют ваты, и польские таможенники проводят полный досмотр, или едешь по обычному, где чаще смотрят поверхностно и не слишком-то придираются. Во всяком случае пока. Там шансов провезти что-то из «черного списка» гораздо больше».
Между тем клиенты автосервисов уже столкнулись с тем, что не могут заказать некоторые товары для своих машин. В их числе – электронные блоки управления и ключи зажигания с электронной «начинкой», автостекла, зеркала, различные датчики. Дистрибьюторы подтверждают, что трудности с этими товарами вызваны санкциями ЕС против Беларуси. Порой единственный способ приобрести дефицитную деталь – самовывозом из соседних стран.
«Такие случаи в последнее время нередки. Особенно если речь идет об относительно новых моделях Sкoda, Volvo, Audi, Peugeot (начиная с 2020 года), а также более редких. Наши официальные дистрибьюторы не могут их поставить. Тогда мы вынуждены предлагать своим клиентам либо самими ехать в Польшу и привозить запчасть, либо ориентироваться на челноков, которые, возможно, сделают это быстрее», – рассказал нам руководитель одного из брестских СТО.
И спрос рождает предложение. Расценки на услуги современных челноков формируются в зависимости от сложности товара и рисков на границе. Очевидно, эти самые челноки, способные сделать то, что не могут дистрибьюторы, также вносят свой вклад в создание суперочередей у пограничных пунктов пропуска.
В чатах жители приграничья нередко озвучивают цены, которые они готовы платить челнокам за перевозку тех или иных товаров. Так, за доставку через границу «непроходной» по весу и цене духовки обещают $100–120. За кофемашину стоимостью около $550 – $100. За микроволновку весом 20 кг и стоимостью до €500 – $75–80. На перевозке пылесоса весом около 10 кг челнок может заработать $60. За чайник весом 3 кг просят $30, за гладильную доску – примерно столько же.
Автомобильные запчасти перевозят по ставкам $4–5 за килограмм. К слову, продолжают передавать и автомобильные колеса, которые челноки должны перевозить под видом запаски.
Вознаграждение за провоз детских автомобильных кресел стартует от $12, детских колясок – от $30. За провоз велосипедов просят $25 за штуку.
Raiffeisen Bank International подписал соглашение с инвестором из Объединенных Арабских Эмиратов о выходе из состава бенефициарных собственников банка.
На первом этапе – с 1 октября текущего года – «утиль» для легковушек в России вырастет на 70–85%, в дальнейшем его ставка будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого года.
Наибольшее количество вакансий предложено нанимателями Гродно - чуть более 7 тыс. На втором месте - Лидский район, там свободны более 2,1 тыс. рабочих мест.