Объехав все областные города в поисках авторынков, журналисты Onliner.by принялись за населенные пункты поменьше. Первой на очереди стала Лида, и не просто так: читатели неоднократно советовали рассмотреть это направление. Мол, для города с населением в сто тысяч автохаусы здесь очень неплохие. Как сильно ассортимент в них отличается от автосалонов Гродно? И какие машины предпочитают лидчане? Попытаемся выяснить.
«Чаще всего берут машины за $6000—12 000». Это самый старый автохаус в Гродненской области?
Возможно, столичные журналисты первые туристы в Лиде, которых не интересует ни замок, ни хмельные напитки. Мы хотим выяснить, где в этом городе можно найти хоть что-то, напоминающее авторынок в традиционном понимании. Как нам рассказали коренные лидчане, исторически машинами торговали там, где нынче располагается ледовый дворец, но площадка канула в Лету еще лет 15 назад.
Что ж, обращаемся к поисковым системам и знакомым. Нам посоветовали сразу две площадки с «бэушкой»: одна находится в городе, другая — за его пределами. Начинаем с улицы Крупской: хоть ворота встречают нас вывеской «Универсальный автомобильно-вещевой рынок», по факту перед нами один-единственный автохаус.
Удивлены: площадка немаленькая (около 140 машин), а еще здесь — рай для перфекциониста. Машины в рядах рассортированы по маркам и моделям: «Опеля» — к «Опелям», «Вольво» — к «Вольво», «американцы» — к «американцам» и далее по списку. Ближе ко входу варианты посвежее, в конце — бюджет до $5000.
«У кого-то из сотрудников, наверное, ОКР», — шутим про себя, а местные работники еще оправдываются, мол, мы нагрянули неожиданно, еще и после суматошных выходных, поэтому, извините, не все под линеечку. Один из менеджеров добавляет: нам повезло попасть в самый старый автохаус Гродненской области. К сожалению, найти подтверждение сего факта в летописях или иных исторических документах не представилось возможным.
Вопрос «Какая модель самая популярная?» здесь ни к месту — и так все понятно. Из первой линии на нас смотрит с десяток фар Opel Zafira B. Семиместная машина 2011 г. в. с 1,7-литровым дизельным мотором обойдется в $10 690 по курсу. Заявленный пробег — 220 000 км, но не рекомендуем верить цифрам на одометре почти 15-летнего автомобиля.
По соседству — модель на два года свежее с таким же двигателем, но к цене прибавилось $700.
— Чаще всего к нам приезжают не лидчане, а жители других областей — Брестской, Гомельской, — рассказывает представитель площадки. — Пару лет назад самыми продаваемыми автомобилями были те, что стоили $4000—7000 в эквиваленте. Сейчас в топе — сегмент $6000—12 000. Все, конечно, хотят машину посвежее и чтоб без пробега по РБ. В рейтинге любимчиков после «Зафиры» (их, бывало, по пять в день продавали) — Peugeot 5008, 3008.
— Белорусы продолжают грезить о дизельном универсальчике? — спрашиваем.
— Конечно. Еще мечтают о минивэне. В список популярных моделей можно добавить Citroen Grand C4 Picasso, Renault Grand Scenic. «Шведов» — Volvo — наши люди тоже любят.
Площадка работает по принципу автокомиссионки: пригоном не занимается, работники выставляют (естественно, за вознаграждение) клиентские машины. Среди них, конечно, нашлось пару рядов «только из Европы».
— Автомобили с моторами небольшого объема продолжают ехать в Беларусь. Единственное — взять в ЕС нечего. Выбор как будто меньше стал, все «живое» из Европы уже вытянули, — вздыхает менеджер.
Одна из фишек этой площадки — на всех автомобилях есть распечатка с ориентировочным платежом, который придется отдавать банку ежемесячно, если вы решитесь взять машину в кредит. Это неспроста: как нам рассказали представители автохауса, минимум 80% клиентов обращаются к финансовым инструментам при покупке авто.
Кредит можно оформить на срок до 10 лет. Узнаем приблизительные расчеты? Подходим к машинам, выбранным наугад. Если вы захотите приобрести представленный в автохаусе Nissan Qashqai 2012 г. в. за $11 890 по курсу, но не пожелаете отдавать всю сумму сразу, то в месяц придется платить около 657 рублей. А 13-летний Volvo V60 с 1,6-литровым дизельным мотором и за $11 590 в эквиваленте обойдется в 638 рублей ежемесячно.
На какой срок рассчитан кредит — не указывается. Если на 10 лет, то попробуйте не ужаснуться от переплаты. Но менеджер объясняет: никто из клиентов и не планирует так долго возвращать деньги. Все рассчитывают выплатить всю сумму за пару лет.
«Американцев» на площадке совсем мало — буквально пару-тройку экземпляров. Зато среди них именно те модели, которые последние годы остаются крайне популярными для пригона. Например, Chevrolet Equinox 2021 г. в. с 1,5-литровым бензиновым мотором продают за $21 490 по курсу, а Buick Encore 2020 г. в. с 1,4-литровым «бензином» выставлен за $15 690 в эквиваленте.
— Продать подобных «американцев» сложно: в объявлениях на интернет-барахолках тех же «Эквиноксов» висит огромное количество — несколько сотен экземпляров, — жалуется представитель площадки.
Из интересного в продаже есть пикап Ford Ranger 2018 г. в. с 2,2-литровым дизельным двигателем. Стоимость — $29 900 по курсу. Не могли мы пройти и мимо Volkswagen Passat B3: машину 1992 г. в. с 1,9-литровым дизельным мотором продают за $3490 в эквиваленте.
Лида приятно удивляет выбором? А если выехать за ее пределы?
Менеджеры площадки признаются: особой сезонности в продажах не наблюдается. Обычно просадка есть в августе, когда «все детей в школы собирают». Зимой клиенты тоже чуть менее активны, но не критично. Россияне здесь — редкие гости, поскольку для них ничего интересного в продаже не попадается.
— Покупатели бывают разные. Кто-то за пять минут до закрытия приедет и сразу определится с выбором, а один клиент к нам три дня подряд из Слуцка ездил, все к «Зафирам» присматривался, — вспоминает представитель площадки.
В Едках (деревня к югу от Лиды у трассы М6 Минск - Гродно) иностранцев тоже видят лишь в исключительных случаях. Зато покупатели из других областей, как утверждают менеджеры местного автохауса, заглядывают регулярно. Расположение площадки, говорят, клиентов не смущает ни капли.
— Что касается россиян, то их интересуют машины за $30 000—40 000, но те, которые стоят недорого относительно рынка,— вводит в курс дела представитель автохауса.
— Что берут белорусы? Французская машина есть французская машина. Пластиковые крылья, крышка багажника — можно забыть про покраску, «жуков» и «пауков». Нередко покупают Peugeot 308, Renault Megane. Только дизель! И «автомат», конечно: XXI век на дворе, никто не хочет ходить с кнопочным телефоном.
— А что насчет самого популярного ценового сегмента?
— Вопрос в состоянии машины. Кто-то готов переплачивать за него, чтобы после покупки ничего с автомобилем не делать. Кто-то хочет купить машину подешевле, но понимает, что его ждет обслуживание, ремонт и т. д.
— И все же, если называть конкретные суммы? — уточняем мы.
— Чаще всего к нам выставляют машины до $20 000. За $10 000 сейчас трудно что-то купить. Да и за $20 000 тоже… В Европе уже не осталось ничего хорошего.
— В прошлом месяце, к примеру, мы продали 201 автомобиль, 190 из них — в кредит или лизинг.
В автохаусе не скрывают сумму, которую должен заплатить клиент, чтобы выставить свою машину на площадку салона, — 700 рублей. Модель, год и другие характеристики значения не имеют.
Отметим, что площадка нас приятно удивила: выбор крайне неплох (больше 300 автомобилей), есть яма, подъемник. Обещают бесплатно предоставить и диагностические приборы. В продаже есть относительно редкие для региона экземпляры. Например, Ford Mustang (2018 г. в., 2,3 л, бензин) за $21 750 по курсу.
Машины «для статуса» — Infiniti QX50 (2020 г. в., 2 л, бензин) за $29 700 в эквиваленте или Jaguar E-Pace (2020 г. в., 2 л, бензин) за $34 950.
Есть в продаже бусик — Volkswagen Multivan T5 (2015 г. в., 2 л, дизель) за $36 900 по курсу. Затесалась среди прочих и подержанная «электричка» — Nissan Leaf 2016 г. в. с ценой в $7500.
Четырехлетний Renault Megane (1,5 л, дизель), упомянутый в рейтинге самых популярных у покупателей машин, продают за $17 700 в эквиваленте. Не нуждающийся в представлении Volkswagen Passat (2015 г. в., 2 л, дизель) стоит $13 900, пятилетний Ford Focus (1,5 л, дизель) — $13 900. Honda Accord (2018 г. в., 1,5 л, бензин) обойдется в $18 850.
Заметили ли мы контраст с городами побольше? Едва ли. В автохаусах большинства областных центров самым популярным сегментом тоже называли машины до $10 000 по курсу. Любовь к дизельным универсалам и «французам» — вообще, кажется, наш культурный код. Лидские авторынки легко перепутать со столичными: на «Борисовском тракте» выбор, может, и побольше, но в целом лейтмотив тот же. Иное дело — Малиновка со «свежачками» из Европы и Америки, где новые «китайцы» стали делом обыденным. Но на минском рынке никогда не скрывали: продавцы ориентируются скорее на россиян, чем на отечественного покупателя.