Говорят, бывших перекупов, как и милиционеров, не бывает. Сегодня расскажем историю белоруса, который открыл автокомиссионку в Гродно. Сколько машин пришлось перепродать, чтобы накопить на стартовый капитал, и когда мужчина планирует вернуть все затраченные в средства — в материале av.by.
Гродно по праву можно считать одним из самых автомобильных городов страны. Благодаря близкому расположению к границе, здесь всегда «оседает» много иномарок из Европы и США. Автокомиссов в Гродно — пруд пруди. Точную цифру назвать сложно, но около 30 автомобильных площадок в городе точно имеется. Согласитесь, немало для областного города с населением чуть более 300 тысяч человек.
И вот буквально в прошлом месяце открылся очередной гродненский автохаус. Правда, работа в пробном режиме началась ещё в марте, ну а в сентябре состоялось официальное открытие.
Журналисты встретились с владельцем площадки Михаилом и узнали, сколько времени и денег надо, чтобы запустить подобный бизнес в регионе. А также поговорили о том, как мужчина планирует выживать среди многочисленных конкурентов и сколько машин удаётся продавать сейчас за месяц.
«В программисты — не пойду! Буду перекупом»
Михаилу из Гродно 29 лет. И он не новичок в автомобильном бизнесе. Когда парень ещё учился на программиста, он уже в то время подрабатывал на автомойке, куда привёл его товарищ, промышлявший нехитрым бизнесом: покупал, а потом перепродавал автомобили. В общем, такая деятельность настолько затянула парня, что после окончания вуза он твёрдо решил: в программисты не пойду! Буду тоже перекупом.
— Как-то незаметно для себя стал покупать и перепродавать машины. Сидеть на месте около компьютера было скучно. А здесь постоянная движуха! Но быть рядовым перекупом мне не очень нравилось, — открывает страничку своего прошлого Михаил.
— А почему именно автокомисс? Не магазин автозапчастей, не автомойка, не СТО….
— Вы знаете, машина для многих становится членом семьи. Ни одна семья в современном мире без неё не обходится. Ну и иномарки всегда покупают и продают. Однажды заметил, что практически все объявления написаны под копирку и полезной информации почти не несут... Что писать в объявлении, как делать фотографии, как общаться с клиентами — это были вопросы, на которые я, можно сказать, не смог получить ответ из объявления человека. И тут я понял, что белорусы зачастую даже не знают, как правильно общаться, покупая автомобиль. Так что эта сфера имеет большой потенциал и точно будет актуальной долгое время!
— Вы и сами знаете, что в Гродно около 30 автокомиссов. Не боялись конкуренции, открывая очередной?
— На самом деле эта ниша не сильно занята, сколько бы автокомиссов не работало… Наш город хорошо приспособлен для продажи автомобилей! Гродно — самый близкий областной центр к литовской границе, а соответственно, и к порту в Клайпеде. Здесь всегда было много иномарок, перекупов и людей, которые занимаются машинами: красят, удаляют вмятины и шпаклюют, рихтуют... Если говорить о количестве машин, которые находятся на реализации именно в автокомиссах и у физлиц, то бо́льшая часть иномарок, разумеется, в руках обычных людей. Думаю, в процентном соотношении это примерно 70 на 30.
— С каким капиталом можно стартануть в этом бизнесе?
— Можно стартануть, имея на руках и пять, и десять тысяч долларов… Вот давайте вместе прикинем: ежемесячная аренда средней по площади стоянки — это примерно 500 долларов, рыночный бокс обойдётся в 2—3 тысячи долларов, а ещё реклама, зарплата бухгалтеру и менеджеру…Тут уже кто на что горазд. Что касается лично меня, то на старте я располагал суммой около 30 000 долларов. Построили свой павильон с нуля! И это была самая большая статья расходов. Плюс техника, кондиционеры, затраты на рекламу….
— А как искали нужное место? От расположения площадки ведь тоже многое зависит...
— Действительно, достойную стоянку найти было нелегко. Практически все были заняты другими автокомиссами. А мне хотелось заполучить место поближе к ГАИ или к объездной дороге. Поглядывал и туда, где автомойки и АЗС находились в шаговой доступности... Ну и, само собой, чтобы место более-менее проходным было! Эта площадка рассчитана на 1 000 машиномест. Понятно, что мы не всю площадь арендуем, а только 300 «делянок». Но если надо будет расширяться — проблем не будет!
— Расскажете о ежемесячных затратах?
— Пожалуй, аренда — это самая большая графа в статье расходов. Около 3 200 рублей ежемесячно приходится отдавать. Подоходный налог — это 20% от прибыли. Реклама на профильных сайтах — ещё около 2 000 белорусских рублей, плюс зарплата сотрудникам... Последняя, конечно, зависит от продаж, но в среднем по 1 500 рублей на выплаты каждому уходит.
— Долго думали об открытии автокомисса?
— В марте решил, в сентябре — открыл!
— Получается, полгода…
— Да, и это время мы занимались строительством, поиском сотрудников, рекламой… Ну и сразу же пробовали работать, так сказать, в тестовом режиме. Звонили людям по объявлениям, предлагали выставить машины на продажу у нас; знакомые привозили свои авто… Войти в этот бизнес, на самом деле, очень просто. Куда сложнее — задержаться здесь на долго.
— Бумажная волокита и согласования в кабинетах сильно вымотали нервы?
— Никаких особенных приготовлений и хождений по кабинетам чиновников не было. Это нелицензированная деятельность, которую не нужно дополнительно регистрировать или получать на неё специальное разрешение. Всё, что надо, — твоё решение, площадка, стартовый капитал и команда сотрудников. Всеми согласованиями с различными инстанциями занимается стоянка, где мы арендуем место.
«На „корч“ за $2 000 вряд ли накинешь комиссию»
— Расскажите, как сейчас зарабатывают автокомиссы?
— Как правило, мы накидываем к цене машины 500 долларов сверху. Тут многое, конечно, зависит и от конкретной модели авто, и от начальной цены. Но разбежка — от 300 до 800 долларов. Примерно так!
— И как быстро находится покупатель на автомобиль, выставленный на вашей площадке?
— Обычно автомобиль продаётся за 2 недели. Если за это время покупатель не находится, следовательно, тут либо цена завышена, либо состояние у машинки не очень…
— В каком ценовом сегменте вы работаете?
— Мы стараемся рассматривать машины за 10—15 тысяч долларов. Цена связана со спросом покупателей — такие у наших людей сегодня предпочтения! Если рассматривать иномарки дороже, то они и так неплохо продаются с рук владельцев. Если сильно дешёвые — нет смысла платить комиссию. На «корч» за $2 000 вряд ли её накинешь и продашь! Такое авто за оверпрайс уже никому не интересно…
— Расскажите, сколько уже автомобилей удалось продать?
— Точной статистикой я не владею, но не меньше 100 однозначно! У нас же как: то доллар «просядет», то наоборот — вверх пойдёт! В какой-то определённый момент россияне создали небывалый бум — приезжали сюда за дорогими авто! Казахи часто покупают у нас «японцев»: Mazda и Toyota. Белорусские цены их более чем устраивают! Так что за месяц около 20 машин продаём стабильно.
— А какую реальную прибыль может получить сегодня автокомисс? Если в месяц вы продаёте около 20 машин и в среднем на каждую накидываете около 500 долларов, выходит примерно 10 000 USD. Или здесь другая арифметика?
— В реальности же не всегда получается «набросить» 500 долларов. Есть торг, есть курс доллара, который постоянно «прыгает». В среднем 300—350 «баксов». А это 6—7 тысяч долларов, не включая расходы.
— На какие авто всегда есть спрос, и вы с радостью берёте их на комиссию?
— Точно возьмём на реализацию машину в хорошем состоянии. На такую всегда быстро находится покупатель. Вон я Audi 80 1985 года продал за 3 500 долларов. Тут больше стечение обстоятельств. Если есть клиент, и заезжает именно та машина, то продажа может составлять не больше часа.
— Уже вернули затраченные на открытие автокомисса средства?
— Нет, конечно! Но рассчитываю сделать это как можно быстрее. Вроде бы дела идут неплохо — спрос на машины есть.
Слова напутствия молодому пополнению прозвучали на территории Гродненского областного сборного пункта военного комиссариата. Были приглашены родители, военно-патриотические классы, школьники.
Первый вице-премьер Николай Снопков во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики сообщил о зарплатах в Беларуси в следующем году.