В Минске 100 юношей и девушек 14-17 лет разработали 20 проектов в рамках республиканского тренинга по социальному проектированию АПШИФТ. Проекты должны помочь сверстникам справляться с трудными жизненными ситуациями и укреплять психологическое благополучие.
АПШИФТ – это методология социального проектирования. Обучение по методологии учит выявлять, изучать и понимать проблемы в местных сообществах, а затем создавать результативные проекты-решения в форме продуктов, цифровых решений или услуг. А также помогает подросткам развивать навыки социальных инноваций и предпринимательского мышления, в том числе навыки общения, решения проблем, критического мышления, финансовой грамотности, бюджетирования.
Такая программа на сегодняшний день работает в 22 странах мира, а в Беларуси реализуется с 2019 года. Благодаря методологии белорусские подростки уже разработали свои проекты в области экологии и профилактики буллинга.
Подростки со всей Беларуси начали обучение по социальному проектированию в сфере психологического благополучия в марте. Во время обучающих онлайн-сессий работали над идеями проектов, которые помогут сверстникам разобраться в чувствах и эмоциях, улучшить отношения с родителями и друзьями, повлиять на их эмоциональное состояние, а главное – напомнить о важности заботы о психологическом здоровье. А в апреле приехали в Минск на трехдневный завершающий тренинг, где доработали свои решения, протестировали прототипы, оценили ресурсы для реализации, просчитали риски и бюджет.
20 команд убеждали экспертное жюри, что именно их проект достоин получить финансовую поддержку. Тренинговая программа, направленная на укрепление психологического благополучия подростков и молодежи, была реализована Институтом психологии БГПУ в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. В итоге победителями стали семь команд, каждая из которых получит финансирование на свой проект.
Среди участников была команда из Гродно от «Средней школы №35 имени Н.А.Волкова». Гродненцы представили настольную игру «Эмоциональный блокбастер», которая поможет подросткам повысить ментальное здоровье и узнать стратегии выхода из стрессовых ситуаций.
– С подростками очень важно открыто говорить на тему психологического благополучия. Темп жизни сегодня очень высокий, молодым людям стало сложно перерабатывать поступающую информацию и принимать решения, – рассказывает директор Института Психологии «Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка» Наталья Дроздова. – Подростковый период – это возраст юношеского максимализма, где много поиска, экспериментов, открытости миру и идей. А формат республиканского тренинга позволяет выйти за рамки учреждений образования и воплотить в реальность инновационные проекты подрастающего поколения.
– Подростковый период связан со множеством волнений, тревог и переживаний. Поэтому мы считаем важным говорить с подростками о психологическом здоровье, рассказывать о вариантах получения помощи психолога и принципах самопомощи. Особенно приятно, что подростки со всей Беларуси с таким азартом включились в разработку тематических проектов, которые помогут им и их сверстникам позаботиться о себе. И мы с радостью поддержим их в реализации этих проектов. Подобные тренинги ЮНИСЕФ в Беларуси проводит с 2019 года. Они помогают молодым людям развивать навыки решения проблем, критического мышления, креативности, эффективной коммуникации и лидерства. А также более активно участвовать в жизни своего города, – отметили в ЮНИСЕФ.