• «Очень люблю деньги, поэтому пошел работать». Истории молодых белорусов, которые начали трудиться в 14-16 лет

    «Очень люблю деньги, поэтому пошел работать». Истории молодых белорусов, которые начали трудиться в 14-16 лет

    Найти работу подростку – непростая задача. Зачастую компании не готовы оформлять несовершеннолетних сотрудников и нести за них ответственность. Но некоторым тинейджерам все-таки удается найти способ зарабатывать. Myfin.by собрал шесть историй молодых белорусов, которые прошли через поиск работы в 14-16 лет. Они рассказали, как нашли вакансию, на что потратили первую зарплату, зачем пошли работать и трудно ли найти вакансию в Беларуси.

    Анастасия: «Работала репетитором, теперь уезжаю в Абу-Даби»

    – Я росла в семье среднего класса, но всегда хотела иметь собственные деньги, а не просить их у родителей. Поэтому в 16 лет начала работать репетитором польского и английского – хорошо знала языки.

    Первыми учениками стали мои знакомые и дети друзей родителей. Одни хотели подтянуть школьную программу, вторые – изучить язык с нуля.

    Цена была ниже, чем у взрослого репетитора, но все равно это были мои первые небольшие деньги.

    Я не тратила их на что-то грандиозное – покупала мелочи и косметику.

    Сначала преподавала в своем городке – я из Вороново Гродненской области – потом поступила на факультет международных отношений и продолжила работать в Минске. Какое-то время была менеджером по зарубежному образованию, пробовала работать в языковой школе – тогда поняла, что мне удобнее работать на себя, – и в частном языковом лагере летом.

    Сейчас продолжаю давать уроки онлайн и получать от этого доход. Сколько зарабатывала на старте, точно не вспомню, но за три года цена выросла раз в пять. Многие ученики приходили из TikTok, некоторые – из языкового лагеря. Иногда даже отказываю ребятам из-за недостатка времени, ведь я продолжаю учиться в университете. В конце года планирую забирать документы: я получила полное финансирование в Нью-Йоркском университете и, скорее всего, поеду учиться в один из основных кампусов в Абу-Даби.

    Я думаю, подростку не так сложно найти работу: кто хочет, тот найдет. Лучше развиваться в том, к чему есть способности и интерес. Хотя совмещать работу и учебу очень сложно, поэтому я понимаю одногруппников, которые сосредоточены на учебе или личной жизни и пока не планируют работать.

    Евгений: «Работал, потому что люблю деньги»

    – Я начал работать лет с 15-16. Сразу подался во фриланс, фотографировал на заказ и на стоки. Снимал портреты, пейзаж и предметку. Еще занимался доставкой – эту работу нашел благодаря знакомым. Почему решил зарабатывать? Я просто очень-очень люблю деньги. На первую зарплату купил пленочный фотоаппарат.

    Были и другие работы, где я в основном исполнял задачи из разряда «принеси-подай». Постоянной такую работу назвать сложно. Основной заработок получаю только сейчас: уже 10 месяцев я сельский врач по распределению. В принципе нормально.

    Найти работу мне было несложно. Мне кажется, если уметь общаться с людьми, то найти что-то вообще не проблема. А для тех, кто не любит говорить, есть интернет. Но, конечно, многое зависит от твоих навыков.

    Диана: «До 18 лет сменила семь мест работы»

    – В 13 лет я впервые поработала – устроилась подсобным рабочим в школу на лето. Во время учебного года подрабатывала в школьной библиотеке. Библиотекарю нужна была помощница, а администрации было легче платить ученикам, чем нанимать кого-то. Я и еще пара ребят выдавали книги, делали учет, оформляли новые карточки, утилизировали старую литературу, а еще – оформляли актовый зал, носили вещи, делали сайт для школы… За месяц зарабатывали где-то по 100 рублей, и это были хорошие деньги на тот момент.

    После 9-го класса я ушла в лицей, работать не перестала. Моя сестра занималась ивент-менеджментом и затащила меня в эту сферу.

    Я была гардеробщицей, баристой, мыла полы, устанавливала камеры и свет – перепробовала все!

    А с конца 10-го класса и до середины 11-го я была продавцом-консультантом в шоуруме. Работала по восемь-двенадцать часов, об учебе речи не шло, но деньги получала хорошие: 500 рублей оклада и где-то 100-150 рублей с продаж. В лицее думали, что у меня богатые родители, пока я не рассказала, что работаю с 13 лет. Моя семья совсем не богатая, и именно поэтому я пошла работать. В детстве огорчали моменты, когда у одноклассников есть классные вещи и телефоны, а у меня – одежда из секонда, когда хотелось чего-то нового.

    Первую зарплату потратила на мечту: на день рождения подруги купила себе и ей цветные линзы. Я очень долго их хотела! Тогда они стоили половину моей зарплаты, но это того стоило.

    Однажды моя зарплата выручила всю семью: деньги мамы ушли на тур в Турцию, а мы опоздали на автобус к аэропорту. За свои деньги заказала такси и спасла ситуацию – что делать, очень хотелось на море!

    Получается, что к 18 годам я успела сменить семь работ. Сейчас организовываю банкеты, фуршеты и гала-ужины и нанимаю людей на позиции, на которых трудилась когда-то. Подростку нелегко найти работу, но если хочешь – сможешь. У меня есть много знакомых, которые обходили заправки и мойки и слышали свое «да» после десяти отказов. Упорство решает.

    Но есть и обратная сторона: из-за того что я всегда работала, у меня не было подростковой жизни и юности. Я не тусила с ровесниками в барах – и опасаюсь, что к годам тридцати пойду в отрыв (смеется).

    Павел: «Обучился, но зарплату не получил»

    – Когда я был в 10-м классе, отец предложил мне поработать – хотел показать, как зарабатывают деньги. Я был не против, тем более что деньги люблю. Благодаря отцу меня взяли в компанию, где я должен был устанавливать ПО на компьютеры клиентов. Это было лет семь назад, и процесс был сложным, поэтому перед работой мне нужно было пройти обучение. Вот тут и начались проблемы.

    Всю информацию реально было осилить за неделю. Тем более что уже тогда я был на «ты» с компьютерами. Но процесс растянулся на месяц! Каждый день я ездил в офис всего на час – было очевидно, что процесс обучения не особо налажен.

    Наконец мне дали первого клиента. Я приезжаю, а там все работают на макбуках, тогда как наше ПО заточено на Windows. На офисе нашелся подходящий компьютер, но он был больше похож на тостер. Работать с ним было грустно и больно. Я один, клиент ругается, я пытаюсь что-то объяснить, параллельно звоню в офис…

    Но я справился и, как меня учили, попросил клиента оценить уровень сервиса. Ситуация – сюр.

    После этого работал еще с тремя клиентами. За одного платили что-то около 50 тысяч рублей (до деноминации – прим. ред.), то есть в конце месяца я должен был получить 200 тысяч. Но оказалось, что нужно было выполнить минимум заявок, до которого я не дотянул. В итоге мне ничего не заплатили. Обидно: потратил много времени на обучение, даже изучал программу сам, пока отдыхал летом с родителями. Опыт прикольный, но повторять бы его не хотелось.

    Анастасия: «Работала в трудовом лагере при школе»

    – Найти эту работу и устроиться было несложно: понадобилась только справка и заявление. В трудовой книжке значится, что я трудилась разнорабочей 2-го или 3-го разряда. Пошла просто из любопытства: мне как раз исполнилось 14 лет, и я решила узнать, что такое оплачиваемый труд.

    Кроме меня, в трудовом лагере было еще много ребят. Мы убирали в кабинетах, мыли полы, протирали пыль и ремонтировали классы – сняли прошлые обои и поклеили новые. Наверное, эта задача была самой масштабной.

    Иногда работали снаружи: косили и выдирали траву, убирали мох между плитами.

    Но мне кажется, часть поручений давали просто потому, что не знали, чем нас еще занять.

    Работала я всего месяц по четыре часа в день, часто нас отпускали и пораньше.

    Зарплата пришла не сразу: мы отработали июнь, а деньги получили только в августе. На них я купила себе новую джинсовку!

    Анна: «Нашла работу из-за лишая»

    – Мне было 13, когда папа устроил работать меня в бухгалтерию у себя в фирме. Объяснял тем, что квартал закрывался, нужны лишние руки – но я думаю, это был предлог для того, чтобы показать ценность денег. У нас были конфликты по поводу карманных расходов (точнее их отсутствия). Этот опыт должен был научить меня ценить деньги и показать, как трудно их зарабатывать. Но мне даже понравилось, и заплатили мне хорошо – около 200 рублей. Потратила их на ремонт разбитого экрана телефона и маникюр (мне запрещали его делать).

    Кстати, на маникюр не хватило 3 рубля – было очень обидно просить деньги у мамы.

    Работа в 16 лет появилась по моей инициативе. Случилось так, что я заболела лишаем – тащила в ветеринарную клинику бездомного котенка с кладбища. Из-за меня класс посадили на карантин, я сидела дома 6 недель и скучала. От безделья начала заниматься русским языком, пошла на курсы копирайта и поняла, что могу писать грамотные тексты на заказ. На бирже платили 50 копеек за 1000 символов и давали правки по три раза. За месяц заработала около 17 рублей. Смогла вывести их только сейчас и потратила на бургер в кафе – трата нерациональная, не советую никому.

    Хоть деньги я получила небольшие, у меня появилось портфолио – благодаря ему я успешно искала работу. Для меня это было важно: хотела поскорее сепарироваться от родителей и иметь деньги на личные расходы. В итоге начала работать в агентстве редактором, потом СММ-специалистом. Сейчас работаю в другом месте с более высокой зарплатой и интересными проектами. А прошлым летом работала вожатой в детском лагере – вот там я и поняла, что значит зарабатывать деньги тяжелым трудом. Но мне все равно безумно понравилось: поэтому сейчас делегирую задачи, чтобы снова поехать в лагерь.

    Сложно ли найти работу подростку? В диджитал-сфере – легко: никто не знает, сколько тебе лет, не слышит твой детский голос и не недооценивает. С другими работами тяжелее. Как правило, компании берут кого-то более опытного из-за стереотипов о возрасте. Но у меня есть рабочий лайфхак: когда я хотела работать на конкретного человека, я предлагала ему услуги – как правило, это очень круто оборачивалось. Так что дело не в том, в какой стране ты живешь, а в том, насколько готов стучаться во все двери.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В Национальный центр защиты персональных данных Беларуси пожаловались на действия учреждения образования.

    Узнали про самые ходовые модели, цены, новые коллекции и ne самую возможность застелить классическим ковром пол в автомобиле.

    В Беларуси за 20 лет использования вспомогательных репродуктивных технологий были рождены более 10 тысяч детей.

    Раньше на этом «маршруте» работали машины такси, создавая видимость легальных перевозок. Теперь же чаще всего пассажиров «перехватывают» водители обычных с виду легковушек и минивэнов.

    Кроме легковушек у белорусов в собственности 423 799 мотоциклов и мотороллеров, а также 10 417 автобусов.

    Автомобили стояли без нарушений правил дорожного движения. В момент совершения противоправных деяний подозреваемая была трезвой.

    Надежный японский бренд, выгодная рассрочка на 2 года с переплатой всего 10 BYN, обвал цен до минус 15 000 BYN на Nissan X-Trail и скидка 6000 BYN на предзаказ «электрички» Ariya.

    Все новости