• Новые изменения в ПДД приняли. А чего в них не хватает?

    Новые изменения в ПДД приняли. А чего в них не хватает?

    Активное обсуждение правок в действующие ПДД началось давно — предложения озвучивали в парламенте еще в 2019 году. И вот в понедельник вечером довольно внезапно стало известно, что нововведениям быть. Осталось подождать полгода до их внедрения в жизнь. Onliner.by обратился к специалистам, представителям разных участников движения, которых затронут изменения, чтобы выяснить: насколько актуальны и необходимы новые пункты ПДД? Второй не менее важный вопрос — о тех нормах, которые давно назрели, но которых не хватает даже в новой редакции правил.

    Скорость

    Сейчас: на автомагистралях и дорогах для автомобилей — максимум 110 км/ч.

    Будет: на магистралях — до 120 км/ч, на остальных загородных дорогах — по-прежнему 90 км/ч (если знаками не предусмотрено иное). В городах появится знак «Зона с ограничением максимальной скорости» (30, 40 км/ч).

    — Нужно менять скорость там, где есть угроза безопасности, а не на всех магистралях, — считает Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). — Каждую дорогу, каждый участок нужно исследовать на аварийность, в частности на скоростезависимые ДТП, а потом заниматься определением нужной скорости. Не следует делать одну скорость на всей протяженности трассы.

    — Будем честны: знак «Автомагистраль» в Беларуси нужно хорошенько поискать. И простые водители прекрасно понимают, что это нововведение имеет мало общего с реальностью. Да, в светлое время суток и сухую погоду здесь разрешено 120 км/ч. А ночью в дождь или при гололеде будет ли эта скорость безопасной? Конечно нет. А в случае ДТП на суде будут ссылаться на пункт 87 — при выборе скорости водитель должен учитывать погодные условия и массу факторов, влияющих на видимость дороги. По-хорошему, система ограничения максимальной скорости требует серьезной гибкости.

    — Мы в БАЭС делали исследование и выяснили, что контроль скорости практически не влияет на безопасность движения. Люди продолжат играть в кошки-мышки: попадусь — не попадусь на скорость. Полагаю, повышать скорость нужно на тех участках, где движение безопасно. Понижать — там, где случаются скоростезависимые ДТП. Такова общемировая практика.

    — Главный вопрос скорости — задача, чтобы люди не разбивались. Новый знак «Зона с ограничением максимальной скорости» — полумера. Сегодня только в двух европейских столицах остался городской максимум в 60 км/ч — в Минске и Москве. В остальных городах Европы давно 50 км/ч. По статистике, средняя скорость сообщения в крупных населенных пунктах — 30—35 км/ч. Наш действующий лимит не дает выигрыша во времени, зато делает движение более рваным (от светофора до светофора), приносит больше опасности. Напомню, 60 — смертельная опасность для пешеходов, 50 — не летальная.

    Моноколеса и электроскутеры

    Сейчас: статус таких участников движения не определен.

    Будет: их приравняли к пешеходам. Ввели возрастное ограничение — с 14 лет. Движение — по велодорожкам, при их отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке, обочине не быстрее 25 км/ч, не создавая препятствия для пешеходов.

    — Комфортная и безопасная скорость на моноколесе — до 30 км/ч. Это быстрее, чем в общественном транспорте или на автомобиле в час пик. И на этой скорости можно вовремя среагировать: человек инстинктивно подается назад при виде препятствия, устройство тут же тормозит. Если вы хотите двигаться быстрее — вам нужно не моноколесо, а что-то другое, — комментирует Игорь Сущенко, инструктор по езде на моноколесе. — Мы проводили эксперимент, что остановится быстрее: авто, велик, электросамокат или моноколесо? Последние два показали результат в 4 метра. Мы и сами в своем комьюнити рекомендуем не разгоняться выше 25 км/ч. Сейчас эта норма будет закреплена законодательно. Поэтому считаю, в нашем вопросе изменения в ПДД актуальны.

    — Приравнивание моноколесников и самокатчиков к пешеходам — просто приведение ПДД в соответствие с уже существующими в них терминами. Большинство людей, управляющих моноколесами, сами считают себя пешеходами. С новой формулировкой столкновения «наших» с идущим человеком не будут считаться ДТП. Эти случаи разбирает милиция, а не ГАИ. По моему мнению, информацию о таких инцидентах все же необходимо передавать инспекторам для анализа и определения аварийных мест. Ведь именно в задачи ГАИ входит изменение организации дорожного движения. Карта с местами концентрации столкновений пешеходов с теми, кто передвигается на средствах индивидуальной мобильности, поможет что-то изменить на таких участках, исключить происшествия в будущем.

    — Вместе с тем не считаю обязательным введение возрастного ограничения в 14 лет. Моей младшей ученице 5 лет, и она отлично справляется. Не вижу никаких препятствий, чтобы дети выезжали на тротуары за пределами жилых и пешеходных зон — но только в сопровождении взрослых и в защите (шлем, налокотники, наколенники).

    В компании Eleven, занимающейся кикшерингом в том числе и в Гродно, также посчитали необходимым прокомментировать изменения: «Изменения ожидаемы, и если говорить в целом, то по сути произошло узаконивание статуса электросамокатов, который во многом стал похож на статус велосипедистов. На нас эти изменения не окажут большого влияния, так как с самого начала наши самокаты соответствовали этим правилам, в частности основному — ограничение скорости в 25 км/ч. Мы считаем, что ограничение скорости — наиболее правильный вариант регулирования сферы электросамокатов».

    Мотоциклы

    Сейчас: пассажир байка должен быть в застегнутом мотошлеме, старше 12 лет. Никаких других ограничений.

    Будет: запрещается перевозить пассажиров, заведомо находящихся в состоянии опьянения.

    — Мы заявили свои предложения по изменению ПДД еще в 2014 году, понемногу они вводятся. Но требования к пассажирам среди наших инициатив не было, — говорит Дмитрий Степаненко, руководитель мотоклуба Racing Clan MC (в байкерской среде известен как Питбуль). — На мой взгляд, это несуразица. Теперь водителю мотоцикла нужно проверять пассажира перед поездкой алкотестером? Таких аварий, по моим данным, случается совсем мало. Плюс мотоциклы существуют разные. Пассажир спортбайка в теории может упасть самостоятельно. А если человек едет на «туристе» типа Honda Gold Wing в кресле со спинкой и подлокотниками? В целом, механизм исполнения этого правила вызывает большие вопросы.

    — Важное изменение, которое мы давно предлагали, — градация прав по кубатуре. Чтобы менее опытные мотоциклисты сначала получали в/у только для байков до 500 «кубиков». А затем, по мере получения опыта, могли получить следующую подкатегорию прав, которая позволит садиться на более мощную технику. Так мы хотели обезопасить 16-летних парней, которые получают права и садятся на литровый «спорт», а потом едут искать свои столбы и деревья.

    — Давно пора переписать и еще один пункт — на автомагистралях разрешено ездить 110 км/ч только легковым автомобилям и грузовикам массой до 3,5 тонны. Мотоциклам, по действующим ПДД, нельзя.

    Велосипеды

    Сейчас: при переезде через пешеходный переход нужно спешиваться. Нет ограничений для внешнего вида при движении в темноте.

    Будет: можно не спешиваться на переходе. Появилась обязанность кататься вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами.

    — В 2017—2018 годах мы работали вместе с ГАИ по вопросу усовершенствования ПДД. Инспекторы хотели повысить безопасность велосипедистов, мы желали повысить их комфорт. Нынешние нововведения — результат той работы, — уверен Евгений Хоружий, председатель Минского велосипедного общества. — В частности, мы точно обозначили компромисс насчет световозвращателей в темное время суток за городом. Насколько помню, в Полоцком районе был эксперимент — всех велосипедистов просили надевать жилеты. И количество тяжелых ДТП с участием велосипедов резко снизилось.

    — Разрешение не спешиваться на переходах — просто закрепление сложившейся практики. В том же Минске так поступает большинство велосипедистов. Чаще всего они снижают скорость до сопоставимой с пешеходами и не спешиваются. Да, иногда происходят аварии «вело — авто», во многих случаях — с внезапно выскочившими велосипедистами. Но, по моим сведениям, виновными чаще признают водителей машин с формулировкой «не снизил скорость вплоть до полной остановки». На мой взгляд, новое правило не снижает безопасность относительно той, что есть сейчас. Нужно понимать, что эта мера — временная. Просто потому, что пока нет достаточно развитой инфраструктуры. В Европе велосипедисты двигаются по дорогам.

    — Для нас максимальная задача — чтобы велосипедистам вновь разрешили двигаться по проезжей части в населенных пунктах. На городских магистралях — по выделенной велодорожке, на маленьких улицах — непосредственно по дороге. Безусловно, сложно решиться на такой шаг без иного проектирования дорог. Мы предлагали начать с зон с ограничением максимальной скорости в 30 км/ч. Также предлагали разрешить ездить на велосипеде в условиях снегопада и гололеда, закрепить в ПДД новые знаки: «Велосипедный переезд, совмещенный с пешеходным переходом», «Выезд на улицу с велодорожкой». А еще хотели отменить требование пункта 200 — обязательную установку зеркала заднего вида на велосипед. Такого правила нет в Венской конвенции.


    Нововведения о правиле двух полос, о включении фар днем в начале и конце учебного года также можно назвать закреплением в ПДД уже давно существующей практики, а разрешение для электромобилей двигаться по выделенной полосе — ранее озвученным стимулом для развития EV в стране.


    Стоит подчеркнуть, что на момент выхода этой статьи текст указа №145 «О совершенствовании организации дорожного движения» еще не обнародован. В своих рассуждениях мы можем опираться лишь на комментарий к указу и разъяснения от ГАИ. Точные формулировки в обновленных ПДД станут известны после официального опубликования документа.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Не так давно старинный комплекс достался инвестору, который планирует вдохнуть в него новую жизнь.

    При техосмотре больше не требуется предъявлять водительское удостоверение и страховку. Зато теперь нужно не забывать брать с собой на техосмотр паспорт.

    На сегодняшний день предприятие, в котором работал мужчина, ликвидировано, а документы, подтверждающие размер выплаченной зарплаты, сохранились только частично.

    Перечень вакансий для людей без высшего образования достаточно широк и разнообразен.

    Видео с Любчанским замком, который недавно обзавёлся новым куполом на одной из башен, появилось на тематической страничке о путешествиях по Беларуси «Картина мира».

    Проверки личных хозяйств идут по всей стране. Нарушителям грозят крупные штрафы.

    Независимо от погоды за окном, здесь всегда в районе плюс 20 градусов и влажность не выше 60%.

    Все новости