Как люди становятся «наживкой» виртуальных преступников и как себя обезопасить, «Принеманским вестям» рассказал начальник отделения по противодействию киберпреступности Лидского РОВД Артем Юртаев.
Количество обманутых растет. Каждый день в милицию обращаются по 2-3 человека, у которых с карточки «увели» деньги. Многие из них что-то покупали в интернете или платили за услуги: в процессе этого перешли по ссылке или зашли на поддельный сайт.
540 рублей за коммуналку
39-летняяя жительница Лиды решила оплатить коммуналку. Она ввела название банка в поисковой строке браузера и перешла по одной из первых предложенных ссылок. Для входа в систему потребовались логин и пароль, а также 4-значный код из СМС. Лидчанка поверила внешнему виду сайта, который в точности повторял дизайн оригинального сайта, не обратила внимания, что в адресной строке есть один лишний символ, ввела данные и лишилась всех денег на счету.
Другая лидчанка покупала себе в соцсетях брендовую кофту за 250 рублей. Аккаунт она нашла в соцсетях, выглядел солидно – более 30 тысяч подписчиков. Оттуда она перешла якобы на оф. сайт магазина, ввела данные своей карточки и… вуаля – всех денег с карты, как не бывало.
Фишинг – это не про рыбалку…
Как отмечает Артем Юртаев, в этих примерах люди стали жертвами фишинга.
«В фишинге участвуют поддельные интернет-ресурсы. Когда человек попадает на такой ресурс, ему предлагают ввести личные сведения или данные своей банковской карточки для осуществления платежей – чаще всего за коммунальные услуги, за интернет, погашение кредитов и рассрочек. Люди следуют таким «инструкциям» и теряют все деньги, - рассказывает Артем Юртаев. - Отличить фишинговый ресурс несложно: внешне страница будет такая же, как вашего банка, но в доменном имени в ссылке будут отличия. Обычно в нем есть как минимум один лишний символ или ссылка незначительно изменена».
Факт
70% пострадавших в Лиде от интернет-мошенников – это люди до 40 лет. Милиционеры говорят, что наших пенсионеров обмануть сложнее. Они следят за новостями и более информационно подкованы.
Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).
По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.
Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?