• Кто-то уехал в Ирак, кто-то – в Европу: судьба мигрантов из гродненского ТЛЦ «Брузги»

    Кто-то уехал в Ирак, кто-то – в Европу: судьба мигрантов из гродненского ТЛЦ «Брузги»
    Фото: sputnik.by

    Не все мигранты, которые несколько месяцев жили во временном лагере у белорусско-польской границы в ТЛЦ "Брузги" под Гродно, который закрылся в конце марта, вернулись обратно в Ирак. Кому-то удалось попасть в Европу, кто-то даже успел получить статус беженца. О своей судьбе и планах бывшие временные обитатели ТЛЦ рассказали журналистке Sputnik Инне Гришук.

    Чуть не умерли в лесу

    "Мы ушли в лес, думали сможем пройти через границу, но было очень холодно. Я боялся, что моя дочка, моя мама умрут от холода. Поэтому мы решили поехать в Минск, чтобы вернуться в Ирак. Мы встретили белорусских милиционеров, они нас остановили, потом помогли добраться до Минска, мы им благодарны", – начинает свой рассказ Моххамед, который в лагере мигрантов жил чуть больше четырех месяцев – с начала ноября.

    По его словам, они приехали в Беларусь большой семьей, всего 14 человек. Дома продали все имущество, в том числе и жилье. Все деньги ушли на оплату билетов и услуги турфирмы, обещавшей быстрый путь в Европу. Ждали до последнего, потому что понимали, что на родине придется начинать все с начала, а это очень трудно, так как работу найти непросто. В лес семья решила уйти накануне закрытия лагеря, но продержаться там смогли всего несколько дней, так как ночи были морозные.

    "Мы улетели в Ирак с помощью Международной организации по миграции. Мы улетали в начале апреля. Знаю, что после нас оставались еще люди, они ждали, когда им сделают все документы", – отметил мужчина.

    По его предположению, почти все обитатели приграничного лагеря мигрантов к концу апреля могли покинуть Беларусь. У многих возникло полное разочарование. Кто-то и вовсе раздумал даже делать попытки переселения в Европу.

    Моххамед рассказал, что его семья уже три недели живет в Ираке и для них наступило непростое время.

    "Моя мама живет у своей сестры, жена и дочка – у ее родителей. Я каждый день живу у разных родственников. Один день – у кузина, другой в доме сестры, третий – у моего дяди. С женой мы живем раздельно. Я знаю, что я должен найти работу, но это очень трудно. Я могу только надеяться, что все будет хорошо", – говорит Моххамед.

    На вопрос о том, будет ли он пытаться попасть в Европу, но уже через другую страну, он категорически говорит, что нет.

    "Я не хочу и не буду ехать в Европу снова. Я все видел собственными глазами. Они все время говорят нам о демократии и о человечности, но это все ложь. Они не уважают никого, кто не считается европейцем. Их не интересуют другие люди, такие, как мы. Я видел, как жестоко обращались с нами польские солдаты, они могли ударить или толкнуть даже пожилого человека", – сказал собеседник агентства.

    Мигрант: не скажу, что был в Беларуси

    О своих приключениях на пути в Европу рассказал один из иракских мигрантов по имени Марк, который сейчас находится в Великобритании и подал документы на получение статуса беженца. Попавшие в Европу мигранты просили не называть их имена.

    "Я уже пару недель нахожусь в Британии. Я боюсь, если служба узнает, что я жил в лагере мигрантов в Беларуси, мне могут не дать статус. Лучше не упоминать вашу страну", – объяснил Марк.

    Молодой мужчина, как и Моххамед, приехал в лагерь мигрантов на белорусско-польской границе 8 ноября прошлого года. Но в начале декабря ушел в лес, чтобы попробовать тайно перейти границу. Пояснил, что ждать было очень тяжело из-за тяжелых условий в ТЛЦ и холода на улице.

    "Нас было 14 человек, у нас получилось попасть на польскую территорию. Нас схватили польские солдаты и отправили в лагерь мигрантов. Я жил там примерно три месяца. Ребята, которые были со мной, тоже попали в лагерь мигрантов в Польше. Но они еще там, я так думаю. В этом лагере можно пробыть от трех до девяти месяцев", – пояснил мигрант.

    По видеосвязи он показал, что находится на улице небольшого английского городка, показал небольшую квартиру, в которой живет в ожидании решения британских властей. В особенности хвалил теплую солнечную погоду. Вспоминал, как холодно было в Беларуси.

    "Я очень счастлив, что у меня получилось. Мне нельзя было ни в коем случае возвращаться в Ирак, у меня были проблемы из-за политических взглядов. У меня не было другого выбора", – отметил Марк.

    По его словам, в Британию он ехал, потому что сюда в прошлые годы перебралось много его друзей и родственников.

    В Британию с третьей попытки

    Еще один постоялец лагеря мигрантов из ТЛЦ "Брузги" Алан (имя также изменено) уже почти два месяца живет в Британии и смог спустя много месяцев увидеть свою жену, которая ранее уехала в эту страну. Молодой мужчина жил в белорусском лагере мигрантов с начала ноября прошлого года и примерно до середины января, затем уехал в Ирак по программе Международной организации по миграции (МОМ).

    Как рассказал Алан, попасть в Европу у него получилось только с третьей попытки. В Беларуси пройти через границу он пытался два раза. Третья – удачная – была совершена через Турцию.

    "Первый раз мы попали в Польшу в начале или середине декабря. Нам удалось перейти границу, доехали до Варшавы, а там нас остановили польские полицейские. Проверили документы. Когда узнали, что мы мигранты, они забрали нас и увезли обратно на границу, выдворили обратно в Беларусь. Спустя несколько дней после этого я узнал из новостей, что на тот момент, когда нас выгоняли из Польши, действовало решение Европейского суда по правам человека, по которому Польше запрещалось выгонять из страны мигрантов, которые оказались на ее территории. Это было прямое нарушение такого решения", – вспоминает Алан.

    По его словам, все группы мигрантов, которые пересекали белорусско-польскую границу, не совершали путешествие через Польшу самостоятельно.

    "Нам нужно было пройти пару километров от границы до условленного места в Польше, там ждал человек на машине, который должен был отвезти нас в Германию. После приезда в Германию, кураторам этого путешествия нужно было заплатить еще 6 тысяч долларов. Это дополнительная сумма к тому, что я оплачивал в Ираке. Так мы договаривались с самого начала", – раскрывает подробности Алан. Он уточнил, что это общая схема, которую обсуждали на момент покупки так называемого "тура в Европу" в Ираке.

    После возвращения из Беларуси в Ирак мужчина с помощью родственников смог оплатить новую путевку в Британию. Маршрут шел из Ирака в Турцию, затем в Германию и Францию, более подробно детали путешествия мужчина не стал раскрывать. Рассказал лишь, как ему пришлось добираться на лодке через Ла-Манш, что это было опасное путешествие.

    "Сейчас у меня все хорошо. Я рад, что все получилось. Это было безумно сложно. Но я верил в себя", – резюмировал мигрант.

    Кто-то попал в Германию

    Еще несколько мигрантов из иракского Курдистана, которые жили в ТЛЦ "Брузги", рассказали, что они смогли добраться до Германии, уже успели подать документы на получение статуса беженца.

    "Нас была большая группа, больше 20 человек. У нас получилось. Вот мы уже здесь", – отметил мужчина по имени Сирван, он относится к этническому меньшинству езидов, которые в Ираке подвергались притеснениям из-за религии.

    Сирван и его друзья и родственники езидской национальности с 2014 года жили в палаточном городке в Курдистане, в палатках, срок службы которых рассчитан всего на два года, родной город Сирвана был разрушен во время атак ИГИЛ, восстановлением никто не занимался.

    "У нас не было работы, нормального образования, мы не могли получить медицинскую помощь, потому что мы езиды, а не мусульмане. Для мусульман мы были как люди второго сорта или хуже. Они не купят яйца или овощи, которые продает езид, не будут есть еду в кафе, если ее приготовит работник-езид. Езида в принципе не возьмут на работу. Только если он откажется от веры и примет мусульманство", – рассказал Сирван, объясняя свои мотивы путешествия в Европу. Германию он выбрал, потому что там уже несколько лет живут его близкие родственники. А жить в Курдистане езидам опасно.

    "У меня был только один путь – в Европу. Если бы я вернулся обратно в Ирак, меня в принципе могли убить", – пояснил мужчина.

    У большинства не получилось

    Но у большинства мигрантов из Ирака попытка попасть в Европу через Беларусь завершилась ничем - им пришлось вернуться на родину. Кто-то решил после этого прекратить попытки, потому что на поездку потратил последние деньги, в том числе и от продажи имущества. Кто-то еще не теряет надежду, но ехать за новой жизнью в Европу через Беларусь не хотят.

    Один из мигрантов, который вернулся в Ирак, рассказал: "Мы сейчас расстроены, что у нас не вышло попасть в Европу. Когда начался поток беженцев из Украины, мы поняли, что Европа точно не обратит внимание на нас, она и раньше нас старалась не замечать. Мы уехали из Беларуси. У меня сейчас проблемы. Я работал в полиции и уволился, чтобы покинуть Ирак, это у нас не любят. Снова устроиться на эту работу я не смогу, другую тоже сложно найти. Я бы хотел с семьей снова попробовать уехать в Европу, другим маршрутом, не через Беларусь, но у меня нет денег на это путешествие. Пока это невозможно".

    Как сообщили в Международной организации миграции в Беларуси, в 2022 году по состоянию на 14 апреля по программе содействия добровольному возвращению и реинтеграции МОМ, которая финансируется ЕС, домой из Беларуси вернулось 414 человек. Из них 353 человека – в Ирак.

    В 2021 году МОМ помогла 381 мигранту вернуться из Беларуси в страны их происхождения, более 70% из них возвращались в декабре, когда проектная команда МОМ начала работать с мигрантами в ТЛЦ "Брузги".

    4,5 месяца на границе

    Лагерь мигрантов из Ирака, Ирана, Сирии и других стран Ближнего востока и Африки у белорусско-польской границы недалеко от Гродно возник 8 ноября 2021 года. Первую неделю прибывшие жили в палатках на нейтральной полосе у колючего забора, который построила Польша. Затем часть мигрантов перешла в пункт пропуска "Брузги". У них в телеграмм-каналах появилась информация, что за ними приедут автобусы, которые отвезут их в Германию, а Польша откроет гуманитарный коридор. Но это оказалось фейком – польская сторона применила к мигрантам водометы, слезоточивый газ и светошумовые гранаты.

    В период с 16 по 18 ноября мигранты перебрались в кризисный центр, экстренно обустроенный в одном из помещений транспортно-логистического центра "Брузги". Вплоть до 22 марта 2022 года мигранты получали здесь питание, одежду, теплые вещи, предметы личной гигиены, медицинское обслуживание. Для них была организована военно-полевая баня, а для детей – мини-школа. За это время у четверых мигранток из ТЛЦ "Брузги" родились дети.

    Начиная с декабря было организовано несколько эвакуационных рейсов в Ирак, чтобы вывезти тех, кто хотел вернуться домой. Часть мигрантов уезжали на родину по программе Международной организации по миграции.

    Из-за миграционного кризиса Польша и Литва ввели на границе режим чрезвычайного положения, а в конце января в Варшаве заявили о том, что возведут на границе с Беларусью пятиметровый забор в 186 километров. Это сооружение заменит менее основательный двухметровый забор из колючей проволоки. О планах построить в 2022 году такой же пятиметровый забор-стену заявила и Литва.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В день совершения преступления мужчина распивал спиртные напитки и решил отомстить своей бывшей спутнице.

    — Рассчитываем привести в порядок 500 км дорог и более 308 пог. м мостов, - сказал председатель Гродненского облисполкома.

    В случае утверждения изменений, к началу 2026 года лимит должен будет поэтапно уменьшиться до 4 тыс. белорусских рублей.

    Для пассажиров предложения поехать дешевле, но без билета, должны быть сигналом об опасности.

    В ходе выполнения работ мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью.

    Мобильные операторы Беларуси с 1 апреля вводят ряд изменений, которые повлияют на стоимость услуг связи и доступа в интернет.

    Все новости