Построят пешеходный мост через Неман, восстановят ратушу и Фару Витовта, перенесут тюрьму. Подробности детального плана исторического центра Гродно на ближайшие 7 лет
В Гродно утвержден детальный план исторического центра с проектом регенерации исторической застройки — он опубликован на Национальном правовом портале. Документ очень объемный, а расписанные в нем планы обустройства города поистине грандиозны. Обещают, в том числе, воссоздание утерянных архитектурных сокровищ и появление новых пешеходных улиц. Выбрали самое интересное из перемен, которых жители Гродно, возможно, дождутся до 2030 года.
Авторы плана упирают на рациональное использование историко-культурного и туристического потенциала Гродно: это один из городов Беларуси, где почти целиком сохранилась историческая планировка и большое количество памятников истории, напоминают они.
Еще хотят усовершенствовать транспортную и инженерную инфраструктуру в увязке с планировочной и функциональной организацией города в целом. А вообще все сводится к формированию «благоприятной, безопасной, безбарьерной, полноценной и разнообразной среды» для горожан и туристов.
Проектируемая территория охватывает 600 га, а мероприятия в детальном плане разделили на два этапа: первый обещают реализовать до 2025 года, второй — до 2030-го.
Подробный разбор детального плана сделал Teltgram-канал Urban Hrodna.
Что построят и восстановят: здания
В первый этап - до 2025 г. - среди прочего включены:
реставрация Старого замка по улице Замковой, 22 под историко-археологический музей,
реставрация комплекса бывшего пивоваренного завода - там организуют гостинично-ресторанного комплекса с броваром;
восстановление здания ратуши под административно-торговый объект;
реконструкция бывшего кожвендиспансера по ул. Василька под объект общественного назначения;
реконструкция комплекса зданий по ул. К. Маркса, 27 под Дом милосердия;
реализация культурно-развлекательного центра на базе Дворца Четвертинских,
реконструкции зданий по ул. Мицкевича 7, 9 под туристско-информационный центр районов «Новый Свет» и «Учительская Колония»,
реконструкция административного здания по ул. Заводской, 13 (между Новым замком и Драмтеатром) под гостиницу, строительство пристройки,
реконструкции хозяйственных построек бывших казарм под досугово-спортивный центр,
реконструкции усадебных домов по ул. Красноармейской, 53, 57 под объекты общественного назначения с пристройкой дополнительных объемов,
реализация торгового объекта по ул. Будённого, 44,
строительство таунхаусов на Коммунальной,
строительство многоквартирных среднеэтажных жилых домов по ул. Будённого и Левонабережной,
Вид на площадь с Бернардинского костёла. 1939-й год. Не сохранилось практически ничего...
Второй этап - до 2030 г.:
восстановление Фары Витовта под концертный зал;
восстановление дворца Радзивиллов по ул. Стефана Батория. На его базе создадут гостинично-музейного комплекса;
вынос тюрьмы № 1 и реконструкция под многофункциональное выставочное пространство и гостиничный комплекс с рестораном;
реализация объекта общественного назначения в районе пересечения ул. Ленина и Карбышева (строительство уже начато);
реализация Генерального консульства Республики Польша по ул. Студенческой;
реализация туристско-развлекательной зоны «Порт» (на месте выносимого порта) с линейным и водным парками, амфитеатром на воде, баржей-бассейном, музеем истории порта и судоходства на Немане, гостиницей, речным вокзалом;
объект общественного питания в районе ул. Левонабережной. В том же районе - строительство корпуса больницы №2 и инфо-центра с панорамным лифтом,
строительство гостиничного комплекса по ул. Будённого, 42–44 и гостиницы по ул. Будённого, 52 (сейчас нежилой дом перед польским консульством);
строительство объекта общественного назначения возле здания по ул. Будённого, 4,
строительство объекта культового назначения в районе ул. Проектируемой № 7 (продление Лермонтова через Коложский парк),
вынос кожевенного завода, реконструкция его зданий и зданий ОАО «Труд» под комплекс общественного назначения (торговля, офисы, арт-пространства);
реконструкция зданий химчистки «Чайка» и приспособление их под досугово-развлекательный комплекс,
строительство нового корпуса Гродненской областной клинической больницы медицинской реабилитации,
строительство объектов общественного назначения по ул. Весенней и Калиновского со сносом усадебной застройки,
модернизация Центрального рынка и строительство новых павильонов.
Гарнизонный костёл (Фара Витовта) после последней реконструкции. Конец 1930-х годов.
Районы, кварталы
До 2025 г.:
воссоздание еврейского квартала;
воссоздание квартала в районе улиц: Замковой, Мостовой, Октябрьской, Большой Троицкой, Трудовой 2-ой с объектами общественного назначения,
восстановления квартала в районе улиц Заводской, Правонабережной с объектами общественного назначения,
реконструкции квартала по ул. 11 Липеня (за горисполкомом) с воссозданием исторических зданий под объекты общественного назначения.
До 2030 г.:
восстановления квартала в районе улиц Мостовой, Стефана Батория с объектами общественного назначения (квартал Брегмана),
строительство культурного центра в квартале по ул. Будённого 54А, 54Б.
Вид на Ратушу и Дворец Радзивиллов с Фары Витовта (сейчас здесь Советская площадь). Начало 20-го века.
Обводное кольцо и еще один мост
Основная задача Детального плана в части развития улиц - уменьшить транспортную нагрузку на исторический центр, не приспособленный к современному трафику.
Вокруг него сформируют малое опорное транспортное кольцо: продление пр. Строителей - ул. Калиновского - продолжение Островского - Тимирязева - Будённого - Подгорная.
В перспективе – строительство нового моста через Неман в продолжение ул. Будённого к ул. Счасного с выходом на Победы – Советских Пограничников.
Вдоль малого опорного кольца появится сеть «перехватывающих» парковок.
Новые паркинги
До 2025 г.:
многоуровневые паркинги по ул. Будённого на 220 и 450 машиномест;
многоуровневый гараж-стоянка в комплексе с торговым центром по ул. Весенней на 300 машиномест;
подземный паркинг за торговым домом «Неман» на 200 машино-мест,
многоуровневый паркинг по ул. Социалистической за зданием облисполкома на 220 машино-мест.
До 2030 г.:
подземный паркинг под привокзальной площадью железнодорожного вокзала на 540 машиномест,
паркинг под площадью Ленина на 240 машиномест (его строительство зависит от научно-проектных изысканий),
паркинг по ул. Доминиканской на 190 машиномест (после научно-проектных изысканий),
встроенный паркинг на пл. Советской на 500 машиномест в составе квартала Брегмана,
паркинг на 290 машиномест при реконструкции тюрьмы в многофукциональный комплекс,
в районе ул. Гагарина на 300 машиномест,
многоуровневый паркинг на 1200 машиномест с открытой парковкой на 200 машиномест по ул. Белуша в районе рынка.
Бестранспортная зона, пешеходный мост через Неман и новые улицы
Бестранспортная зона в центре расширится на основе улиц: Карла Маркса, Замковая, Кирова, Советская, Октябрьская, Ожешко, Стефана Батория, а также площади Советской. Маршруты городского транспорта изменятся.
К существующим пешеходным улицам добавятся Замковая, участки Кирова и Карла Маркса от Социалистической до Стефана Батория, Калючинская, Урицкого, Тельмана, Рабочая (вело-пешеходная).
Только для общественного транспорта и пешеходов будут доступны участки улиц Карла Маркса, Кирова, Социалистической.
Для внутрицентрового транспортного обслуживания с преимуществом велосипедистов и пешеходов останутся улицы Василька, Павловского, Телеграфная, Телеграфный переулок, Городничанская, Правобережная, Заводская, Старозамковая.
На последующих стадиях проектирования возможно строительство кольца на пересечении пр. Строителей и ул. Калиновского. Также по мере развития города в направлениях Грандич и Ольшанки возможно формирование второго (внешнего) транспортного кольца за ул. Францишка Богушевича – ул. Проектируемой № 2 в сторону продолжения Мясницкой и еще одним мостом к ней.
Велодвижение
Планируется устройство велодорожек на всех новых и подлежащих реконструкции магистральных и основных жилых улиц.
Вело-пешеходный мост через Неман построят в районе нового речного вокзала. По нем можно будет перейти из исторического центра на левый берег.
Организуют велопешеходные улицы: Рабочая вдоль Городничанки и продолжение ул. Лермонтова с мостом через овраг с выходом на ул. Весеннюю, в зону отдыха «Пышки». В Коложском парке организуют велодорожки с выходом на продолжение ул. Лермонтова.
В планах обеспечить места кратковременного и долговременного хранения велосипедов в городе и развитие пересадочных узлов с пассажирского транспорта на велосипеды с велопарковками.
Общественный транспорт
Бесконтактные троллейбусы поедут по ул. Будённого, от проспекта Космонавтов будет выход на ул. Мостовую и далее. Троллейбусные маршруты пройдут по ул. Давыда Городенского с выходом на ул. Большую Троицкую; на новом участке ул. Островского, по Тимирязева и Будённого с выходом на проспект Космонавтов. Появятся троллейбусы (бесконтактные линии) на ул. Калиновского после ее реконструкции. Автобусы поедут по ул. Коммунальной и по ул. Лермонтова для подвоза к Коложскому парку.
Троллейбусы уберут с улиц Калючинской, Стефана Батория, участков ул. Кирова и ул. Карла Маркса от Социалистической до Стефана Батория; автобусы - с ул. Социалистической.
Благоустройство рек
Запланировано комплексное благоустройство прибрежной полосы Немана с укреплением берега и созданием рекреационных зон. Благоустроят Городничанку, Юрисдику и Подпереселку, их русла расчистят и укрепят. Выпуски неочищенных сточных вод ликвидируют. Для обводнения Юрисдики организуют подпитку водотока из системы артезианских скважин. Благоустроят места отдыха и обустроят городской пляж на Немане.
Производственный туризм при ликероводочном заводе
Для развития производственного туризма на базе Гродненского ликеро-водочного завода предлагают организовать выставочную торговую зону, экспозиционную линию производства собственной продукции и дегустационный зал с фирменным рестораном.