С 1 марта Литва в одностороннем порядке закрыла на границе с Беларусью пункты пропуска "Лаворишкес" (с нашей стороны "Котловка") и "Райгардас" (со стороны Гродно "Привалка"). По решению литовской стороны, с полуночи 1 марта прекращено пешеходное и велосипедное движение.
Что происходило накануне
На подъезде к "Привалке" в последний день февраля исчезли длинные вереницы фур, ожидающих въезда в Литву. А водители легковушек боялись не успеть попасть в соседнюю страну, простояв в очереди больше суток. Какая атмосфера была на границе, смотрите в видео Sputnik.
Первое, что бросилось в глаза на подъезде к пункту пропуска – это совершенно пустые обочины. Обычно уже за 1,5-2 километра до въезда на белорусскую часть границы у обочины стоят очереди из большегрузов. Еще 28 февраля на въезде в "Привалку" можно было наблюдать сотни фур, но за ночь литовская сторона оформила только две трети из них, а остальные уехали в другие пункты пропуска.
По словам белорусских пограничников, литовские коллеги в последние сутки работы сопредельного с "Привалкой" пункта пропуска "Райгардас" проявили большую работоспособность и приняли почти вдвое больше машин по сравнению с другими днями, хоть и не "покрыли" пропускную способность пункта.
К утру четверга в "Привалке" почти не осталось большегрузов, но очередь легковушек сохранялась. Пару десятков машин были перед въездом в пункт пропуска. Больше трех десятков легковушек ждали выезда в Литву.
По словам водителей, которые уже прошли контроль белорусских таможенных служб, они провели в очереди более суток, а еще даже не подъехали к литовскому шлагбауму. Например, во второй половине дня была первая подвижка в очереди легковушек в сторону Литвы – до этого литовцы не пропускали авто почти восемь часов.
Со стороны Литвы в Беларусь транспорт двигался более активно. Ехали фуры, автобусы, легковые машины и груженые большими сумками и коробками велосипедисты.
"Литовцы очень активно оформляют всех, кто едет из Литвы в Беларусь, это в основном белорусы, мы им там не нужны. А очередь на въезд в Литву оформляют очень медленно, как будто специально тормозят", – поделился наблюдениями один из путешественников, который ехал из Литвы в Беларусь.
Водители легковушек при этом не теряли надежду даже вечером, когда начало смеркаться.
"Будем стоять до конца, не поворачивать же обратно. Вдруг повезет, и нас успеют оформить. Может, литовцы быстрее начнут работать в последние часы. А если уже не пустят, поедем в другой пункт пропуска", – рассказал мужчина из очереди на въезд в Литву.
Ожидающие въезда в страну-соседку пребывали в неведении, в котором часу литовская сторона прекратит пропускать на свою территорию машины.
Как закрывали
Литовский пункт пропуска "Райгардас" прекратил с 1 марта оформление и транспортных средств, причем на неопреленный срок. Литовская сторона выставила сетчатое заграждение, а также знак "въезд запрещен", передает БЕЛТА.
К слову, в ночь на 1 марта уже был не пропущен рейсовый автобус, а также 7 автомобилей, в одном из которых находились пассажиры с детьми.
Фото с границы сделал гродненский фотограф Леонид Щеглов.
Что осталось?
Как сообщалось, правительство Литвы приняло решение закрыть с 1 марта два пункта пропуска на границе с Гродненской областью - "Лаворишкес" и "Райгардас" ("Котловка" и "Привалка" с белорусской стороны).
В августе 2023 года на белорусско-литовской границе по решению Вильнюса прекратили работу пункты пропуска "Шумскас" (с белорусской стороны "Лоша") и "Твярячюс" ("Видзы"). В связи с этим возросла нагрузка на оставшиеся. Антилидером, по данным Госпогранкомитета Беларуси, по пропуску большегрузов за сутки и в течение 2023-го стал ПП "Мядининкай".
Таким образом, на границе с Беларусью с начала весны 2024-го продолжат работу только два ПП – "Мядининкай" ("Каменный Лог") и "Шальчининкай" ("Бенякони" под Лидой).
Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).
По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.
Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?