• Как медсестра и тромбонист взяли два гектара неудобицы и стали фермерами: репортаж с голубичных полей под Гродно

    Как медсестра и тромбонист взяли два гектара неудобицы и стали фермерами: репортаж с голубичных полей под Гродно

    Если несколько лет назад в сезон в Гродно продавали голубику из Польши и даже Америки, то сегодня в сезон на гродненских рынках – своя, местная. Фермеры из Поречья, Маргарита и Александр Атряхины рассказали, как поменяли свои далеко не аграрные профессии - медсестра и тромбонист - на капризную, сложную и дорогую ягодную плантацию в глуши.

    Случилась обычная для дауншифтеров история. Не думали Маргарита и Александр, что переедут из Гродно в Поречье, начнут вести хозяйство в деревне, а сложилось так, что здесь теперь их место силы и жизни.

    …Крохотная деревенька Запурье на самой границе с Литвой будто вросла в землю, прячет под мощными деревьями старые хаты и удобные загородные дома. Запурье окружают лет, пограничная полоса и… поля. Ещё лет 10 назад заросли они соснами и березами, а теперь здесь тянутся к небу кусты с цветущей голубикой, между рядами зелёные дорожки аккуратно прокошенной травы. На клумбах – лаванда, в теплицах и под навесами – сотни горшочков с саженцами ежевики, голубики, жимолости.

    Голубикой Александр и Маргарита серьёзно занимаются около шести лет.

    – Идею нам друг подсказал, он сам выращивает голубику. Мы приехали в гости, просто попробовали эту ягоду, и как-то зашло. Я по профессии медсестра. Работала в областной больнице. Муж – музыкант, играет на тромбоне, а ещё он промышленный альпинист и автомаляр. Все профессии собрал, везде ему нравилось и получалось. Мы оба ещё работали за границей, я – в Канаде, Саша – в Италии. То есть, никто от нас не ждал, что мы бросимся в сельскохозяйственное дело. Теперь Саша учится ещё на агронома, пошёл специально, чтобы окунуться в эту сферу. А я с утра до ночи в сезон здесь. Из больницы пришлось уйти. Если хочешь какое-то продвижение, нужно быть на поле каждый день: обрезка, прополка, полив капельный. У нас автоматика включается, поэтому контролировать нужно.

    – Здесь в Поречье в нашем краю, много людей, кто занимается голубикой. Начал я, подключились мои друзья ещё. Всех это «затянуло»,– говорит Александр.

    Голубичные поля у Атряхиных под самой пограничной полосой, тишина звенит птичьими голосами, ограждение только от диких животных, чужие здесь не ходят.

     - Сначала взяли калькулятор и посчитали, составили бизнес-проект. Это было красиво, но, конечно, на деле все вышло не так. Очень много нюансов. Получили мы неудобицу, земля 20 лет не обрабатывалась вообще. Здесь был ужас дикий, пришлось сначала корчевать деревья, - вспоминает Маргарита. - У нас под плантацию отведено два гектара. Там вот ещё один гектар готовится, мы доращиваем саженцы, и мне за ними тоже нужно постоянно смотреть. Потому что, если этого не сделаю я, то никто не сделает. А они малыши. Обход поля весной делаем каждый день, ведь на природе постоянно идёт с чем-то борьба.

    Еще несколько лет назад Маргарита не могла представить, что поедет в деревню.

    – Настолько в детстве отработала на этих огородах, что вообще, категорически не хотелось даже ступать на землю сельскую, - говорит женщина. - Потом стала приезжать. Все чаще и чаще. Потом мне стало интересно. Теперь для меня голубика – это вдохновение, а муж больше практик: капельный полив, мульча, прополка, вредители и тому подобное. Мы немножко разные в этой сфере. Я люблю все засадить цветами,

    – Рита любит цветы, витает в облаках, – говорит Саша.

    – Да, а муж уже страдает агротехникой, – улыбается Маргарита…

    Как ваши родные поддержали эту идею, что вы пойдёте в фермерство?

    – Папа мой сразу же сказал "очень хорошо". Он долго ждал, что мы к чему-то придём. Что что-то такое начнётся у нас. Мама у меня из деревни. То есть для неё огороды — это "ой, может не надо, Рита, это так сложно". Многие сначала отодвинули этот факт. Сначала говорили "вы что, с ума сошли, там же нужны опилки, там нужно всего-всего-всего». Ну, а потом, потихоньку, потихоньку и сами помогают, - вспоминает Маргарита.

    – А как вы всему научились?

    – В интернете пишут много, но в основном, много чепухи. Переписанные статьи, рецепты простые у народа, они в основном не работают. Нужна все-таки экспертность. Прислушиваемся к советам местных агрономов. Приглашали на плантацию Татьяну Курлович, доцента кафедры по биологии, ловили каждое её слово. Есть ещё книги. Стараемся следить за новинками. А так, мы самоучки полные.

    – И конкуренции между фермерами нет? 

    – Нет. Интересную вещь замечу, что те, кто выращиванием голубики занимается, у них нет вот этой вот конкуренции. Все очень спокойно, и все между собой всегда общаются, обсуждаем любой нюанс. Кто-то написал "у меня хрущ (майский жук) прилетел". Всё, мы уже знаем, что надо его ждать, - говорит гродненка.

    Почему даже местная голубика такая дорогая ягода? 

    – Много факторов. Во-первых, дорогая подкормка. Иначе урожая не будет, но и злоупотреблять ни в коем случае нельзя, - объясняет Александр. -  Профилактические обработки от болезней, во-вторых. Все биопрепараты, а мы только ими пользуемся, стоят очень дорого. Хорошо, что закупили их на два года вперёд, потому что сейчас я не знаю, где все это искать. Третье: прополка ручная. Четвёртое: обрезка. То есть, за голубикой нужен постоянный контролируемый уход. Пятое: полив – это электричество, свет. Шестое: собрать, а это тара. Задействовано очень много жизненных ресурсов.

    – Вот я ухожу из своей нормальной жизни, с середины июля и до сентября, до первых заморозков. Сбор иногда начинается с семи утра и заканчивается в шесть вечера. Потому что работаем сами, помогают друзья и родственники на уборке. Посторонних людей нет, нанимать как ЛПХ (личное подсобное хозяйство) мы не имеем права. Хороший вариант – самосбор, собираемся в этом году объявить, - добавляет Маргарита. -  С каждым годом наша ягода становится вкуснее. Все подруги, что покупали у нас говорят, что она у них вызывает уже зависимость. И мы останавливаться не хотим. Хотя, иногда хочется сдаться. Особенно после зимы. Когда видишь, что где-то обмёрзло, ждёшь цветения. Вы мне звонили, а у меня паника: она не цветёт. У кого-то цветёт, а у меня не цветёт. Я волнуюсь, что не зацветёт, у меня не будет урожая. А мне хочется, не то, что бизнес «отбить», мне хочется выйти на рынок и под своим именем продавать. Потому что у нас есть что.

    // Автор текста: Ольга Дудник. Фото: Елена Бойко


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Это 8 фактов покупки товаров в соцсетях по заниженной цене, 6 фактов – мнимого страхования денег от мошенников и 2 – инвестиции в несуществующие крипто-биржи.

    На фото можно увидеть и принцип кражи - в бумажные трубки укладывалось в среднем по 5 яиц.

    Председатель Гродненского облисполкома рассказал, как отразилось на регионе закрытие пунктов пропуска на границе с Польшей и Литвой.

    Спор о работе накалился до такой степени, что мужчина схватил стеклянный кувшин и ударил им по голове 23-летнюю девушку, а затем бутылкой атаковал 24-летнего парня.

    Силовые действия в отношении белорусских властей планируется осуществить при помощи добровольческих военизированных формирований.

    В Беларуси количество ИП росло многие годы. Но с недавних пор стало снижаться. За последние два года темпы пугающие.

    От размера бюджета прожиточного минимума зависит выплата некоторых детских пособий, а также минимальных трудовых и социальных пенсии.

    Все новости