• «Однажды попросили нарисовать обнажённую женщину на комбайне»: художник-аэрогрофист из Гродно рассказал, можно ли заработать на этом хобби

    «Однажды попросили нарисовать обнажённую женщину на комбайне»: художник-аэрогрофист из Гродно рассказал, можно ли заработать на этом хобби
    Фото: av.by

    Сергея Веленда в Гродно знают, наверное, все авто- и мотолюбители. Художник-аэрографист днём трудится станочником на местном предприятии, а в свободное время с помощью красок и воздуха наносит черепа, львов, ангелов на элементы мотоэкипировки, делая их непохожими на остальные.

    Журналистам av.by Сергей рассказал, сколько стоит покрасить мотошлем или автомобильный капот, какой самый необычный заказ он получил и почему никогда не возьмётся за ретромашины.

    — Я рисую в своём гараже! Может, не очень атмосферно здесь, — сказал гродненский художник нам по телефону, когда мы договаривались о встрече.

    Но, едва переступив порог гаража, который находится на окраине города, мы оказались в настоящей мастерской творца. На полке от старой кухни хаотично расставлены многочисленные баночки с краской, здесь же — кисточки, скотчи, газеты. Рядом шлемы — уже раскрашенные и ещё только подготовленные.

    Сергей по образованию — профессиональный художник, по зову души — аэрографист, а трудится станочником.

    — Заработать на жизнь исключительно аэрографией у нас невозможно, так как существуют определённые ограничения в ПДД — многих подобное, конечно, останавливает. Хотя в той же Европе, например, это очень развито. Люди целые фуры разрисовывают! Поэтому моё основное занятие не связано с раскраской мото- и автомобильной техники. Я прихожу после работы в гараж и отвожу здесь душу, — объясняет гродненец.

    Украшать ТС аэрографией в Беларуси запрещено. Напомним, пункт 194.13 ПДД гласит: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, предусмотренных в приложении 5 к настоящим Правилам, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю)».

    Нарушение этой нормы может обернуться предупреждением либо штрафом до 1 базовой величины.

    — Как правило, работники ГАИ часто закрывают глаза на рисунки. Проблемы возникают при прохождении техосмотра. Там могут заставить перекрасить. Хотя я слышал много историй о том, как рисунок замазывали, а после техосмотра снова отмывали… Но, бывает, попадутся принципиальные сотрудники станции — и всё!

    Первые работы у Сергея появились ещё в 2013 году. Умел красиво рисовать, профессионально держать кисти в руках, знал толк в красках и грезил об автомобилях и мотоциклах. Все эти навыки и увлечения привели гродненца к искусству аэрографии:

    — Никаких курсов я не заканчивал. Просто потому, что их нет! Смотрел программы по телевидению про автомобильный тюнинг. Захотелось узнать, смогу ли я! Однажды пошёл на рынок, купил на разборке капот от Golf 2 — нашёл самый дешёвый за 20 долларов. Это и была моя первая проба кисти!

    На стареньком капоте Сергей нарисовал дьявола с крыльями. Почему именно такой рисунок выбрал, гродненец уже точно и не помнит. Тогда была мода на похожие мотивы, да и философия в изображение закладывалась простая: оберегать водителей от несчастных случаев. Но в тот момент важной казалась не сама картинка, а необходимость попробовать, получится что-то у художника-самоучки или нет!

    — Рисунок удался! Однако тогда не было никаких онлайн-площадок для продажи, машины у меня не имелось… Я просто поставил этот капот на лестничной площадке и не знал, что с ним делать. А потом занёс и подарил его тому самому продавцу, — вспоминает Сергей.

    Дальше мужчина принялся экспериментировать с разными поверхностями: кому-то разрисовал холодильник, кому-то — сейф. Но особое удовольствие приносили, конечно, авто и мотоциклы. Когда в Гродно начали появляться различные клубы автолюбителей, искусство аэрографии стало очень востребованным.

    — Люди прямо горели желанием что-то нарисовать на своём капоте, как-то выделиться… И никого не останавливали проблемы с техосмотром. Когда был фестиваль SunDay, мы раскрашивали капоты в режиме реального времени. Народа около нас собиралось ого-го! Потом началась пандемия... Фестиваль не проходил. Все поутихли с машинами. Теперь если и приезжают, то хотят, чтобы я разрисовал подкапотную «внутрянку», какие-то элементы отдельные или в салоне нанёс эмблему. В основном приезжают мотоциклисты — вот у этих ребят фантазии хоть отбавляй!

    — И что чаще всего просят изобразить?

    — Нынче очень популярен мотив Red Bull и всё, что с ним связано. Есть вечные темы: природа, животные, космос… На самом деле, фантазия байкеров очень впечатляет, поэтому сложно так однозначно ответить.

    — Что самое сложное в этом искусстве?

    — Научиться. Тебе надо одним движением одного пальца регулировать два показателя — воздух и краску. Вообще, это достаточно трудоёмкий процесс. Нужно согласовать эскиз с заказчиком. Бывает такое, что принесут шлем и скажут: «Ты художник — сам думай!» А случается, стоят в прямом смысле слова над тобой и чуть ли не линейкой измеряют каждый миллиметр. Много времени уходит на подготовку поверхности. Аэрография не выполняется на повреждённом материале — его надо зачистить, обработать… Иногда мне приходится даже отправлять клиентов на пескоструй.

    — А какой был самый необычный заказ?

    — Пожилой мужчина попросил нарисовать обнажённую женщину... на комбайне! Я говорю ему: «Ну ведь это же не твоя техника!» А он был настойчив: хочу — и всё тут! С начальством, мол, сам договорюсь. Я, конечно, отказал такому клиенту, чтоб избежать проблем.

    — Ну а сколько стоит разрисовать шлем и капот?

    — Всё зависит от сложности работы, количества цветов, площади и плотности рисунка. В среднем за разрисовку шлема прошу 150 долларов. В Минске, я знаю, ребята берут больше. А вот за капот — около $700. 

    — Расходов по материалу много? Какое оборудование необходимо для создания изображения?

    — Аэрограф (устройство, распыляющее краску подобно аэрозольному баллончику, но гораздо тоньше и аккуратнее), краска и кисточки. Очень много кисточек! Скотчи, чтоб что-то отбить тонкое, трафареты разные. Я даже использовал баскетбольную майку в сетку. Нужно было создать имитацию ткани на шлеме! В этом искусстве экспромту всегда найдётся место. Эффект мрамора достигается обычным пакетом, а перья — при помощи кисти для румян. В общем-то расходов здесь не так уж и много — аэрограф да краска.

    — Самый простой аэрограф для старта стоит $20, хороший — примерно $250. Конструктивно они ничем не отличаются. У вариантов дороже материал корпуса лучше — у них и возможностей больше. Чем добротнее аэрограф, тем более качественную работу можно делать. То же самое и с краской. Некоторые аэрографисты используют обычную автомобильную, а некоторые — специальную на водной основе. Что касается сроков изготовления рисунка, то на него уходит от двух дней до нескольких месяцев.

    — А бывало такое, что ты кому-то отказывал? Кроме того пожилого комбайнёра!

    — Бывало! Вот приехал ко мне как-то мужчина на Mercedes-Benz W140. Красивый, ухоженный автомобиль, от которого веет легендой! Хозяин хотел бизона на капоте. Ну какой бизон? Эта машина самодостаточная, и любое вмешательство её только испортит. Ей не нужно такое! Как и любым другим старым автомобилям в хорошем состоянии.

    — Как ты считаешь, может ли аэрография приносить прибыль и быть полноценной работой в нашем городе и стране в целом?

    — Для этого как минимум должны быть послабления со стороны ПДД. Хотя бы разрешали капот раскрасить! А пока тех, кого не пугают законодательные препоны, не так уж и много. И это надо чётко понимать, если планируешь зарабатывать на данном виде искусства.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Казалось бы, классическая история. Соседи в промежутке с 23:00 до 7:00 начинают какую-то вакханалию и не дают спать. Есть рецепт, чтобы их успокоить.

    Четырехэтажный кирпичный дом на Дарвина, 16 возвели в 1959 году. На третьем этаже там продают трехкомнатную квартиру общей площадью 81,6 м².

    Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).

    По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.

    Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?

    Своими действиями мужчина ставил семью в тяжелое материальное положение. Факт злоупотребления им алкогольными напитками подтвердили родственники.

    Проектом предусматривается реконструкция под помещение по оказанию услуг в сфере общественного питания, а также предоставление гостиничных услуг.

    Все новости