• Путешествие в Гродно, которого не было и уже не будет

    Путешествие в Гродно, которого не было и уже не будет

    За последние 5-6 лет Гродно сильно изменился. А ведь мог он быть совсем не таким, каким мы знаем наш город сегодня. Решающими в облике могли стать как послевоенные годы, так и годы промышленного расцвета Гродно. К счастью, многие из задумок реализовать не удалось.

    Кстати, так Гродно мог выглядеть по проекту 1949 года - центральная часть города представляла бы собой сплошные бульвары и практические полное отсутсвие исторической застройки. Но начнем наше путешествие по городу, который мы уже не увидим. Вернее речь скорее не про сам город, а про его виды, которые остались у гродненцев в памяти и фотоархивах.

    А вот знаменитый затор у танка, который нынче перераспределился по другим районам Гродно.

    Ну и логичное начало и продолжение затора выше - Советская площадь, изменившаяся до неузнаваемости и Старый мост.

    Больше фотографий не такого уж старого, но уже слизанного временем, Гродно можно посмотреть у prosto-free. Кстати, совсем недавно Google обновил свою картографическую программу Earth со снимками земли из космоса. В новой версии можно вернуться в прошлое и посмотреть на временной линейке, как менялся Гродно. Для сравнения выложу пару снимков.

    В новой версии можно увидеть, как с течением времени изменялось место, которое когда-либо присутсвовало в Google Earth. Можно оценить такие процессы, как урбанизация и глобальное потепление (не для Беларуси). Достаточно просто указать период времени и место, которое вы хотите увидеть.

    А теперь предлагаю отправиться в путешествие по Гродно, который существовал только в планах и, к счастью, таковым и остался. В 1946-1949 г.г., архитекторы Гродненского филиала "Белгоспроекта" приступили к разработке первого генерального плана реконструкции и развития Гродно. Проект предусматривался на долгосрочную перспективу и к концу расчетного периода население города должно было составить 100 000 человек. Центр Гродно должен был находиться на пересечении двух главных магистралей: Советского проспекта и проспекта Карла Маркса, для этого предусмотрено было расширение улицы К. Маркса с 12 метров до 28, а ул. Советской с 14,7 м. до 30 метров. За счет чего предполагалось расширить эти улицы? Первую – за счет сноса всей исторической застройки на ее северной, четной стороне. Вторая улица должна была превратиться в проспект также в результате сноса ее четной стороны. Выстроенные на Советской улице Дом профсоюзов и Универмаг дают нам представление о том, как должна была выглядеть "красная линия" нового проспекта.

    А центральную площадь архитекторы запланировали украсить новыми архитектурными доминантами. Так, на месте сквера между Фарой Витовта и Фарным костелом собирались возвести помпезный Дом Советов. На углу Советской площади и ул. Замковой, где сейчас стоит Дворец текстильщиков, запроектировано было строительство Дома профсоюзов.

    Магистраль "Скидельский тракт – проспект К. Маркса" далее должна была пройти по кратчайшему пути через Советскую площадь, речку Городничанка до нового Центрального парка и будущего стадиона. За Неманом архитекторы предполагали устроить новый парк культуры и отдыха, а в старом городском парке – летнюю театральную эстраду, крытое здание для читальни и детский спортивный городок. К началу 60-х г.г. генеральный план утратил свою актуальность, и городские власти стали вносить в него коррективы. Новое жилищное строительство предполагалось осуществлять в трех микрорайонах, расположенных по улицам Горького, Советских пограничников и Скидельской. В 1963 г. архитекторы "Белгоспроекта" приступили к разработке нового плана. Особенностью нового генплана было практически полное уничтожение исторического центра города. Взяв за основу из предыдущих планов идею пробивки через исторический центр новых магистралей, архитекторы 60-х г.г. пошли дальше. Улица К. Маркса должна была стать бульваром с раздельными полосами движения и сносом всей застройки, как самой улицы, так и прилегающих кварталов, в том числе и комплекса костела и монастыря Св. Бригиты. Улица Замковая, после сноса всех домов на ней и прилегающих кварталов, также превращалась в бульвар, начинавшийся за построенным к тому времени Дворцом текстильщиков, и переходивший в новый парк. В данном случае под снос попадал целый ряд архитектурных памятников, таких, как Большая хоральная синагога, дворец Хрептовичей, пожарная каланча и др. Советская улица, после сноса всех построек на 150 метров в каждую сторону, также превращалась в бульвар с двумя раздельными полосами движения. В этом случае центр города терял не только историческую планировку улиц Советской, Калючинской, Городничанской, Урицкого, Б. Троицкой, Найдуса, Доминиканской, но и ценные историко-архитектурные памятники, расположенные на этих улицах. О том, каким мог быть Гродно в 70-80-ых годах прошлого века вы можете прочитать на сайте harodnia.com - это займет у вас еще минут 15.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Сегодня утром в Гродно произошла авария с участием армейского МАЗа: грубо нарушив ПДД, водитель пытался проскочить на запрещенный сигнал светофора и столкнулся с автомобилем Skoda, завершавшим поворот...

    В первую очередь покупали маски, воздушные шары, тетради, газированные напитки, мармелад и другие сладости, а также правила дорожного движения и канцелярию.

    Надо «подумать над тем», как сделать так, чтобы каждый белорус знал свой язык, заявил Александр Лукашенко.

    Сейчас самый низкий курс, по которому можно купить доллары, установился на отметке в 2,62 рубля.

    Авария на трассе М6 произошла утром 5 января. Грузовой «Мерседес» под управлением 58-летнего мужчины столкнулся с двигавшимся попутно погрузчиком «Амкодор».

    Уже два года прошло с тех пор, как по стране прогремела история тогда еще 5-летнего Михаэля, которого отец после развода с матерью ребенка самовольно вывез в Анапу. И вот продолжение.

    При выезде на автодорогу Р-99 женщина проявила невнимательность, не уступила дорогу автомобилю "Мерседес", который двигался по главной дороге справа.

    Все новости