Блог Гродно s13

Многие платят, чтобы замять неловкую ситуацию: кто отвечает, если вы что-то разбили в магазине?

Вы оказывались в ситуации, когда что-то уронили, испортили или разбили в магазине? В таком случае важно знать свои права. Должен ли покупатель заплатить за товар, разбитый или испорченный в магазине? Многие так и делают, чтобы поскорее выйти из неловкой ситуации. Но если товар разбился не по вине покупателя, то возмещать его стоимость он не обязан. Myfin.by разобрался, в каких случаях так происходит.

Кто возмещает стоимость испорченного товара

Главное правило: вред, причиненный имуществу, полностью возмещается лицом, его причинившим (п. 1 ст. 933 ГК). Умышленно, по неосторожности или по небрежности это произошло — не имеет значения.

Но! Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что это произошло не по его вине. Т.е. если покупатель разбил товар в магазине не по своей вине, то он не должен возмещать его стоимость.

Магазин должен обеспечить необходимые условия продажи

Продавец товаров обязан соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, требования технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и ЕАЭС и другие обязательные требования технических нормативных правовых актов.

У продавца также должны быть необходимые для своего вида деятельности помещения и оборудование. Оборудование, кроме соответствия действующим нормативам для сохранения качества и безопасности товаров, должно обеспечивать необходимые условия продажи. В том числе необходимо правильно размещать товары в торговом зале, обеспечив покупателю возможность свободного перемещения и выбора товаров.

Может ли магазин потребовать оплатить товар сразу

Если вина покупателя очевидна, продавец имеет право предложить сразу непосредственно в магазине добровольно оплатить стоимость испорченного товара.

Если покупатель не признает себя виноватым и отказывается от добровольного возмещения ущерба, магазин вправе обратиться в суд за взысканием стоимости испорченного товара в судебном порядке.

Если продавец требует сразу оплатить испорченный товар, покупатель не обязан это делать. В таком случае разбираться в произошедшем будет суд, и только он может обязать покупателя оплатить товар.

Если представители магазина требуют немедленно оплатить испорченный товар, а покупатель уверен, что не виноват, то можно:

Если покупатель отказывается называть себя и предъявлять документы, удостоверяющие личность, магазин может сообщить о случившемся в органы внутренних дел, и работники службы охраны вправе задержать покупателя до приезда милиции. Если в такой ситуации дать покупателю уйти, не выяснив фамилию, имя, отчество, а также место регистрации, то впоследствии взыскать с данного лица что-либо будет невозможно.

Даже если администрация магазина вызвала милицию, покупатель имеет право высказывать свои аргументы. Если он уверен в своей правоте, то может заявить, что оплата испорченного товара будет произведена только в том случае, если суд признает его вину.

Что поможет доказать отсутствие вины покупателя

По испорченным покупателем товарам дело до суда доходит редко. Чаще всего магазин и покупатель находят решение на месте, так как обычно суммы ущерба незначительны. А вот если испорчен дорогой товар и компромисс на месте не достигнут (ни одна из сторон не признает своей вины), то необходимо подготовиться отстаивать правоту в суде.

Для этого о доказательствах нужно позаботиться сразу. Советуем:

Категории: магазины, закон, социальное, Беларусь, деньги