Блог Гродно s13

заказнике «Озёры» можно будет путешествовать по железной дороге. В разработке 5 станций

Возможно, уже этим летом белорусы смогут совершить путешествие по уникальной живописной местности ландшафтного заказника «Озёры» на велодрезине или специальном вагончике, рассказывает «Перспектива».

На его территории реализуется проект экотуризма, благодаря которому появится возможность промчаться по узкоколейному железнодорожному мосту над озером, пересечь песчаную дюну и попасть на Святое болото.

Недавно гродненскому заказнику передали железную дорогу протяженностью почти 11 километров. Когда-то она принадлежала торфобрикетному предприятию, которое занималось добычей топлива и доставляло его именно по узкоколейке. В наследство заказнику достался и единственный в стране узкоколейный мост, который проходит над озером Белое. Его протяженность – 132 метра.

Как стало известно, готовятся разработать маршрут из пяти станций. Отправляться в дорогу туристы будут с площадки в районе санатория «Озерный». Здесь планируется оформить небольшой музей заказника и сувенирную лавку. Дальше проезд по мосту через озеро с остановкой на «Болотной» станции. Затем последует знакомство с участком, на котором Котра делает петлю. А после туристов ожидает посещение песчаной дюны. Конечная же остановка – Святое болото. Во времена восстания 1863-1864 годов в этом месте проходили ожесточенные бои повстанцев с царскими войсками. Полвека назад Святое было осушено ради добычи торфа. Но позже здесь проводилась экологическая реабилитация.

По словам директора Республиканского ландшафтного заказника «Озеры» Дмитрия Морозика, на данный момент прорабатываются два варианта путешествия по узкоколейке. Один из них на велодрезине – это условное название для устройства, созданного на базе велосипеда и предназначенного для езды по рельсам.

В заказнике «Озеры» намерены возить туристов по узкоколейке на велодрезинах

Интересно, что перемещаться на велодрезине можно как одному человеку, так и паре. Всё зависит от оборудования. Нашли производителя таких устройств в России, который предлагает даже конструкции для «неидеальных» узкоколеек.
Второй вариант путешествия – на специальном вагончике, скорее всего, открытого либо частично закрытого типа. Как еще один вариант – на мотодрезине. В этом случае можно будет усадить сразу целую группу – до 15 человек.

Дмитрий Морозик рассказал, что заказник активно сотрудничает с ребятами из минского проекта «Неизведанная узкоколейка». Недавно с их помощью нашли интересный исторический вагон, который используют, скорее всего, как стартовую площадку на маршруте. 

– Он примерно 1950 года. Сейчас находится в Лиде. Когда с вагончика сняли деревянную обшивку, оказалось, что весь металл, включая фурнитуру, находится в прекрасном состоянии. Вагончик уже начинают реставрировать. В планах привезти его сюда и разместить в районе санатория «Озерный», – пояснил директор заказника.

С его слов стало также известно, что в целом узкоколейка находится в удовлетворительном состоянии. Возможно, потребуется лишь небольшой текущий ремонт. Что до предложенного выше маршрута, то пока он предварительный. Не исключено, что будет несколько вариантов. К примеру, один – на болота, второй – на озеро.


От Гродно до одноименного агрогородка Озеры, имеющего 600-летнюю историю, всего 25 километров. От Литвы – порядка 40. Есть великолепные условия для проживания: европейского уровня санаторий «Озерный» и разноплановые базы отдыха.  На территории заказника немало уникальных природных уголков, до которых сложно добраться даже на велосипеде.

Изначально узкоколейная железная дорога была протяженностью порядка 30 км, туристам оставят около 11-ти. Она построена в советские годы, чтобы соединить торфобрикетный завод в агрогородке Вертелишки со Святым болотом, где добывалось и откуда транспортировалось природное топливо. Рельсы рассекают территорию заказника надвое с запада на восток.

 

Категории: заказник, туризм, регион, Озеры, планы