• Улица Вишневец в Гродно стала городской всего 15 лет назад, но ее история насчитывает минимум половину тысячелетия

    Есть в составе города Гродно, на его южной окраине, тенистая улочка, больше напоминающая деревню, на которой ещё сохранились традиционные белорусские хаты-литовки. К домам прилегают огороды и небольшие цветущие сады. Прогуляться по этой живописной и пока ещё не асфальтированной улочке – одно удовольствие. К тому же она имеет древнюю и интересную историю, рассказывает журнал «Гродно».

    Из деревни – в улицы

    Вишневец стал городской улицей относительно недавно. В 2008 году деревня Вишневец была включена в состав города и вошла в Октябрьский район. Тогда же стал вопрос о наименовании новой улицы. Рядом, за околицей бывшей деревни, уже существовала улица городской многоэтажной застройки Вишневецкая. Помнится, обсуждался вопрос о присвоении улице имени 85-й стрелковой дивизии (или Стрелковой), воины которой героически погибли в этих местах в июне 1941 года, но в итоге она стала называться улицей Вишневец. А улица Стрелковая расположилась южнее, за огородами бывшей деревни.

    До 30 июня 1964 года деревня Вишневец называлась Гнойницей, а затем была переименована, видимо, по причине неблагозвучности. Однако при этом изменении имени деревня едва не потеряла огромный и интересный пласт своей истории, который веками сохранялся в её названии.

    Существует две версии происхождения этого топонима. По одной из них, за северной околицей деревни находилось низкое, болотистое место. После весеннего таяния снегов там обычно собиралась вода, небольшим ручьём стекавшая в ближайший овраг и далее – в реку Неман. То ли тот ручей назывался Гнойницей, то ли так именовалась сама болотистая местность. Отсюда и название деревни.

    По другой, более правдоподобной, версии, в ХV – XVI столетиях гнойницей называлось место, включённое в процесс изготовления дымного пороха, где на основе навоза производилась селитра. В «классическом» варианте чёрный порох включал в себя 60 процентов селитры, по 20 процентов серы и древесного угля. В замках Гродно в тот период имелась артиллерия, для которой был необходим такой порох. Также он требовался для ручного огнестрельного оружия – самопалов (ручниц, аркебузов, пищалей) и пистолей. Северо-западнее Гродно находилась деревня Пушкари, где в мирное время жили артиллеристы, а южнее, в Гнойнице, могло быть сосредоточено производство пороха или главной составной его части – селитры. В ХIV – XV веках там, вероятно, находился укреплённый пороховой двор-крепостица, который со временем был перестроен в замок-дворец.

    Три века дворца в Гнойнице

    Населённый пункт Гнойница впервые был упомянут в исторических документах более 500 лет назад, в 1522 году, когда король польский и великий князь литовский Сигизмунд I Старый дал привилей (жалованную грамоту) И.А. Александровичу на приобретение дворца Гнойница и двух пустошей. Александровичи – представители влиятельного шляхетского (дворянского) рода занимали высокие государственные должности в Великом княжестве Литовском и Гродненском повете, активно влияли на политическую жизнь страны, имели крупные земельные наделы в Принеманье и собственный герб «Косы», а также прозвище Витольды (Витовты). Так и напрашивается гипотеза о том, что это были внебрачные потомки Витовта (в крещении – Александра) – князя гродненского (1370 – 1382) и великого князя литовского (1392 – 1430).

    Из королевского и великокняжеского привилея мы видим, что уже в начале XVI века в Гнойнице располагался дворец. Но, скорее всего, в тот период он находился не на месте нынешней деревни, а в составе одноимённого имения, северо-восточнее неё, на левом берегу реки Неман, как раз напротив нынешнего католического кладбища по улице Пригородной в Гродно. Жители же деревни Гнойница и небольшой деревеньки Солы занимались его обслуживанием и обеспечением. Любопытно, что вдоль берега реки от окраины Занеманского предместья Гродно до упомянутых деревень никаких других населённых пунктов не было. Уже вскоре дворец и земли, которые к нему относились, раскидывались на левом берегу Немана, примерно от нынешнего гродненского железнодорожного моста до новейшего Восточного моста, и называвшиеся вместе имением Гнойница, перешли во владение князей Радзивиллов.

    Когда бывший дворец Александровичей Гнойница, тогда ещё деревянный, обветшал и был перестроен Радзивиллами в великолепный каменный замок. Занеманский замок Радзивилла, по мнению гродненского историка и архитектора Игоря Трусова, был построен в конце XVII века и как трёхэтажный дворец был обозначен на карте Гродно 1706 года.

    На месте разрушенного отцовского дворца князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька в 1752 году возвёл новый, так называемый Казимировский занеманский дворец. Вследствие смерти Рыбоньки в Несвиже в 1762 году его занеманский дворец постепенно стал приходить в запустение. После вхождения Гродно в состав Российской империи он ещё некоторое время принадлежал Радзивиллам. По сведениям Игоря Трусова, с 1798 года дворец стали разбирать на кирпичи. В 1810-е годы, по информации гродненского историка Михаила Супрона, остатки дворца использовались как военный склад, пока в 1820-е годы не были окончательно разобраны. Сегодня в районе частного сектора на верхней террасе Немана сохранились фрагменты фундамента дворца.

    Гербарий Элизы Ожешко

    История Вишневца, как и многих других улиц в городе Гродно, тесно связана с биографией всемирно известной писательницы Элизы Ожешко. В 1854 году деревню Гнойница и одноименный фольварок у Якова Румеля приобрёл второй муж матери Элизы Ожешко Константин Иванович Видацкий. К слову, Румель продал Видацкому всё своё имение Румлёво с частью деревни Солы. В имении располагались прекрасный парк и усадьба, где и проживали супруги Видацкие. Элиза Ожешко некоторое время жила в Румлево, а позднее ездила туда навещать мать.

    После смерти родных Ожешко получила имение и фольварок в наследство. Без сомнения, Элиза Ожешко не раз там бывала, общалась с жителями, любовалась природой этих мест, которая вдохновляла её на новые выдающиеся произведения. Путешествуя по своему имению, как и по другим местам на Гродненщине, писательница собирала народные названия растений и знаменитый гербарий. Свои наблюдения писательница изложила в произведении «Люди и цветы над Неманом», впервые опубликованном в журнале «Wisla».

    В 1902 году Элиза Ожешко решила подарить фольварок Гродненскому товариществу сельского хозяйства с условием получения пожизненной ежегодной ренты в сумме 600 рублей, но разрешения на это от властей не получила. Она владела фольварком Гнойница до 1906 года, а затем продала его группе жителей деревни и горожан, принадлежащих к приходу Францисканского костёла города Гродно в количестве 14 человек (по другим сведениям, передала фольварок на благотворительные цели). А большое имение Румлёво ещё в 1878 году она продала поверенному своей матери отставному генерал-майору Александру Карловичу Васильковскому. Позднее сначала сам генерал, а затем и его вдова Александра, продали часть земли этого имения военному ведомству.

    Сегодня о быте и жизни жителей деревни Гнойница того периода можно узнать в музее «Христианские ценности и народные традиции в семье» средней школы №38, находящейся неподалёку. Там собраны экспонаты, рассказывающие о культуре белорусского села конца XIX – начала XX веков, городской культуре середины ХХ века, народных и семейных традициях, христианских ценностях в семье, календарной и семейной обрядности белорусов.

    От Гнойницы до Вишневца

    После окончания Первой мировой войны и эвакуации немецких войск из Гродно в апреле 1919 года Гнойница перешла под власть Польши. В июле 1920 года в Принеманье вошла Красная армия, и на протяжении 4 месяцев в деревне существовала советская власть, пока её вновь не заняли польские войска. В межвоенное время Гнойница входила в гмину Горница Гродненского повета Белостокского воеводства, насчитывала 23 дома и 154 жителя. С сентября 1939 года она была включена в состав БССР и с 1940 года входила в Гибуличский сельский совет Гродненского района Белостокской области.

    В первые дни Великой Отечественной войны, с 22 по 25 июня 1941 года, в районе деревни Гнойницы проходили кровопролитные оборонительные бои и контратаки. В 1950 году в деревне был организован колхоз «Молодая гвардия». В июле 1954 года Гнойница (с 1964 года – Вишневец) вошла в Малаховичский, а в ноябре 1977 года – в Коптёвский сельский совет.

    В 1980-е годы ряд совхозных и колхозных земель, в том числе территория деревни Вишневец, были присоединены к Гродненской птицефабрике, поздней – РУСПП «Гродненская птицефабрика», с 2007 года – КПСУП «Гродненская птицефабрика» (центр – поселок Фабричный). С 2008 года деревня стала частью Гродно, но ещё раньше, в 1980-е годы, она дала наименование новому гродненскому жилому району Вишневец. Впрочем, это уже другая история.