Блог Гродно s13

«Дочка не говорила, но сама научилась читать»: мама особенного ребенка из Гродно о том, как правильно принять непростой диагноз

Каждый день двери гродненского Центра Помощи «Вера» открываются для особенных детей. На занятиях в инклюзивном центре ребятам с различными диагнозами через игру и творчество помогают развиваться, социализироваться, реализовывать свой потенциал.

Среди них и 8-летняя Катя. Девочке год назад официально поставили диагноз «аутизм». Ее мама Юлия уверена, что не стоит отчаиваться. Важно научиться правильно воспринимать это состояние, никогда не сдаваться и шаг за шагом двигаться вперед.

«Нужно верить в своего ребенка, в себя, и тогда у вас все получится», – говорит Юлия.

Сейчас она настроена оптимистически. Но, как признается мама, путь к принятию и осознанию ситуации не был совсем уж простым. Без поддержки – близких, общества, да и помощи «Веры» – было бы еще сложнее.

У Кати проблемы со здоровьем начались с рождения. Девочка родилась незрелой, маловесной, плохо держала температуру тела, следом «посыпались» инфекции… На этом фоне у нее случилась задержка темпов моторного развития. Катя вовремя не села, не поползла. Почти полтора года девочка активно проходила реабилитацию.  Это дало результат.

Но в гонке за моторными навыками, к сожалению, не сразу обратили внимание на то, что у ребенка проблемы с речью. Она говорила хуже, чем должны дети в ее возрасте.

«Диагноз «аутизм» нам поставили далеко не сразу. Катя очень ласковая, контактная, любит обниматься. Такое поведение для детей с аутизмом не характерно», – рассказывает Юлия.

Поначалу в центре внимания специалистов была лишь задержка речевого развития. Катя не говорила, лишь произносила звуки и отдельные слова, но уже тогда проявлялись и другие нарушения аутистического спектра. Маме в какой-то момент сказали, что надо смириться с тем, что ребенок никогда не заговорит…

Но Юлия не опустила руки, а начала больше работать над собой и над развитием ребенка.

«Мы прошли длинный путь, поменяли несколько садов, попробовали разные способы реабилитации, долго искали «своих» специалистов», – продолжает Юлия.

Последние годы день Кати буквально расписан по минутам. Школа, дефектолог, логопед, сенсорная интеграция, занятия в «Вере», посещение бассейна.

«Что такое воспитание ребенка с особенностями? Если говорить начистоту, то это просто тяжелый труд. И очень важно настроить себя правильно. Ведь если закрыться, говорить, что все плохо, что жизнь сломана и мечты разрушены, то можно запросто впасть в депрессию. А от этого легче не будет ни ребенку, ни родителям», – рассказывает Юлия. Она подчеркивает, что именно от совместного труда родителя и ребенка зависит, насколько успешными будут реабилитация и социализация.

«Но не стоит забывать, что дети – это всегда и счастье, радость, любовь… Несмотря на особенности и диагнозы, мы любим своих детей, для нас, как и для всех родителей, они самые лучшие, – говорит Юлия.

Тем сложнее бывает на первоначальном этапе принять, осознать, что твой ребенок не такой, как другие. И часто так случается, что из-за чувства вины или боязни неправильной реакции общества, родители замыкаются в себе, впадают в депрессии. И здесь, обращает внимание Юлия, очень важна поддержка близких и родных людей.

«А в обществе, к сожалению, действительно не все готовы принять особенных детей. Хотя и от нас, родителей, многое зависит, мы должны говорить о них чаще. Важно это делать, чтобы окружающие увидели в них людей не с ограниченными возможностями, а людей с особыми потребностями», – говорит Юлия.

«Аутизм пока еще полностью не изучен. Каждый ребенок уникален и к каждому нужен свой подход. Нельзя ко всем применять одни и те же методы реабилитации. Например, дефектолог, который работал с Катей, обратил внимание, что девочка хоть и не говорит, но уже умеет читать. Научилась дочка этому сама через игры. И в том числе отталкиваясь от этого навыка, логопед вызывала у Кати речь», – рассказывает мама.

При этом Юлия подчеркивает, что все навыки, что дают ребенку логопеды, дефектологи и психологи, необходимо каждую свободную минуту отрабатывать вместе. Если уделять этому внимание только на занятиях, то эффекта от них придется ждать много и много лет.

Очень кстати здесь оказалась поддержка инклюзивного центра «Веры».

«Интересная подача материала, индивидуальный подход к каждому ребенку, доверительная атмосфера.  Видно, что педагог Татьяна Селина любит детей, и дети отвечают ей взаимностью. Катя, несмотря на серьезную нагрузку, с радостью идет на занятия именно в инклюзивный центр», – говорит Юлия.

Показательно, что даже домашние задания после образовательных занятий Катя делала с удовольствием. Плюсом стало, что для подопечных «Веры» возобновились занятия в бассейне. Ведь физическое развитие для общей реабилитации очень важно.

У Кати заметны улучшения речи. Она неплохо усваивает школьную программу, заканчивает первый класс. Девочка проявляет интерес к общению с другими детьми, социализируется.

«Как и любая мама, я мечтаю, что Катя закончит школу, университет, выйдет замуж, что у нее будут свои дети. Я все делаю для этого. Но при этом я реалист и понимаю, что впереди много работы и не всем мечтам суждено сбыться. Поэтому я научилась радоваться каждому успеху, каждому шажочку вперед. И  поняла самое главное: особенных деток надо сравнивать не с другими, а с ними же, но, например, год или месяц назад. Позитивные изменения в этом случае хорошо заметны», – резюмирует мама.

Категории: дети, социальное, общество, Гродно, гродненцы, образование