Блог Гродно s13

Налог на роскошь или защита рынка? К каким изменениям приведут новые ставки утильсбора

В конце прошлой недели стало известно, что с 1 января 2021 года в Беларуси начнут действовать новые ставки утилизационного сбора на автомобили. Автобизнес узнал, по кому нововведения ударят сильнее и как это может повлиять на автомобильный рынок страны.

Действующие ставки оставались неизменными без малого полтора года – с 16 июля 2019 года. Тогда они выросли как для юридических, так и для физических лиц. Главное отличие нынешнего повышения в том, что изменения коснутся не всех белорусов.

До 7 лет – без изменений 

При ввозе авто в возрасте до трех лет физическое лицо, как и раньше, должно будет внести в казну 544,5 рубля. Если с момента выпуска автомобиля прошло более трех лет – 816,7 рубля. Чтобы не ощутить новые ставки на себе, возраст ввозимого авто не должен превышать 7 лет – в противном случае ставка утильсбора вырастет до 1225,1 рубля.

Появление новой градации по возрасту – единственное новшество для физических лиц. Ранее авто делились лишь на две категории: до 3 лет и более 3 лет. Теперь на три: не более 3 лет, от 3 до 7 лет и свыше 7 лет.

На ввоз электромобилей ставки остаются прежними – 544,5 руб. для авто моложе трех лет и 816,7 руб., если автомобиль старше трех лет. 

Учитывая, что самые выгодные тарифы на растаможку авто из-за пределов стран ТС действуют на машины в возрасте до 5 лет, то данные нововведения практически никак не скажутся на пригоне подержанных автомобилей из Европы или США.

В компании AutoGroup, которая занимается автомобилями из Европы и США, рассказали Автобизнесу, что в общем объеме заказов автомобили старше 5 лет составляют незначительную часть. В основном это электромобили, растаможка на которые отсутствует независимо от года выпуска.

"Старше "проходного" возраста пригоняют варианты вроде BMW i8 с объемом 1,5 литра – дорогое авто с невысокой растаможкой даже старше пяти лет. Также есть масса автомобилей, которые постепенно переходят в статус 5-7-летних, и если клиент очень хотел машину в конкретном кузове, то купить ее на аукционе станет заметно проще по причине выпадения с "радаров" локальных брокеров. Эксклюзивные и классические авто покупаются и так в пределах погрешности. На наш взгляд, рынок авто из США/Европы сможет укрепиться с точки зрения заказов от физлиц. Возможно, произойдет перелив трафика из дилерских центров, так как они импортируют автомобили как юридическое лицо", – считают в AutoGroup.

Выходит, что появление новой градации "старше 7 лет", а вместе с ней и нового тарифа лишь сможет сделать чуть менее выгодным пригон из РФ машины, которая достигла 7-летнего возраста. 

"Это скорее защита рынка ТС от импорта"

Зато изменения почувствуют юридические лица. С нового года за автомобиль с мотором объемом до 1 литра дилерам придется платить 1652,2 руб. вместо 936,5 руб., более литра - от 4655,9 до 9264,2 рубля. Важно отметить, что эти нормы распространяются только на автомобили, экспортируемые из третьих стран. Для машин, произведенных в странах ТС, все останется неизменным. 

 Объем двигателя

 Ставка до 1 января,     руб.

 Ставка после 1 января,          руб.

 Разница

 Не более 1000 куб.см

 936,5

 1652,2

 715,7

 1000-2000 куб.см

 1459,3

 6115,2

 4655,9

 2000-3000 куб.см

 2787,8

 9652,7

 6864,9

 3000-3500 куб.см

 3778,8

 8898,6

 5119,8

 Более 3500 куб.см

 5989,5

 15.253,7

 9264,2

Как эти изменения повлияют на рынок новых авто, Автобизнес поинтересовался у председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича. По его словам, доля машин, которые собираются за пределами Таможенного союза, и так невелика:

"По итогам 9 месяцев текущего года только 9,22 процента общего числа продаж составили автомобили, импортируемые из третьих стран. Благодаря новым ставкам этот процент станет еще меньше. 

Это скорее защита рынка ТС от импорта. Отчасти новые ставки можно назвать налогом на роскошь – под них попадают такие марки, как Porsche, BMW, Audi, Mercedes-Benz, Lexus и другие. 

Кроме дорогих автомобилей премиальных марок под новые ставки попадут "китайцы", которые не получили должной локализации в России. В связи с этим некоторые бренды смогут стать недоступными покупателям", – считает С.Михневич.

Вердикт

Как бы грозно ни звучала новость о грядущем повышении ставок утилизационного сбора, большинство белорусских автолюбителей ее действия на себе не ощутит. Разве что новые ставки могут сделать нецелесообразным пригон недорогих возрастных авто из России.

А вот дилеры и покупатели премиальных марок ощутят нововведение в виде прибавки к цене, которая и так растет вместе с курсом евро. Не исключено, что перестанут продаваться определенные модели, что сделает выбор новых машин еще более скудным, а автомобильный поток еще более скучным. 

Категории: автомобили, цены, рынок, Беларусь, дата