Блог Гродно s13

Потомки Вирионов приезжали посмотреть на свою усадьбу в деревне Лишки недалеко от Гродно, но увидели лишь руины величия

И спустя сто лет усадьба из дворянского имения остается местом притяжения для туристов. Время и тлен наложили на этот уголок Гродненской области художественную ретушь. Так оно и попало в коллекцию mamgrodno.com «Заброшка, как арт-объект». Еще есть время посмотреть «вживую», но с каждым днем увеличивается вероятность, что можно не успеть.

«Видели странные цепи на стенах подвала, а хозяйка могла сжечь недовольных в печи»

Старинная усадьба в Лишках прячется в глубине заросшего парка. Теперь он больше похож на хаотический купол из переплетенных веток дубов и кленов, лип. Упавшие стволы, большие дупла, высокие кроны. Деревья, словно поддерживают друг друга, охраняют дворец с изящной итальянской башней и обшарпанными стенами.

Мы не единственные туристы. Параллельно приехали учительницы из Большой Берестовицы, готовят доклад о знаменитых местах малой родины. Правда эта красивая точка очень скоро может исчезнуть с карты достопримечательностей. Усадьба не имеет статус историко- культурной ценности. В любой момент здание могут снести.

– Уже из района приезжали, скоро снесут, – уверенно рассказал местный житель, – а парк оставят, это же еще ботанический сад, тут много редких растений сохранились.

Идем по подъездной аллее, единственная расчищенная дорожка ведет прямо к парадным дверям,(они заколочены досками), и портику с колоннами. Стены исписаны, окна выбиты, нижние проемы заложены блоками (говорят это место в прошлом году понравилось нелегальным мигрантам и они здесь жили на пути в Польшу).

Как же люди делают фотосессии внутри… оказалось, доски прогнили, гвозди вывалились, заколоченная дверь легко открывается всем желающим.

Первое, что увидели внутри – полное отсутствие дверей. Пол под ногами был очень мягким и прогибался. Всюду разбросаны кирпичи, доски и битый печной кафель. В одной комнате частично сохранилась старинная плитка на полу. А еще валялись груды белых перьев: то ли кур там щипали, но вообще-то говорят, что в здании жила редкая сова.

На башню ведет крутая деревянная винтовая лестница (несмотря на ветхость, изящная, до сих пор). Подниматься по ней пришлось очень аккуратно: без перил, в ступеньках дыры. В разбитые окна пытается влезть парк, березки и мох уже проросли на крыше усадьбы. Но сюда еще не добрались. Хорошо просматривается двор, засыпанный листьями, воздух влажный, вокруг когда-то действовали каскады искусственных прудов, теперь они заросли или превратились в частные сажалки.

История усадьбы Вирионов повторяет множество подобных. В 18 веке эти земли купил придворный врач короля Станислава Понятовского француз Карл Юзеф де Вирион. Здесь были мельница, таверна, конюшня – все сгорело в 1831 году. В том числе и первый дом. Дворец, что дожил до сегодняшних дней был построен в 1883 году потомком Кароля Вириона Владиславом, как вариант ренессансной итальянской виллы (два этажа и башня) с местными улучшениями.

Последний владелец Юрий Вирион восстановил дом, парк, ботанический сад. Но в 1936 году вынужден был спешно распродать имущество, уехал в Варшаву, в 1940-м году как пленный офицер попал в Освенцим, где погиб.

В 1939 году усадьба была национализирована. Здесь располагалась школа, общежитие, затем здание осталось пустовать. Теперь официально считается руинами. Много лет его пытались продать, но что-то не задалось. Деревня Лишки относится к Конюховскому сельсовету, и там пока не знают, когда и будут ли сносить усадьбу. Они отвечают только за сад и парк.

“Ну вроде бы лучше закопать”

У местных жителей подробности дворянского быта теперь обросли многочисленными слухами и гуляют по интернету. Говорят, здесь был механизм, что поднимал блюда в столовую из кухни. Видели странные зловещие цепи на стенах подвала. А одна из хозяек могла сжечь крестьян в печи…

Ещё, здесь хранилась большая коллекция жуков (уничтожена в первую мировую войну), выращивали крупные улитки, а ботанические редкости в парке размножились , теперь их может найти только специалист.

Но место это имеет пока ещё` и современную историю. Местный житель, ближайший сосед в деревне с усадьбой Вирионов, охотно рассказывает, как учился в школе, которая разместилась в усадьбе после национализации. Закончил 8 классов в 1974 году. Рассказ показался нам интересным, атмосферным, хотя факты со слов сложно проверить. Речь и стиль автора сохранили:

– В классах человек по 20 было. З ўсіх вёсак ездили сюды. Где-то в 80-х школу закрыли, детей перевели в Макаровку. Сначала культурно сделали все, покраску, красота там была. Потом разрешили свадьбы проводить. А потом не было кому в колхозе свеклу сахарную возить, военных ўзяли. Ну, солдат подвозили. Тут пошла голова-ноги: все на свете. Дзверы, завесы не выдерживали. Все развалилось. И ничего больше после этого не было. Примерно годиков 8-10 назад, то пана внуки и праўнукі прыезджаі з Канады. Дали всем шоколадки, что-то ещё там. Они по-польску говорили.

Они не хотели купить, привести в порядок усадьбу?

– Не. А тут теперь один хотел купить. Отсюда, с района. У маі должны были документы дать. Пришёл из Минска отказ.

Почему?

– Ну, вроде бы, лучше закопать, і хочуць закопать. Приезджалі на той неделе з Минска. Они сказали: у парку 72 сорта деревьев. Это сказали, да. А здание само никакой ценности не представляет.


// Автор: Ольга Дудник

Категории: путешествия, впечатления, регион, интересно почитать, история