Белстат опубликовал годовой отчет по экспорту белорусских продуктов и импорту в Беларусь. Объем данных огромен: от количества купленных в Германии уток (если кому интересно — 4200 особей) до проданных во Францию 666 антикварный вещей. Однако цифровые подробности без специальной подготовки в общую картину не складываются.
Лучше начать с графических данных. Вот общая иллюстрация 2021 года:
Чем мы торговали?
На первом месте — промежуточные товары. Это детали, комплектующие, сырье, все, кроме готовой к потреблению продукции. Продали почти на 24 миллиарда долларов, 60% всего экспорта, купли чуть больше чем на 27 миллиардов долларов, 64,6% всего импорта.
Потребительских товаров (сыров, носков и пр.) экспортировали больше чем на 9 с половиной миллиардов, 24% всего экспорта, а купили на 9,3 миллиарда, 22,3% от суммы импорта.
Еще около 4,16 миллиарда — экспорт инвестиционных товаров: машин, станков и пр., 10,4% всего экспорта, и почти столько же таких же товаров купили, 4,18 миллиарда, или почти 10% импорта.
Получается:
мы купили сырья и деталей на сумму в два раза большую, чем продали готовой продукции;
наш экспорт более чем наполовину состоит из промежуточных товаров.
Выходит, мы скорее не сборочный цех, а промежуточная единица, продаем не готовые товары, но детали и сырье для дальнейшего производства.
Структура экспорта и импорта
Данные по товарному экспорту и импорту только за 2020 год. Но все-таки посмотрим их, чтобы понимать структуру белорусской внешней торговли.
Экспорт:
продукция химической промышленности — 19,8% от всего экспорта;
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 19,7%;
машины, оборудование и транспортные средства — 19,2%;
минеральные продукты (сюда входит наша калийная соль) — 13,4%.
Импорт:
машины, оборудование и транспортные средства — 26,5% от всего импорта;
минеральные продукты — 21,2%;
продукция химической промышленности — 16,4%;
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 12,9%.
Несмотря на обилие заграничных продуктов в наших магазинах, мы продаем за границу значительно больше еды, чем закупаем.
С кем мы торгуем
Как и в советские годы, в основном с Россией, потом шла Украина. Торговля с Голландией идет в первую очередь по трубопроводу, продаем нефтепродукты из российского сырья.
У кого покупали:
Несмотря на обилие китайских товаров, в России мы покупали почти в два с половиной раза больше. В первую очередь промежуточные товары и сырье, например, нефть для переработки и продажи в Голландию и пр.
Мы растем или падаем?
По цифрам выходит, что растем. И по экспорту, и по импорту. Попробуем разобраться, чем было экспортное чудо прошлого года. Цифр много, но как их понимать?
Вернемся к картинкам.
Индексы экспортных цен по годам:
Экспорт в физическом выражении:
Из графиков следует, что в штуках, тоннах, погонных метрах в 2021 году наш экспорт вырос только на 9,9%, а экспортные цены — на 24,4%. Спрос на мировых рынках восстанавливался после ковидных ограничений, бурный рост потребления стимулировал рост цен. Вот один из секретов экспортного чуда 2021 года.
Но это индексы относительно прошлого года, может быть, в реальных деньгах все иначе?
Смотрим еще одну иллюстрацию Белстата по внешней торговле начиная с 2005 года.
Теперь мы видим внешнюю торговлю под другим углом. «Прирост темпов внешней торговли», «расширение списка стран-партнеров» и т. п. — это все есть. Но Беларусь уже 16 лет продает меньше, чем покупает. В удачном 2021 году сальдо — минус 1,9 миллиарда долларов. За 16 лет эти минусы складываются почти в сумму годового ВВП. Если бы речь шла о предприятии, мы решили бы, что оно строит новое производство или проедает свои финансы.
Довольно часто, возвращаясь из командировки или путешествия домой, люди приобретают лекарственные препараты за границей, не задумываясь, можно ли их перевозить через государственную границу.