• Эксперт объяснил, почему в Беларуси дешевеет бензин, и рассказал, чего ожидать дальше

    Эксперт объяснил, почему в Беларуси дешевеет бензин, и рассказал, чего ожидать дальше
    Фото: tochka.by, Павел Русак

    Цены на топливо, многие месяцы остававшиеся неизменными, в 2023 году "корректировали" уже четырежды, последний раз – 28 марта. И все четыре раза "Белнефтехим", устанавливающий предельные цены на бензоколонках, снижал планку на одну копейку.

    В результате сейчас цены на заправках выглядят следующим образом:

    • АИ-92-К5-Евро – Br2,32
    • АИ-95-К5-Евро – Br2,42
    • АИ-98-К5-Евро – Br2,64
    • ДТ – Br2,42.

    Причин снижения – несколько, главная – рост цен

    Ранее, увеличивая цены, "Белнефтехим" регулярно приводил аргументы в пользу этого решения. Сейчас же, снижая их, он этого не делает. Желая разобраться в причинах неожиданного (но приятного) для белорусских автомобилистов удешевления топлива, корреспондент Tochka.by обратился с вопросами к известному белорусскому эксперту, не первую пятилетку следящему за нефтеперерабатывающей отраслью страны.

    По некоторым причинам он пожелал остаться неназванным.

    В результате четырех подряд изменений цен на автомобильное топливо в Беларуси в 2023 году стоимость 92-го (самого ходового) бензина снижена на 1,7%, АИ-95 – на 1,63%, АИ-98 – на 1,5%, дизельного топлива – на 1,63%. В чем причина?

    "У снижения несколько причин. В 2022-м контракты на поставку российской нефти переведены с расчетов в долларах на российские рубли, в результате изменилась формула ценообразования на нефть для Беларуси. Детали ее неизвестны, но, предположительно, она стала более комфортной, что также позволило снижать цены", – заявил эксперт.

    Он также заметил важность того, что стоимость нефти на мировом рынке существенно снизилась. К тому же российская Urals из-за потолка цен продается со скидкой, что также на пользу покупателям нефти, в том числе и в Беларуси. Хотя ценообразование для "Нафтана" и МНПЗ определяется по формуле, которая отличается от ценообразования для других покупателей.

    Эксперт подчеркнул, что налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ продолжается, что приближает российскую нефть для Беларуси к мировой цене (сейчас дисконт упал до 10%). Но надо иметь ввиду, что Беларусь и РФ договорились с 2023-го о компенсации за налоговый маневр. Но есть условие…

    "Чтобы получить компенсацию, по оценкам, около 600 млн долларов в год, белорусские НПЗ, в частности, должны перерабатывать в месяц 1,5 млн тонн нефти", – пояснил эксперт.

    По его словам, вероятно, для того, чтобы подстегнуть спрос на внутреннем рынке, и были снижены цены. Это стимулирует объем переработки, что важно в условиях резкого снижения возможности экспортных поставок из-за санкций.

    Назвал эксперт и вероятно главную причину уменьшения стоимости топлива, которое в этом году происходило уже четырежды.

    "Важно отметить, что снижение цен на автомобильное топливо способствует снижению инфляции, а это очень важный контролируемый правительством показатель", – заявил он.

    Белорусские НПЗ не станут убыточными из-за снижения цен?

    Два белорусских нефтеперерабатывающих завода – в Мозыре и Новополоцке – заточены на переработку российской нефти. Но "Нафтан" до недавнего времени показывал не столь впечатляющие показатели прибыльности, в сравнении с МНПЗ, принадлежащего россиянам почти наполовину.

    "В четвертом квартале минувшего года НПЗ стабилизировали объем переработки, наладили логистические коридоры для экспорта и сейчас работают с приемлемой загрузкой", – рассказал эксперт.

    В итоге по году загрузка может быть 8-9 млн тонн у каждого НПЗ, зависит от спроса внутри страны – емкость более 4 млн тонн, а также объемов экспорта, который весьма осложнился. Ведь до февраля 2022 года львиная доля белорусских нефтепродуктов уходила в страны ЕС и Украину.

    Отметим, что до санкций НПЗ перерабатывали суммарно около 18 млн тонн в год, а белорусская сторона в переговорах с Россией обозначала и 24 млн тонн желаемого объема поставок нефти. Следовательно, падение объемов переработки негативно скажется на финансовой ситуации.

    К тому же недавно НПЗ практически завершили ключевые этапы модернизации, что позволило увеличить выпуск более высоколиквидной продукции. А ведь затраты необходимо окупать. Сделать это можно, производя меньше бензинов, а больше ликвидной нефтехимической продукции.

    Речь о необходимости выпуска продуктов третьего и даже четвертого переделов, а не автомобильного топлива, ведется на конференциях уже не первый год.

    Не только санкции и потолок, но и акцизы в помощь

    Неужели в этом плане уже все так хорошо, что можно уменьшить прибыль двух НПЗ, снижая цену топлива? Раньше в "Белнефтехиме", повышая стоимость на внутреннем рынке, постоянно напирали на то, что цены в Беларуси растут потому, что дома НПЗ торгуют в убыток. Сейчас ситуация иная? Продажа бензина в Беларуси приносит солидную прибыль?

    По словам эксперта, раньше так и было: продажа топлива на внутреннем рынке не приносила НПЗ денег. Но тогда была другая акцизная политика: акцизы платили НПЗ, затем часть налогов перенесли на АЗС, и в 2023-ем акцизы на большинство видов топлива сохранили на уровне 2022 года.

    "А это существенная поддержка НПЗ и отсрочка повышения ценников. К тому же были заявления чиновников, что российская компенсация налогового маневра для белорусских НПЗ работала еще и в прошлом году", – пояснил эксперт.

    И добавил, что дать четкую оценку финансовой деятельности НПЗ сложно: все показатели по ценам поставок, результатам хоздеятельности не публикуются, статистика по экспорту отсутствует с мая 2022 года.

    "Не думаю, что НПЗ работают с большой прибылью, но без убытков", – об этом заявлял гендиректор "Нафтана" Андрей Сойко, недавно подводя итоги года.

    С его слов, по Мозырскому НПЗ информации сейчас практически нет. В любом случае, НПЗ должны работать без убытков – им с поставками помогло, по словам Сойко, правительство", – рассказал эксперт.

    В какую сторону качнутся заправочные пистолеты?

    Чего же ждать белорусским потребителям? В мире и у соседей топливо за год существенно подорожало.

    Бензин и дизтопливо в странах, жителей которых власти Беларуси рады видеть без виз, не так дороги, как в Германии (€1,774 и €1,695 соответственно), Франции (€1,890 и €1,821) или Великобритании (€1,669 и €1,884). Но по данным cargopedia.ru, в Литве 95-й бензин и дизтопливо стоят €1,559 и €1,469, в Латвии €1,61 и €1,6, а в Польше – €1,418 и €1,453.

    Чего ждать белорусам – как изменятся ценники на автозаправках?

    По словам эксперта, изменение стоимости – это преимущественно вопрос балансировки интересов и возможностей бюджета, НПЗ и потребителей.

    "Поэтому политика ценообразования будет зависеть от возможностей искусно управлять этими интересами, если, конечно, резко не изменится конъюнктура на нефть и нефтепродукты и не случится форс-мажор", – рассказал он.

    Отметим, что топливо – это товар, цена которого входит в себестоимость практически всех товаров и услуг в стране. Следовательно, мартовские удешевление наверняка помогут властям в борьбе с инфляцией, которая в феврале хоть и притормозила, но все равно остается очень высокой.

    А ведь сегодня именно борьба с ценами является одной из главных забот властей.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В день совершения преступления мужчина распивал спиртные напитки и решил отомстить своей бывшей спутнице.

    — Рассчитываем привести в порядок 500 км дорог и более 308 пог. м мостов, - сказал председатель Гродненского облисполкома.

    В случае утверждения изменений, к началу 2026 года лимит должен будет поэтапно уменьшиться до 4 тыс. белорусских рублей.

    Для пассажиров предложения поехать дешевле, но без билета, должны быть сигналом об опасности.

    В ходе выполнения работ мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью.

    Мобильные операторы Беларуси с 1 апреля вводят ряд изменений, которые повлияют на стоимость услуг связи и доступа в интернет.

    Все новости