• Нет катализатора — нет «дозвола». Как белорусские водители проходят техосмотр по новым правилам

    Нет катализатора — нет «дозвола». Как белорусские водители проходят техосмотр по новым правилам
    Фото: av.by

    В октябре 2022 года вступили в силу изменения, ранее внесённые в Закон «О дорожном движении». Предусматривается ряд нововведений. Например, в процедуре получения водительского удостоверения, медицинского освидетельствования и техосмотра, рассказывает av.by.

    Не секрет, что определённое количество автомобилистов считали (а некоторые и до сих пор считают), будто получение «дозвола» — необязательный пункт для участия в дорожном движении. Мол, не встречу экипаж ГАИ — пронесёт. И до недавнего времени многих действительно «проносило». 

    Но с появлением на дорогах камер, фиксирующих отсутствие техосмотра, абсолютное большинство водителей всерьёз задумались о визите на ближайшую станцию. Тем более и госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, считай, почти два года назад упразднили. Транспортный налог же хочешь не хочешь, а заплатить придётся. К чему тогда лишние сложности?

    Что нового? Технические регламенты ТС и ЕАЭС вместо ТКП 309-2011

    Требования к техническому состоянию автомобиля при прохождении техосмотра осенью этого года изменились: были разработаны новый технологический процесс и программное обеспечение, введена автоматизированная база данных учёта результатов прохождения ТО, что позволяет видеть онлайн, кто его осуществил, а кто нет. При проведении техосмотра вместо привычного ТКП 309-2011 теперь руководствуются требованиями технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

    Прошло почти три месяца с начала применения нововведений на практике. Столичные журналисты решили отправиться на одну из диагностических станций УП «Белтехосмотр», чтобы поговорить со специалистами о новшествах, увидеть своими глазами, как теперь проходит процесс, и узнать, как к нему подготовиться.

    Идентификация вместо проверки состояния элементов кузова

    На станцию приехали в будний день. Ещё на этапе созвона сотрудники нас предупредили: есть очередь из пяти-шести автомобилей, придётся подождать. А нам так даже и лучше! Будет с кем из водителей обсудить новации.

    — Последовательность пунктов на линии осталась прежней, — вводит в курс дела Максим, специалист диагностической станции № 210 УП «Белтехосмотр». — Изучение начинаем с внешнего вида. Но мы назвали бы этот процесс скорее идентификацией, так как осмотр элементов кузова, например порогов, лонжеронов, на наличие коррозии и повреждений уже отсутствует среди требований.

    — Сверяем цвет, марку, модель, VIN, уровень рабочих жидкостей. Двигатель должен прогреться до рабочей температуры, а автомобиль — быть чистым. Конечно, в таких погодных условиях мы часто идём навстречу. Но если приезжают, например, со слоем снега на кузове или с загрязнениями, препятствующими проведению технического осмотра, — имеем полное право не допустить на линию.

    — Выходит, что сейчас даже наличие вмятины или сквозной коррозии на кузовном элементе автомобиля не влияет на получение разрешения? 

    — Нет, теперь не влияет. В этом отношении всё стало проще, — утвердительно кивает сотрудник. — Но на лобовом стекле, как и прежде, со стороны водителя, в рабочей зоне стеклоочистителей, не должно быть посторонних предметов, трещин и иных повреждений.

    — Далее проверяем салон: регулировку сидений, наличие и состояние подголовников, солнцезащитных козырьков, функционирование ремней безопасности. Особое внимание уделяется панели приборов, то есть наличию горящих контрольных ламп, относящихся к двигателю, системам безопасности. Огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечки — всё это должно быть.

    — К сожалению, не каждый подходит к таким нормам осознанно. Мы прекрасно знаем, что некоторые автомобилисты заимствуют, например, аптечки, огнетушители у родственников, друзей для прохождения техосмотра, а затем возвращают и ездят без них. Необходимо понимать: это в первую очередь нужно водителю! Пока не начнут проверять на дорогах комплектность, думаю, здесь ничего кардинально не поменяется, — добавляет Максим.

    Внешний осмотр систем автомобиля

    — При внешнем осмотре систем автомобиля мы проверяем в первую очередь наличие утечек рабочих жидкостей: масла, антифриза, тормозной жидкости и т. д. Здесь всё без изменений: исследуем систему рулевого управления, ходовую часть, состояние шлангов, трубок и других компонентов тормозной системы на наличие трещин, коррозионных и других повреждений. Конечно, к этому подходим со всей строгостью: отказ тормозной системы может привести к серьёзным и необратимым последствиям на дороге.

    — Также внешний осмотр включает в себя изучение различных механизмов на предмет видимых повреждений. Проверяем и наличие зимней резины в это время года. Обращаем внимание на её состояние, а также на то, подходящий ли типоразмер. Касательно запасного колеса — тоже учитываем, имеется оно или нет.

    — А если зимой приедет автомобиль с запаской на летней резине, станет ли это причиной отказа в получении разрешения? 

    — Всякое может случиться в пути. Если повреждённое колесо (того же бренда и типоразмера, что и установленные три) находится в автомобиле, мы сверяем характеристики, убеждаемся в соответствии. Причиной для отказа летняя шина не будет служить. А если запасного колеса вообще нет, то тут — увы. «Дозвол» водитель не получит.

    По тормозам: 20 вместо 30%!

    Эффективность тормозной системы теперь проверяют по более жёстким нормам. Если до 22 сентября можно было пройти техосмотр при относительной разности тормозных сил колёс оси в 30%, то теперь допуск — 20% для дисковых, 25% — для барабанных механизмов.

    Интересно, что скажут владельцы легковушек? К примеру, мужчина за рулём Audi A4, который как раз заехал на линию, полностью поддерживает нововведение:

    — Считаю, что это правильно! Безопасность на дороге — превыше всего. Я тщательно слежу за техническим состоянием своего автомобиля, не привязываясь к техосмотру. Но если надо пройти — прохожу своевременно, — отвечает нам Сергей.

    Audi получает разрешение, а мы уже пытаемся разговорить водителя Peugeot 406, который (вот же совпадение!) не смог в третий раз «одолеть» ТО из-за неисправностей тормозной системы.

    — В первый раз не получилось из-за нескольких несоответствий с тормозами, второй — стояночный тормоз подвёл, а сегодня — относительная разность тормозных сил колёс оси и недостаточное тормозное усилие стояночного тормоза. Казалось бы, всё заменил. А не прохожу! Буду дальше решать вопрос, — поделился своей историей владелец немолодого «француза».  

    «Самопальный» ксенон или неправильная регулировка? Отчего слепят фары

    Согласно нововведениям фары ближнего света проверяют по параметру силы света и в световой части светового пучка. Касательно регулировки фар ближнего света: снижена светотеневая граница светового пучка. Фары дальнего света проверяют по максимальной силе света, для противотуманных фар также снижена светотеневая граница светового пучка.

    — Теперь о наболевшем. Всё чаще на дорогах можно встретить автомобили с приборами наружного освещения, которые люто слепят встречный транспорт. Нормам это вряд ли соответствует. Неужели все подобные машины без техосмотра? — задаём прямой вопрос специалисту.

    — Чаще всего основным фактором такой ситуации является неправильная регулировка фар, а не источник света. Если фары автомобиля слепят других участников дорожного движения, проблема в том, что они некорректно отрегулированы — светят слишком высоко! Когда включён ближний свет, лучи должны падать вниз, выше — тень.  

    — Должна быть чёткая светотеневая граница. Если лампы не отрегулированы, появится «пятно», которое будет слепить, а не освещать дорогу. Конечно, случаев установки источников света в технику, не предназначенную для этого, немало. При посещении станции техосмотра автовладелец может установить требуемые источники света, а после — поменять на несоответствующие. Это давно известный фокус, — отмечает специалист. — Диагностика световых приборов очень важна даже на новых автомобилях. Помню случай, когда на двухлетней иномарке фары не были отрегулированы должным образом: одна светила выше, другая — ниже.

    Дымите сколько хотите?

    К экологической безопасности транспортных средств требования стали, с одной стороны, более лояльными: проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях. Однако требования касательно дымности, например, для автомобиля экологического класса 4 стали жёстче — не более 0,5 м−1 (ранее — 1,5 м−1).

    — В первую очередь мы ориентируемся по газоанализатору. Даже если показатели в норме, спускаемся в смотровую яму и выполняем визуальную проверку системы выпуска отработавших газов. Также осматриваем корпус катализатора (если он есть) на наличие постороннего вмешательства. Отсутствие катализатора — даже при условии, что показатели в норме, — служит причиной отказа в разрешении, — поясняет Максим.

    — А что делать автовладельцу, если он приобрёл машину с уже удалённым катализатором?

    — Многие из-за этого выезжают от нас озадаченными. Проблема даже не в установке, а скорее в том, где найти и купить его! Но правила есть правила. Запрещается эксплуатация транспортных средств, если отсутствуют предусмотренные конструкцией ТС системы, агрегаты, элементы кузова и отдельные детали. А катализатор как раз относится к таковым.

    Мы пообщались с владельцем Toyota Леонидом, который приехал на предварительную диагностику автомобиля. При визуальной проверке системы выпуска отработавших газов сотрудники обнаружили отсутствие проводов ко второму лямбда-зонду — придётся устранить проблему.

    — Приехал на станцию для проверки технического состояния, чтобы узнать, какие нюансы необходимо убрать. Что с проводом лямбда-зонда произошло, я не знаю! Туда и не лазил никогда. Раньше, видимо, не так строго машины проверяли. Относительно нововведений: считаю, они приводят к дополнительным затратам — показания же в норме, а это главное. Думаю, датчик новый куплю. Но зачем? Значения всё равно ведь не изменятся...  

    В завершение беседы мы вновь обращаемся к Максиму.

    — Ответьте как простой автовладелец, а не сотрудник станции гостехосмотра: регулярное прохождение ТО гарантирует безопасность техсостояния машины?

    — Скорее способствует ей. Всё зависит от самих участников дорожного движения, от степени их ответственности. Многие думают, что мы придираемся. Это не так. Мы проверяем состояние транспортных средств, указываем на неисправности для дальнейшего их устранения и, соответственно, снижения вероятности возникновения ДТП ввиду выявленных недостатков. Также важно понимать, что проверка наличия аптечки, огнетушителя — это всё не для галочки! В первую очередь это безопасность ваша и других участников дорожного движения.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Общая задолженность белорусов по банковским займам растет седьмой месяц подряд.

    Для получения сведений о машине нужно ввести ее VIN-номер. Стоит услуга 84 копейки.

    Гродненская милиция и волонтеры ищут мужчину, который 19 января ушел из городской больницы №2. С тех пор о нем ничего не известно.

    «Я не привыкла просить, мне очень стыдно, до последнего момента откладывала публикацию поста, но ждать больше нельзя, время идёт», - пишет мама Насти.

    Молодой мастер с двумя подсобными рабочими устанавливали ножки на новый термопластавтомат. При выполнения работ оборудование упало.

    Дворец текстильщиков в Гродно планируют продать под объект общественного питания, торговли, либо развлечения.

    В милиции он пояснил, что данную купюру нашел при уборке дома, который достался ему по наследству, и о том, что она может быть поддельная, не догадывался.

    Все новости