Блог Гродно s13

«В месяц получается 5 000 злотых». Парень из Гродно устроился на работу в польское такси и рассказал о своём доходе

Тема такси всегда горячая. У водителей, как правило, накапливается много вопросов и к сервису, и к своим коллегам-нелегалам, и к законодательству в этой сфере. Сегодня av.by рассказывает про белоруса, который трудится таксистом в Польше. Расспросили его про тамошние законы, заработки и прочее.

Владимир из Гродно возит людей в польском Белостоке почти полгода. Пришёл в эту службу по двум причинам:

— Решил пойти в данную сферу, так как искал работу со свободным графиком. Кроме того, планировал купить автомобиль, а здесь была возможность взять авто в аренду и эксплуатировать не только в рабочих целях, но и для семьи, — говорит собеседник. — Я получаю машину в постоянное пользование и плачу за неё еженедельно аренду. Это называется auto na wyłączność. Можно брать транспорт вместе с напарником и работать посменно. Аренда, соответственно, тоже делится на двоих.

Опыта работы гродненским таксистом парень не имел. В Беларуси трудился совсем в другой области.

— Водительский стаж на тот момент составлял около десяти лет, и была уверенность, что всё получится.

Для того чтобы белорусу начать таксовать в Польше, достаточно иметь водительское удостоверение РБ. «Ну ещё немного времени и средств», — с улыбкой добавляет Владимир.

— Сперва нужно найти партнёра, на которого будешь работать, а там всё по полочкам разложат, расскажут, что нужно делать. В моем случае я отыскал ребят из Беларуси, они меня устроили и помогли мне во всём, — говорит гродненец.

Парень в подробностях описывает, с чего необходимо начать:

— При трудоустройстве нужно было пройти медицинское и психологическое обследование. Эти два вопроса решаются за один день. Стоимость такого обследования — 250 злотых (примерно 190 белорусских рублей). Также надо взять справку о несудимости (zaświadczenie o niekaralności) — 30 злотых (25 рублей) и сделать нотариальный перевод прав — 50—70 злотых (40—50 рублей). Последнее я ждал больше всего — около недели, — вспоминает Владимир.

Правда, сейчас, добавляет гродненец, законодательство в Польше меняется. Всем иностранным таксистам в течение года нужно получить польские права.

— Я пока ещё не занимался этим вопросом. Многие работодатели теперь берут водителей только с польскими правами либо с белорусскими, но с подтверждением того, что они в процессе замены.

Заработок таксистов в соседней стране, как и у нас, зависит только от них самих. Чем больше смен — тем больше твоя зарплата. Интересуемся у собеседника, сколько он может выручить в месяц, развозя поляков по делам.

— У меня в среднем выходит около 5 000 злотых (3 900 белорусских рублей). Работаю я пять-шесть дней в неделю. Смена длится 10—12 часов. И это средняя зарплата по городу, думаю. Но данный показатель всегда разный, поэтому я привожу свои реальные цифры. Хотя можно получить и три тысячи, и восемь. Тут уже смотря как трудиться!

— Какие есть варианты работы в такси: наём, аренда или вовсе нелегальное дело?

— Можно работать на своём автомобиле. Данный способ в теории является самым прибыльным, так как не нужно платить за аренду авто. Она у меня стоит 450 злотых в неделю (340 рублей). Но при этом, естественно, будут другие расходы: ремонт, страховка, техосмотр, время на оформление машины и прочие мелочи.

— Но устроиться работать на арендованном авто гораздо проще и быстрее. Тем более иностранцу. В моём случае весь сервис — за счёт арендодателя, с меня — только топливо!

От борта в Польше мало кто таксует, поскольку за это можно получить очень внушительный штраф. Полиция периодически проводит рейды по отлову таких нелегалов, — рассказывает Владимир.

— А каких штрафов больше всего боятся польские таксисты? За что можно получить самый суровый?

— За проезд на жёлтый знакомому дали 800 злотых и 15 пунктов. У меня был штраф 200 злотых за превышение на 20 км/ч и 3 пункта. У коллеги за 24 км/ч — 400 злотых и 5 пунктов. 

— А что означают эти «пункты»?

— В Польше работает система пунктов. За год разрешается набрать максимум 24. Потом могут лишить прав. В общем, система мотивирует не нарушать!

— Нужна ли лицензия на такси?

— Нужна! Но этим вопросом занимается работодатель. У каждой машины есть лицензия, а у каждого водителя — свой идентификатор. Получают её в городском муниципалитете. Необходимы сертификат техосмотра, лампа такси и оплата сбора. Стоимость зависит от того, на сколько лет берёте лицензию, и составляет от 200 злотых и выше.

— Есть ли требования к машинам, работающим в такси?

— Есть, но на самом деле они невысокие. Главное, чтоб автомобилю было не больше 20 лет, он прошёл техосмотр, имелась страховка и... четыре двери!

Категории: гродненцы, Белосток, такси, работа, интервью, деньги