Блог Гродно s13

Жемчужина Западной Беларуси: чем знаменит Слоним

Слоним стоит на холмах. Много одноэтажной застройки. Частично сохранилась планировка XVIII века: неширокие улочки, старинные здания, дворики. Есть и современные многоэтажки. Население — более 50 тысяч человек. Это третий по величине населения город Гродненской области, рассказывает агентство «Минск-Новости».

Работают камвольно-прядильная фабрика, мясокомбинат, картонно-бумажный завод, мебельное производство, сельскохозяйственные предприятия.

— Почему город назвали Слонимом? — спрашиваем у гида.

— По крайней мере слоны здесь ни при чем, — отшучивается Ярош Малишевский. — Название пошло от слов «заслон» и «заслонять». Такую роль населенный пункт выполнял, располагаясь на перекрестках важных речных и сухопутных маршрутов из Вильни в Брест, из Гродно в Минск, из Минска в Варшаву. Было что закрывать и заслонять.

Под созвездием Льва

Идем по историческому центру и останавливаемся перед высокой бронзовой скульптурой — памятником Льву Сапеге.

— Значимая для Беларуси личность, — напоминает гид. — В конце XVI — первой трети XVII столетия занимал важнейшие должности, в том числе канцлера ВКЛ. Дипломат, военный, политик, меценат, реформатор — человек, у которого получалось всё. На счету его политических побед, например, выход в свет Статута ВКЛ 1588 года — невероятно прогрессивного по тем временам документа, впервые закрепившего такие понятия, как свобода веры и совести, ответственность каждого перед законом, разделение власти на законодательную и исполнительную. Позже положения статута применяли другие государства.

С назначением Льва Сапеги старостой Слонима в городе началось массовое строительство. Ремонтировали дороги, возводили мосты, шла бойкая торговля на ярмарках.

Гетман-кларнет

Еще одна яркая страница в жизни города связана с Михалом Казимиром Огинским. При упоминании известной фамилии сразу вспоминается полонез «Прощание с родиной». Но написал его не Михал Казимир, а его племянник Михал Клеофас, чье имение Залесье находилось в Сморгонском районе. Огинский-дядя занимал должность гетмана ВКЛ, был в государстве важным человеком. Он тоже обладал музыкальными талантами. Созданные им произведения и сегодня звучат на белорусских (и не только) сценах. А еще Михал Казимир виртуозно играл на дюжине инструментов, в том числе на арфе, флейте, фортепиано, клавикордах, за что получил прозвище Гетман-кларнет.

Стройка века

— Став старостой города во второй половине XVIII столетия, Михал Казимир вознамерился превратить Слоним ни много ни мало в порт двух морей, — рассказывает гид. — Затея фантастическая, но гетмана это не смущало. Надо было всего-навсего прокопать канал длиной около 60 км, который соединил бы две реки — Щару и Ясельду, а через них Балтийское море с Чёрным. Проект, в который Огинский вложил и свои немалые деньги, по тем временам грандиозный! Ни экскаваторов, ни бульдозеров — копали лопатами. Но оно того стоило. В результате появилась возможность пройти из Чёрного моря в Балтийское без сухопутных участков. Грузы, транзит, путешественники, торговля — деньги в городскую казну хлынули рекой.

Слоним в этот период преобразился. Строились новые кварталы, дома, храмы и гостиницы, создавались мануфактуры, заводы и фабрики, издавались газеты и книги. Возвели театральный комплекс «Опер-хаус», оборудованный сценической механикой со сложными эффектами. Огинский собрал артистическую элиту из Западной Европы. Готовили и свои кадры. На представления съезжалась знать из Минска, Вильни, Гродно, Бреста, Варшавы. Город получил второе название — «полесские Афины» — и стал одним из культурных центров Восточной Европы.

Со временем инициативы великого энтузиаста пришли в упадок, а дворец превратился в руины. Говорят, еще в конце XIX века из Слонима в Пинск ходило суденышко по каналу Огинского. Он обмелел, а восстанавливать водоем посчитали невыгодным.

На старых фундаментах

В городе немало достопримечательностей. Подходим к костелу Святого Андрея. Возведен в 1490 году из дерева. Сгорал и восстанавливался с десяток раз, пока в XVIII столетии его не построили из кирпича и камня в стиле виленского (белорусского) барокко. Внутри всё торжественно, возвышенно: орган, росписи, лепнина.

На улице Советской видим синагогу, вернее, то, что от нее осталось. Построена в 1642-м местной еврейской общиной.

— Князья еще в старину приглашали на белорусские земли евреев, — отмечает Ярош Малишевский. — Считали их весьма полезными для государства, давали права, возможность исповедовать свою веру и заниматься предпринимательством.

Толстые стены, минимум декора, высоко поднятые над землей окна придают зданию суровый вид. Его окружали синагогальный двор, начальная школа (хедер), талмудическая академия (иешива) и хозяйственные постройки. В период оккупации фашисты организовали в синагоге гетто, где уничтожали евреев — и слонимских, и привезенных из соседних местечек. После войны здание было складом, мебельным магазином. Затем его законсервировали.

— Собираются реставрировать, — говорит Ярош. — Однако объекту почему-то не везет. Появляются планы, люди, организации, но потом каким-то странным образом всё разваливается. А ведь это одна из старейших синагог Беларуси…

Настоящее украшение города — Спасо-Преображенский собор на улице Пушкина, построенный в 2005 году. Грандиозных размеров, в бело-синих тонах, величественный и прекрасный. Напротив находится памятник вождю мирового пролетариата. Владимир Ильич, как шутят местные жители, уверенно указывает потомкам на храм, мол, идите, путь верный.


От дворца Огинского, в котором одних только залов было около сотни, остались лишь фундаменты под землей. Уцелело здание аустерии (гостиного двора) с гербом Огинских — рода знатного и древнего, корни которого идут от Рюриковичей.

Категории: Слоним, туризм, история