• «Чтобы выйти в ноль, надо зарабатывать 200 рублей в день»: особенности работы шиномонтажа в Гродно и пригороде

    «Чтобы выйти в ноль, надо зарабатывать 200 рублей в день»: особенности работы шиномонтажа в Гродно и пригороде

    В этом году осень усердно водила за нос многих автолюбителей: то приморозит ночью, то днём распогодится. При взгляде на отметку градусника в середине ноября казалось, что зима никогда не наступит. Первые заморозки ударили внезапно — на прошлой неделе столбик термометра опустился до −10 °С. Самые бдительные автовладельцы сразу же рванули в мастерские на «переобувку». Очереди на шиномонтажах выстроились огромные! Средняя продолжительность ожидания в Гродно составляла четыре-пять часов в будние дни. В выходные ажиотаж был ещё больше.

    Журналист av.by заглянул на два среднестатистических шиномонтажа в гродненском регионе. Один из них находится в самом Гродно, другой — в 25 километрах от города. Мы пообщались с их владельцами. Поговорили о заработках за сезон, о том, как шинники выживают в «мёртвые» месяцы и вообще в новых экономических условиях — после введения нашумевшего указа.

    «Чтобы выйти в ноль, надо зарабатывать 200 рублей в день»

    На гродненский шиномонтаж мы приехали примерно на третий день после начала ажиотажа в области. И уже были наслышаны об огромных очередях здесь. Выбрали эту мастерскую абсолютно случайно. Скажем сразу: не рассматривали точки, которые относятся к разряду так называемого улучшенного сервиса. Здесь нет комнат для гостей — автовладельцы или сидят в салоне авто, ожидая своей очереди, или стоят на улице, притопывая ногами и пытаясь согреться. Но именно здесь — средняя стоимость услуг шиномонтажа по городу, большое скопление людей, а владелец сам обслуживает своих клиентов. 

    — Ох, опоздали вы на пятнадцать минут буквально! — улыбаясь, встречает нас Адам, хозяин мастерской. — Здесь такое было! В очереди чуть не подрались — не знали, кто кому должен уступить.

    Стоящие в ожидании автовладельцы подхватывают рассказ и начинают в подробностях описывать инцидент. Со слов людей выходит: очереди настолько огромные, что у некоторых водителей уже начинают сдавать нервы.

    — Я с 12 часов дня здесь, — жалуется один из автолюбителей. — То есть уже больше четырёх часов жду! В других мастерских не был, говорят, там примерно такая же ситуация. Сюда я приезжаю уже много лет, всё устраивает: и к дому близко, и цены не кусаются, да и ребята работают аккуратно.

    Адам, владелец небольшой мастерской в Гродно, в этой сфере с 1996 года. Сначала работал у себя в гараже, потом открыл ИП. Свой бизнес начинал ещё в то время, когда по городу было всего шесть подобных мастерских. Сейчас их насчитывается 70, а то и больше.

    — Сперва как было? Для того чтобы открыть свой шиномонтаж, требовался сертификат. Чтобы его получить, приходилось несколько месяцев ходить по инстанциям, переживать всевозможные проверки. Потом его отменили, и всё — начался просто небывалый бум шиномонтажей по Гродно! Многие принялись демпинговать.

    Свой поток клиентов у мужчины есть всегда, несмотря на серьёзную конкуренцию. В этом же деле как? Нарваться на «халтуру» можно легко. А экономия в пару рублей не оправдана в случае, когда речь идёт о твоей безопасности на дороге.

    — Ко мне некоторые прибывают с другого конца города, хотя рядом с их домами полно мастерских. Спрашиваю: «Чего ездишь так далеко?» А он говорит, что у тех, как ни приедешь, постоянно новые работники, большая текучка кадров. Потом, если что-то случится с колесом, даже спросить не с кого будет. А у меня работают уже много лет одни и те же люди.

    Заглядываем внутрь мастерской. У Адама трудятся три специалиста. В боксе стоит три станка для балансировки колёс, ещё столько же для бортировки и один подъёмник.

    — Как мне кажется, это оптимальное количество и оборудования, и людей. При таком раскладе мы можем одновременно обслуживать два автомобиля. Если поставишь больше машин за раз, начнётся путаница в действиях и последовательности. Второй бокс нет смысла укомплектовывать под замену шин — горячий сезон длится недолго. И как потом применять оборудование? Чем людей занять?

    За один час мужчины способны обслужить три автомобиля. Можно и больше, конечно, но тогда теряется качество, уверяет Адам:

    — Это только так кажется, что работа монотонная и всё делается на автомате! На самом деле встречаются и сложные случаи, и мелочи, на которые нужно обратить особое внимание. «Косячить» здесь нельзя. А то, не дай бог, напортачишь так, что потом зарплаты не хватит, чтобы исправить ситуацию.

    — А бывали подобные случаи?

    — У нас такого не происходило. Что-то по мелочи встречалось, конечно. Но мы с клиентом сразу решали спорные моменты.

    Рабочий день в мастерской Адама в пик сезона длится около 10 часов. За смену здесь успевают обслужить в среднем 30 автомобилей. Цены, говорит мужчина, он не поднимал по сравнению с прошлым годом, хотя стоимость расходников выросла:

    — В основном использую российский или китайский расходный материал. Меня вполне устраивает качество. Сейчас из-за логистики цены поднялись, но не сильно.

    — Какой у вас средний чек?

    — В среднем за «переобувку» одного автомобиля — 30 рублей. Знаю, что в Гродно есть и ниже стоимость — буквально на пару рублей. Но там и качество, конечно, сомнительное. Многие берут больше. Я тоже мог бы ценник поднять, и люди у меня всё равно были бы, но я зарабатываю за счёт количества клиентов.

    — Во сколько раз ваш заработок увеличивается в сезон?

     Доход, конечно, поднимается раза в три-четыре. Но эта прибыль — условная. На такие деньги нужно на полгода вперёд купить расходники, подготовить оборудование: что-то сломается, что-то износится. Потому что после «чёса» начнётся затишье. Самое «мёртвое» время — сентябрь и февраль. Но есть ежемесячные расходы, которые никто не отменял, — говорит Адам и перечисляет основные. — За два бокса только аренды я плачу 1 200 рублей в месяц. Плюс налоги, зарплата. Чтобы выйти в ноль, в день надо зарабатывать 200 рублей. Это сумма, которая покроет основные расходы. Дальше уже пойдёт чистая прибыль. К примеру, сегодня я вообще могу не появиться на работе, но уже завтра мне надо будет получить в два раза больше. Когда-то это удаётся, когда-то — нет.

    — Чем ещё занимается ваша мастерская кроме сезонной «переобувки»?

    — Заправкой кондиционеров, ремонтом подвески и глушителей, можем сцепление также заменить, — отвечает мужчина.

    Пока мы беседовали с Адамом, несколько раз к нам подходили автовладельцы с просьбой записать их предварительно на конкретное время.

    — У нас без записи, только по живой очереди! — скороговоркой говорит хозяин сервиса и даёт рекомендацию: — Подъезжайте через неделю-полторы — там, может, и людей поменьше будет.

    Судя по всему, даже несмотря на большую конкуренцию, в Гродно работы хватает всем с лихвой. А как себя чувствуют владельцы шиномонтажных мастерских в районе, где в округе одни небольшие деревеньки и автолюбителей не так уж и много? Чтобы найти ответы на эти вопросы, отправляемся в посёлок Озёры. Он находится в 25 километрах от Гродно.

    «Пять лет работал в ноль»

    Мы приехали сюда ранним утром — на часах ещё не было девяти — в надежде пообщаться с владельцем шиномонтажа до открытия. Ведь потом начнётся рабочая смена, и вряд ли у Антона появится свободная минутка на досужие разговоры. Но мужчина уже стоял за станком, а около мастерской собралось несколько машин.

    — Пару минут обождите, и я к вам подойду, — махнув рукой, говорит нам Антон.

    Что же, ждём!

    Чтобы не мёрзнуть стоя на одном месте, обходим помещение мастерской — примерно 70 «квадратов». Здесь, в отличие от сервиса предыдущего собеседника, установлено по одному комплекту необходимого оборудования. Зато удивляет количество покрышек — чёрные и круглые занимают почти половину всего помещения!

    — Это шины моих постоянных клиентов: оставляют их мне на хранение, — объясняет Антон, освободившись от работы.

    — Вы сдаёте свою мастерскую под склад? — интересуемся мы.

    — Нет, это всё бесплатно для моих клиентов. Ну а для меня — гарант того, что на будущий сезон автовладельцы вернутся ко мне.

    — И много таких людей?

    — Думаю, 25—30 точно есть, — с улыбкой отвечает мужчина.

    Антону — 31 год. Свой шиномонтаж белорус открыл в Озёрах ещё в 2015 году. А до этого момента несколько лет торговал на рынке.

    — Пришло время, когда рынок начал себя изживать. И я стал задумываться о том, чем заниматься. Проживал уже в Озёрах — переехал сюда после женитьбы. Тогда мой отец говорит, мол, здесь нет шиномонтажа. Может, открыть?

    Специального образования у парня не было — пару раз поменял колесо с дядей. Но учёба в Суворовском училище закалила характер мужчины, а торговля на рынке научила предпринимательству.

    — Имелся ли какой-то бизнес-план перед открытием?

    — Нет, на бумаге ничего не было. Только в голове. Подъехал в СПК «Озёрный», там сказали, что у них нет шиномонтажной легковой линии в перечне услуг, частников тоже никаких. Ну мы и принялись за работу. Взяли в аренду помещение, сделали ремонт. Пока с ним возились, к нам подъехали ребята из СПК и сказали, мол, как откроетесь — позвоните, сразу заключим с вами договор на оказание услуг. Так появились первые клиенты — обслуживали легковые автомобили кооператива.

    Открытие шиномонтажа оказалось делом затратным: на оборудование ушло около 6 500 долларов, сама реконструкция помещения вылилась в приличную копейку:

    — Здесь и крышу перешивали, и освещение проводили. Около 4 000 долларов ушло на ремонт, если не больше, — говорит парень и признаётся, что калькуляцию расходов не вёл и все цифры у него в памяти.

    Первое время клиентов было немного. Они увеличивались пропорционально тому, как работало сарафанное радио. Рекламировать свои услуги в сельской местности через соцсети сложно — активных пользователей интернета здесь не так уж и много.

     Сколько тебе понадобилось времени, чтоб шиномонтаж заработал в полном объёме?

    — Где-то пять лет. Но только в последние годы я не остаюсь без работы вообще. Всё время есть люди. И я потихоньку стал выходить в плюс. А ранее трудился, можно сказать, в ноль, учитывая, что должен был отбить сумму, которую вложил в мастерскую.

    — Чем занимаетесь не в сезон? Какие услуги ещё оказываете?

    — Чтобы чем-то серьёзным другим — нет. Всё время приходят клиенты с шинами. В деревне всегда кто-то что-то сеет, пашет, убирает — работа есть постоянно. А летом едет кто на рыбалку — у нас же тут озёр много — нередко пробьёт колесо. Другой на охоте напорется на сук или пень... — перечисляет парень.

    Среди постоянных клиентов у Антона не только местные жители. Мужчина обслуживает ещё и легковые автомобили близлежащих сельскохозяйственных производственных кооперативов. А также к нему нередко приезжают и гродненцы.

    Во время нашего разговора в мастерскую периодически заходят люди:

    — Антон, я тебе ключи оставлю. Машину, наверное, заберёт сын — я в командировку уезжаю.

    — Хорошо, Семёныч! Всё сделаю, — отвечает мастер мужчине в деловом костюме.

    — Антон, а кто последний к тебе? — сразу за ним заходит женщина.

    — А вот после этой машины и заезжайте.

    Отмечаем, что в мастерской молодого мужчины всё по-свойски — друг друга все знают и обращаются по имени.

    — Да, мне здесь очень нравится! — словно читает наши мысли мастер. — Люди крайне добрые, отзывчивые. Никто тебя не пытается обмануть.

    — Мы такие, потому что ты такой, — присоединяется к нашему разговору мужчина, который ожидает своей очереди. — Антон наш — он же какой? Вот случилось что-то у тебя, пусть даже ночью, — позвонишь ему, и он через пару минут будет на месте, никому не откажет!

    — А сколько у тебя стоит в среднем «переобуться»?

    — В среднем 40 рублей за полный комплекс услуг. В этом году я поднял цены на один рубль за колесо. Всё потому, что стоимость многих расходников выросла. К тому же поднялась аренда.

     — И сколько уходит на неё?

    — 10 базовых величин — это 320 рублей за помещение и прилегающую к нему территорию. Плюс электричество и налоги. Только на обслуживание мастерской мне надо заработать 60—70 рублей в день. В зимние и летние месяцы это не всегда удаётся. В сезон, конечно, получается больше. Но половину надо отложить, чтобы обновить расходный материал.

    — А сколько машин можете обслужить за день?

    — От 10 до 15 в среднем.

    — Учёба в Суворовском училище пригодилась в твоей нынешней работе?

    — Конечно! Дисциплина, отсутствие лени, чёткая, слаженная работа — всё это даёт результат. Я здесь никогда не появляюсь позже 9 утра, раньше — да, могу.

     — Скажешь, сколько зарабатываешь в своём бизнесе?

    — Всё отображено в декларации! — со смехом говорит парень.

    — В месяц выходит выше среднего по региону?

    — Нет. Если сложить доход за весь год и разделить на 12 месяцев, получается, что рублей 700—800 зарабатываю. Может, и немного. Но менять работу и тем более страну, пробовать себя в чём-то другом на новом месте точно не хочу, — улыбаясь, провожает нас владелец небольшого шиномонтажа под Гродно.

    Ну а мы и сами видим: машины в Озёрах есть и мастерская работает. И пусть объёмы не такие, как в областном центре, но это уже совсем другая история. 


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Можно купить под дачу или для других целей уже этой весной. Начальная цена всех домов - 1 базовая, или 40 рублей. Выбирайте.

    Среди регионов Беларуси лидерами роста зарплат оказались Минск, а также Минская и Гродненская области.

    В Беларуси всего несколько дней назад стартовали продажи нового полноприводного внедорожника Jetour Т2, а уже со вчерашнего дня его можно купить и в Гродно.

    Первые взносы за IV квартал 2024 года должны быть уплачены до 1 марта 2025 года.

    Среди похищенного оказались раритетные радиоприёмники, проигрыватели, часы, самовар и иные предметы быта. Также у мужчины обнаружено пять с половиной тонн металла.

    Специалисты сайта по поиску работы rabota.by проанализировали, какие профессии были наиболее востребованы в разных областях Беларуси.

    Минэкономики в ближайшее время начнет работу по обсуждению видов деятельности, которыми смогут продолжить заниматься ИП. Пилотные перечни уже есть.

    Все новости