В попытке выяснить, как санкции отразятся на потребителях и бизнесе, журналисты Onliner.by прошлись по прилавкам «секондов» от спальных районов до центра города, поговорили с теми, кто день за днем развешивает одежду на витринах, и с теми, кто пополняет гардероб за счет магазинов такого формата.
Такие магазины, кажется, выживут в любых условиях. Плюс от владельцев весьма оптимистично звучат планы на параллельный импорт, если вдруг остатки закончатся. Но времена могут измениться, а вместе с ними и ценники. Так как же будут адаптироваться магазины к новым реалиям? Читайте в материале.
А что случилось?
Недавно ЕС ввел новый пакет санкций против Беларуси, включающий запрет на экспорт в страну одежды для секонд-хендов. До этого момента секонд-хенды составляли около 35% от общего объема потребления одежды в Беларуси. Ограничение коснется примерно 2800 торговых точек, включая онлайн-магазины.
Власти уверены, что решение ЕС не повлечет никаких серьезных социальных последствий для Беларуси, не окажет существенного влияния на уровень занятости и рынок труда. Как там отмечают, запрет может стимулировать развитие местного текстильного производства.
— Запрет ЕС на поставку в Беларусь товаров секонд-хенд создаст предпосылки для дальнейшего развития национального производства, сотрудничества с дружественными странами и сократит объемы импорта небезопасной продукции из ряда стран Европы и США,– говорил официальный представитель МИД Анатолий Глаз.
Белстат посчитал, что ежегодно в Беларусь ввозится б/у одежда на сумму порядка $60—80 млн. Продается — на сумму до $70 млн, а остальное уходит на реэкспорт.
Сколько страны ЕС зарабатывали на экспорте секонд-хенда в Беларусь
По данным UN Comtrade, в 2023 году экспорт из Нидерландов в Беларусь по товарной позиции «Одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении» составил почти $25,5 млн. Латвия заработала на поставках $23,2 млн, Литва – $15,4 млн, Польша – $11,9 млн., сообщает Myfin.by.
Кроме того, в прошлом году одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении, поставлялись в Беларусь из таких стран ЕС, как:
Германия ($5,7 млн);
Болгария ($2,3 млн);
Словакия ($991 тыс.);
Бельгия ($612,5 тыс.);
Венгрия ($402,4 тыс.);
Италия ($250,2 тыс.);
Финляндия ($9,2 тыс.).
В 2024 году список ключевых европейских поставщиков секонд-хенда в нашу страну практически не изменился.
Статистика свидетельствует, что Литва в январе – мае отгрузила б/у товаров в Беларусь на сумму около $7,8 млн.
Экспорт «секонда» из Латвии в РБ за январь – май 2024 года составил $6,8 млн, из Польши – $5,2 млн, из Германии – $3,8 млн, из Нидерландов – $1,8 млн.
Какая обстановка в белорусских секонд-хендах сейчас
Журналисты побывали в пяти секонд-хендах, чтобы ощутить, как повлияли санкции на повседневную жизнь горожан. Два из них располагались в спальных районах, еще три — в оживленном центре. На первый взгляд все как обычно: покупатели неторопливо перебирают ряды одежды, кое-где людей даже больше, чем ожидалось. Но это не связано с паникой, просто день привоза.
В одном из магазинов продавцы, словно читая мысли своих посетителей, успокаивают: новые поступления продолжатся по графику. В принципе в каждом магазине удивлялись вопросу о том, что новые поступления могут прекратиться. Волнение? Нет, его не было. В воздухе царит обычная будничная атмосфера торговли.
— Запасы на складах еще внушительные. Некоторые предусмотрительные владельцы даже закупали одежду впрок, предвидя возможные сложности. Вся эта одежда еще ждет оценки и своих новых владельцев, — рассказывает продавец популярной сети. — Цены остались те же, что и были всегда. Оценку делают товароведы, и у каждой вещи цена будет своя, но сами диапазоны цен не изменились. Санкции пока никак не сказались.
«Скорее всего, возить будем через Казахстан или Турцию». Владелец секонда о санкциях
На условиях анонимности журналисты пообщались с одним из владельцев секонд-хенда и спросили, как одежда из Европы будет поступать в Беларусь теперь.
— Вы знаете, многое сейчас зависит от того, с каких складов мы получаем товар. Если это склады, связанные с Литвой или Польшей, то ситуация будет сложнее. Пока мы продаем то, что успели завезти ранее, но это не вечный запас. Одежду приводим в товарный вид, оцениваем и выставляем на продажу. Лично мы как-то до октября продержимся.
Но уже ясно, что с октября все изменится. Мы ищем новые пути поставок, скорее всего, будем завозить одежду из Европы через Казахстан или Турцию по параллельному импорту. Да, цены, скорее всего, вырастут, потому что логистика станет дороже и сам процесс ввоза станет сложнее. Но пока стараемся держаться.
Что говорят покупатели
Так как людей сегодня в секондах было много, мы не могли не спросить, что думают посетители о запрете ЕС на ввоз «одежды из Европы».
— Я привыкла ходить в секонд-хенды, только тут и одеваюсь. Находятся близко к дому, удобно, дешево, если покопаться, можно найти что-то хорошее и при этом не тратить огромные суммы. Да и качество у многих вещей намного лучше, чем у массмаркета. Только что ходить лучше в дни привоза. Про эти санкции и возможное повышение цен я вообще не думаю. Закроется один магазин — его место займет другой, так всегда было и будет, — рассказывает женщина, которая выбирала майки для сына.
Уже в центре к примерочной держал путь молодой парень с пятью вещами. Зачем ему столько?
— Я покупаю одежду в секонд-хендах, потому что тут можно найти действительно стильные и качественные вещи за небольшие деньги. Мне нравится идея, что я ношу что-то стоящее, а не однотипные вещи с полок магазинов. А здесь одежда уже доказала свою долговечность.
В общем, молодежь, которая по утрам штурмовала точки секондов ради люкса, а затем перепродавала его втридорога, пока, может быть спокойна.
В Новогрудке ввели плату за вход на территорию замка, где сохранились руины. У ворот женщина продает сувениры и берет плату за вход на территорию замка.
Пьяному 18-летнему молодому человеку захотелось покататься, но у него не было собственного транспортного средства. Парень не придумал ничего лучше, как поехать на тракторе организации
Центр кибербезопасности МТС оказывает услуги по обеспечению кибербезопасности по схеме SOC as a Service: все необходимые инструменты находятся на стороне МТС, а платить предстоит только за услуги.
На личный прием к заместителю прокурора Гродненской области обратился местный житель по вопросу проведения проверки в отношении соседа. Это вылилось в целую цепочку разбирательств.