• «Они не должны истлеть в бабушкином шкафу»: гродненская школьница перепечатывает неизданный военный роман своего прадеда

    «Они не должны истлеть в бабушкином шкафу»: гродненская школьница перепечатывает неизданный военный роман своего прадеда

    Несколько десятков лет военные рукописи ветерана Великой Отечественной войны Ивана Митина, жителя Скиделя, лежали в толстой папке в старом шкафу. На 400 страницах романа “Листая страницы памяти” описаны все годы войны. В деталях рассказаны жестокие бои. Здесь есть много героев, которые любят, верят, на что-то надеются. Кто-то погибает, кто-то доживает до победы.

    Ещё при жизни Иван Митин мечтал, чтобы его повесть прочитали как можно больше людей. Но рукописи так и остались пылиться в шкафу. И спустя несколько десятков лет его повзрослевшая правнучка с мамой достали толстую папку и принялись перепечатывать его страницы.

    Гродненки мечтают, что им удастся осуществить свою мечту своего предка. И военный роман в красивом толстом переплёте наконец займёт своё почётное место на книжных полках.

    Блог Гродно s13.ru накануне Дня Победы заглянул в гости к семье Юлии Чемерис, внучке Ивана Митина.

    На пороге частного дома нас встретил французский бульдог. Обнюхав нас, старый пёс по-хозяйски позволил пройти нам внутрь. Здесь на небольшом журнальном столе были разложены старые фото, пожелтевшие рукописи, отрывки из советских газет и большая толстая папка. А в ней – 400 рукописных страниц неизданного романа «Листая страницы памяти».

    Хозяйка дома, Юлия Чемерис, аккуратно перекладывает страницу за страницей. А потом берёт в руки тонкую тетрадь, где аккуратным, почти каллиграфическим почерком, написана целая биография.

    - Здесь полностью вся история жизни моего деда, начиная с рождения. Про родителей, детство, войну и награды. Здесь публикации о нём в журнале и газете. А это, видите, совместная фотография дедушки и бабушки, с 1945 года…

    Юлии Чемерис – 39 лет. Воспоминаний о своём дедушке у неё скопилось очень много. Гродненка помнит, как дед каждый день печатал на машинке тот самый роман. Тогда ни Юля, ни её мама даже не подозревали, что спустя пару лет из этой рукописи получится большой роман, весь пронизанный военными событиями, битвами, потерями, болью, где-то радостью и гордостью, и, конечно, счастьем. Ведь здесь, всё, как и в реальной жизни, закончится долгожданной победой.

    Иван Митин, автор неизданного романа, родился в 1917 году. Все подробности его биографии мужчина написал в тонкой тетради. Кое-что Юлии Чемерис рассказывала бабушка и мама. Поэтому гродненка знает каждый этап из жизни своего дедушки и без пробелов пересказывает его нам.

    - Дедушка был шестым ребёнком в семье. Семья была бедная, они жили на острове имени Залита, это в Псковском районе. Земли здесь было мало, и все занимались в основном рыбным промыслом. Когда дедушке было 2 года, его мама умерла от черной оспы, оставив отцу шестерых детей. Позже мой прадед женился, и в семье появились ещё дети. Жизнь была их очень сложной. Мой дед почти не учился. С шести лет начал пасвить коров, чтоб хоть что-то заработать. Потом семья начала распадаться. Его отец уехал в Петербург работать, старшие братья и сёстры начали разъезжаться, а дедушка - ездить из деревни в деревню: то к сестре, то ещё к кому-нибудь… Потом поехал в Петербург к отцу, а там его словила специальная служба и определила его в интернат-приёмник. Здесь он получил какое-то минимальное образование и начал работать. В 1940 он пошёл служить в армию, а через год - война. Воевать начал рядовым, а победу встретил уже начальником разведки дивизиона в звании старшего лейтенанта.  Последнее ранение было в 45 году: в него выстрелил немецкий снайпер. Он в этот момент прикуривал и наклонил голову: пуля прошла от уха и снесла нижнюю челюсть. Нижней челюсти у него не было, всегда был протез. Проблемно было жевать до старости, тем не менее он выжил тогда и прожил до 74 лет.

    9 мая и Иван Митин, и его маленькая внучка Юлия любили по-своему. Для ветерана это был важный и долгожданный день, шёл он к нему со своими товарищами на протяжении четырёх лет.

    А для маленькой тогда ещё Юлии Чемерис – это был  повод признаться в любви к своему дедушке, нарисовать для него открытку и начать день с приятных сюрпризов.

    - 8 мая накануне с мамой мы ехали дачу, я срывала там тюльпаны. Возвращались домой, за жёлтой шторкой рисовала деду открытку, прятала там цветы, чтоб он ни о чём не догадался. И с утра бежала первой его поздравлять, - рассказывает Юля, вытирая с уголков глаз слёзы. – Я знала, как был важен для него этот день. Ведь он столько всего пережил за войну,  столько испытал.

    Ивана Митина не стало в 1990 году. Юле тогда было всего семь лет. О военных рукописях своего деда гродненка знала. Ещё при жизни он хотел издать свой роман, и даже пересылал рукописи в издательство.

    - Но дедушка так и не договорился с ними. Ему предложили какой-то минимальный процент, а он был достаточно гордый, отказался и сказал: «Не хочу: пусть дети и внуки только читают!». Это всё лежало у моей мамы.

    Перепечатать рукописи своего деда и дать им вторую жизни Юлия хотела давно. Ведь гродненка знала, что это было самой большой его мечтой. В мыслях она уже представляла, в каком переплёте будет этот роман, как она будет перелистывать его страницы, читать его строки и чувствовать через них своего родного и любимого деда.

    - В прошлом году Диане нужно было написать сочинение про предков и историю. Она начала меня расспрашивать про дедушку, про то, как он воевал. Дочка тогда написала сочинение, и оно в номинации «Эссе» заняло второе место. После этого она очень заинтересовалась рукописями своего прадеда, а её учитель истории поддержала и сказала: надо перепечатывать! Это ведь такая память! - вспоминает Юля. - И мы начали набирать текст. Каждый день, по пять-десять страниц… Как получается. Уже сейчас в рукописях буквы расплываются от старости, какие-то слова сложно прочитать. Поэтому нам важно этот роман хотя бы сохранить. Но, конечно, мечтаем его издать, чтобы иметь возможность в руках держать эту большую и важную часть дедушкиной жизни.

    Сразу после уроков правнучка Ивана Митина усаживается за ноутбук и перепечатывает его военные рукописи.

    - Если рукописи не горят, они не должны и истлеть в бабушкином шкафу, - объясняет четырнадцатилетняя Диана, почему она решила поддержать мамину идею.

    - Начинается роман с того, как дед и его товарищи только узнали о начале войны. Тогда они ехали в поезде, - рассказывает Юлия Чемерис.


    Отрывок из романа:

    Ранним утром 22 июня 1941 года, когда проезжали станцию Дно, мы ещё ничего не знали. Но вот поезд неожиданно остановился на небольшой станции Дедовичи. Мы заметили, как командир дивизиона, капитан Павленко И.В. вместе с комиссаром дивизиона, старшим политруком Присяжнюком Л.К. выскочили из штабного вагона и бросились в здание вокзала. Пробыли там недолго, но вышли помрачневшие и озабоченные. Их окружили командиры батарей и взводов, замполиты, о чём-то вполголоса поговорили и торопливо разошлись по вагонам. Поезд тронулся. Мы смотрели на своего командира взвода, ожидая, что он нам скажет. А он, человек уже в летах, лет на пятнадцать старше каждого из нас, обвёл всех повлажневшими вдруг глазами.

    – Ребята! – Такое обращение показалось странным, да и голос лейтенанта дрогнул: так к нам он никогда не обращался, и это слово «ребята» запомнилось мне навсегда. Командир ещё раз обвёл всех взглядом и, стараясь сдержать дрожь в голосе, произнёс: – Ребята, фашистская Германия напала на нашу страну. Война…

    Слова эти были сказаны тихим голосом, но раздались ударом грома: так они поразили нас. Не напугали, нет, а именно поразили.

    Вот так маленькая станция пролегла для нас границей между мирной жизнью и войной…

    И – поблекли краски природы. Мимо вагонов по-прежнему торопились, убегая назад, леса и поля, но теперь они казались мрачными. Вчерашний день сразу стал для нас таким далёким, и всё окружающее нас дышало теперь одним понятием: война!..


    -  Сейчас мы перепечатываем примерно 1942 год. Воспринимается всё как в фильме: очень много событий, диалогов, боев… Постоянно появляются какие-то новые герои, их постоянно переформировывали, меняли фронты…

    Благодаря тому, что я не просто читаю, а перепечатываю, я могу прочувствовать каждое слово, каждое предложение. В них столько эмоций и чувств!


    Отрывок из романа:

    «Со страхом смотрели мы, как вражеские танки медленно подползали к наспех открытым окопам пехоты. Я заметил, как один из стрелков швырнул под ближайший танк связку гранат, но она почему-то не взорвалась, и танк вмял её в землю. Столкнув орудие в укрытие, мы бросились в ровики и пригнулись там, с трепетом душевным прислушиваясь к нарастающему грохоту мотора и лязгу гусениц. Внезапно грохнул взрыв, взревел танковый мотор и заглох. Выглянув из ровика, я увидел, что корпус танка развёрнут в противоположную сторону, а попав уцелевшей гусеницей на укрытие нашей пушки, он завалился боком, придавив своей тяжестью орудие.

    – Что там? – выкрикнул Соколов, тоже выглядывая из ровика.

    Я не успел ничего сообразить, как Соколов выхватил из-под себя ручную гранату, приподнялся и швырнул её в открывшийся люк, из которого показалась рука вражеского танкиста с автоматом. Раздался глухой взрыв, танкист исчез в чреве танка, следом за этим взрывом прогремел второй – это расчёт второго орудия, придя к нам на выручку, ударил из пушки в открывшееся днище вражеской машины. Из открытого люка выскочил танкист, но Курпик тут же уложил его выстрелом из карабина. За первым танкистом показался второй. Алеся не было времени перезарядить карабин, и он ударил танкиста, как дубиной, прикладом по голове, и тот осел обратно в люк, из которого тоже показались языки пламени.

    Однако, остальные пять или шесть вражеских танков нагло и безнаказанно продолжали утюжить стрелковые ячейки пехоты.

    Сколько беды и горя принесли бы они, беспрепятственно ползая по нашим окопам, если бы внезапно за нашими позициями, с ходу развернув орудия, не загрохотали более мощные, чем наши, выстрелы, и танки один за другим замерли, испуская в небо тёмные клубы дыма».


    Победу Иван Митин встретил в госпитале. Тогда его лечили после ранения нижней челюсти. Их собрали в холе и объявили о победе Советского союза.

    «Мы с вами шли через страдания, раны, кровь, смерть своих товарищей к этому Великому дню. И мы пришли к нему, потому что верили, мечтали об этом в дне сырых окопах и землянках. Нас жгли морозы и заметали снега. Беспощадно жгло солнце и проливные дожди. И вот этот день настал – великая победа!», - рассказывает автор неизданного военного романа.

    Сейчас Юля и Диана набрали уже 170 страниц, впереди ещё - 230 страниц. Каким будет путь к издательству этой книги, гродненки пока ещё не знают. Но они уверены, что «рукописи не горят, и не тлеют», а значит, обязательно должны обрести вторую жизнь.

    // Автор текста Валерия Фахрутдинова