• «За Geely в плечи ещё $11 000!»: ввезенные в Беларусь из Кыргызстана авто «зависли» на СВХ

    «За Geely в плечи ещё $11 000!»: ввезенные в Беларусь из Кыргызстана авто «зависли» на СВХ

    В последние недели в редакцию av.by поступали письма от белорусов, утверждавших, что растаможенные в Кыргызской Республике и доставленные в Беларусь автомобили наши таможенники просят оставлять на территории СВХ для проверок. Журналисты портала приступили к сбору информации и даже направили официальный запрос с перечнем вопросов в Государственный таможенный комитет. Однако накануне, 20 июня, было обнародовано постановление Совмина Беларуси, в котором дополнили порядок исчисления утилизационного сбора (вступает в силу через 10 дней после официального опубликования). Мы совместили уже собранный материал с пояснениями эксперта о смысле нововведений. Похоже, белорусам придётся доплачивать за «недотаможенные» в странах ЕАЭС автомобили.

    Эксперт: «Суть проста и понятна: всё, что было недоплачено, выставят к доплате»

    Чтобы разобраться в изменениях, мы побеседовали с Ильёй Колонтаем, директором компании «1-й автоброкер». Мужчина по роду деятельности брокер и занимается оформлением СБКТС, ЭПТС, списанием утильсбора для конечных покупателей в РФ, ЭПСМ, факультативно — привозом и подбором автомобилей из Беларуси.

    — Вкратце: в чём суть нового постановления? Создаётся впечатление, что происходит очередная унификация с российским таможенным законодательством.

    — Скорее это свидетельствует о том, что власти закрывают обнаруженные в законодательстве лазейки, которые появились после увеличения утилизационного сбора в Российской Федерации. 

    После августа 2023 года в Беларусь поехали искать новых собственников автомобили из Армении: сперва авто с объёмом более 3 000 см³, а после прошлого ноября и обычные машины с меньшим объёмом ДВС, но растаможенные на юридических лиц в Армении, так как и в первом, и во втором случае при ввозе таких транспортных средств в Российскую Федерацию им грозят коммерческие ставки утилизационного сбора в размере от $3 400 до $18 450 (по актуальному курсу российского рубля к доллару США).

    Растаможка в Армении хоть и проходит без оценки стоимости, но, так как абсолютное большинство автомобилей оттуда импортировано со страховых аукционов, при расчёте сборов таможня ориентируется и на инвойс, и на сведения из открытых источников о выигрышной ставке лота, а для авто, импортированных из Грузии, у таможенных органов Армении имеется статистическая стоимость, максимально приближенная к реальным ценам в соседней стране. Если за автомобили из Армении волноваться не стоит, то растаможенные в Кыргызстане машины вызывают беспокойство.

    — Почему именно автомобили из Кыргызской Республики волнуют? Ну, во-первых, по ним уже начались проверки в Беларуси, а не только в России. Во-вторых... как бы это сказать. Чтобы занизить стоимость автомобиля в Кыргызстане, нужно «замотивировать» отдельных лиц на сумму 200—500 долларов, после чего автомобиль с реальной стоимостью $26 400 (к примеру, новый Geely Monjaro в «топе» из Китая) начинает стоить по документам 5 000—12 000 долларов.

    И именно с этой стоимости в Кыргызстане оплачивались и оплачиваются по сей день 15% таможенной пошлины и 12% НДС. Недоплаченную сумму таможенных пошлин можно легко посчитать. С недавних пор в той же Кыргызской Республике появилась растаможка по правилам ЕАЭС — по таможенным приходным ордерам (ТПО) на физлиц. Но и тут не стоит надеяться на честность — уже видел их ТПО на новые Toyota Camry с ценой $10 000 в документах. Реальный прайс такого автомобиля — $29 100 за «максималку» на 2,0-литровом моторе.

    Проверить страну растаможки авто по VIN-коду можно по этой ссылке.

    — Автомобили из Казахстана, если являются товаром ЕАЭС, могут «таможиться» в Казахстане по ставкам ВТО, но разница к дотаможке будет несущественна. То есть, как и в случае с машинами из Армении, переживать не стоит.

    — После такого достаточно длинного пояснения про автомобили, растаможенные в странах — участницах ЕАЭС, перейдём к сути постановления Совмина Республики Беларусь от 18.06.2024 № 432. А она проста и понятна: всё, что было недоплачено, выставят к доплате. 

    Есть надежда, что авто, которые уже стоят на учёте, не получат доплаты, так как по общему правилу изменения законодательства не распространяются на сделки, совершённые до его изменений, но в ситуации с Кыргызстаном всё-таки очевидно: история с занижением таможенной стоимости носит массовый характер. И по-хорошему, по «духу закона» ответственность за это (с учётом масштаба занижений — уголовная, помимо историй с «мотивациями») должна лежать на должностных лицах, осуществлявших выпуск в свободное обращение таких транспортных средств, а не на физическое лицо, купившее машину. По «букве закона», исходя из постановления № 432, платить будет конечный покупатель.

    — Правильно ли я понял, что, согласно изменениям, формула расчёта утильсбора аналогична российской, за исключением отдельных деталей?

    — Постановление Совмина Республики Беларусь от 18.06.2024 № 432 — это максимально упрощённый аналог постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2024 № 152 (того самого, по которому была введена формула расчёта доплаты утильсбора).

    Из постановления Совмина следует, что неважно, как автомобиль был растаможен (по ТПО или по ТД): если будет установлено занижение стоимости — доплачивать за автомобиль вы будете исходя из ставки 48%. Ну или по «кубикам» мотора, ориентируясь на заключение о независимой оценке вашего транспортного средства.

    — Возьмём Geely Monjaro, который заехал на таможню Кыргызстана с заниженной стоимостью $10 000. С него уплатили $1 500 таможенных пошлин. Потом он приехал в Беларусь для постановки на учёт, а «в плечи» получит ещё около $11 000 по итогам независимой оценки — к «утилю» в 500 рублей.

    Почему именно одиннадцать тысяч? Потому что цена топового Monjaro в Китае — $26 400, 48% от 26 400 — $12 672, от данной цифры отнимаются уплаченные в Кыргызской Республике $1 500. Возможно, от этой суммы отнимут ещё НДС, но я бы на подобное не рассчитывал, так как всё-таки это внутренний налог каждой страны — участницы ЕАЭС и в постановлении про НДС нет ни одного слова.

    Если за ваш автомобиль из Кыргызстана (или другой страны ЕАЭС, где у вас каким-то чудом получилось занизить стоимость авто) вам «светит» существенная сумма к доплате, а ТС ещё не стоит на учёте в Беларуси, ваш последний шанс избежать доначисления — подождать год с момента растаможки и после этого подаваться на постановку на учёт.

    — Рекомендация исходя из текста пункта 3-1: «...Критерием при определении ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезённых) с территории государств — членов ЕАЭС, с даты выпуска которых до момента представления в Республике Беларусь документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, прошло менее одного года».

    Чуть выше я говорил о «надежде» на то, что доплаты минуют уже стоящие на учёте авто, но если вчитаться в постановление, становится ясно: шансы невелики. Так как Совмин оставил оговорку в прошедшем времени — «ввезённых», а Кыргызстан более-менее активно «поехал» в Беларусь как раз с начала этого года…

    Грубо говоря, да, формула практически одна — неясен лишь вопрос с НДС: будут ли его учитывать в сумме уплаченных таможенных пошлин или нет.

    — Касается ли это бэушных автомобилей? Не новых «китайцев», а подержанных «корейцев», например.

    — «Корея» через Кыргызстан — такая же история, как и с новым «китаем». Будут смотреть, по какой цене растаможили, и накинут всё в утильсбор, если недоплачено. Опять же, сколько накинут, станет понятно из оценки стоимости, ведь автомобили всё-таки б/у.

    Трёх- и пятилетние авто там тоже было выгодно «таможить»: кыргызы набрасывали «кубики» до стандартных значений.

    — Производится процедура оценки, а также запрашивается стоимость фактически уплаченных таможенных пошлин и НДС. Если устанавливается факт нарушения таможенного законодательства и потребуется доплата, то это транспортное средство не получится «дотаможить» при помощи преференций в виде Указа № 140?

    — «Дотаможить» с преференциями Указа № 140 не получится: это не таможенные пошлины, а «скидок» на утильсбор нет. 

    — Исходя из опыта: сколько могут длиться подобные проверочные процедуры?

    — Взаимодействие кыргызской стороны с коллегами-таможенниками из России происходит быстро. С недавних пор в Кыргызстан направляются запросы на уточнение стоимости, указанной в таможенной декларации, и сейчас ответы приходят максимум в течение недели. Поэтому, даже если автомобиль находился на учёте в Кыргызской Республике и таможенной декларации на машину у вас нет, ответ о таможенных платежах придёт очень быстро. Не думаю, что у таможни Беларуси, даже если они будут направлять запрос в Кыргызстан, на подсчёт и выставление доплаты уйдёт более двух недель.

    — Как это отразится на рынке Беларуси?

    — Никак, только пополнится бюджет Беларуси! Ну и машины из Кыргызстана, которые сейчас висят в продаже без учёта, пропадут на какое-то время с досок объявлений… Либо будут ждать год с момента растаможки, либо доплатят причитающиеся суммы.

    Kia Sorento из Южной Кореи: «Стоит на СВХ, а деньги за стоянку „капают“»

    От разбора нововведений с экспертом перейдём к историям наших читателей, которые редакция успела собрать ещё до опубликования постановления. Гомельчанин Дмитрий недавно приобрёл кроссовер Kia Sorento 2019 года выпуска в Кыргызской Республике, куда машина была ввезена из Южной Кореи, страны производства.

    — Я приобрёл автомобиль в Кыргызстане, когда он там не стоял на учёте. Я планировал обратную дорогу преодолеть своим ходом, потому пришлось доплатить ещё немало (порядка $500), чтобы поставить авто на учёт в Кыргызской Республике и потом снять его, оформив «транзиты» с отметкой в техпаспорте о вывозе за пределы государства.

    Везде, в том числе на вашем портале, указывается, что необходимо уплатить утильсбор, поставить на учёт — и всё, на машине можно кататься. По приезде в Беларусь я обратился на гомельскую таможню для списания утилизационного сбора.

    Изначально всё вроде бы неплохо шло: предоставил ДКП, техпаспорт и декларацию на товар. Но проходит пара часов, и мне звонит брокер. Мол, мне выставили «запрос» и «требования», а в запросе указали целый список таможенных документов на автомобиль, которые мне необходимо передать в таможню. В требованиях указали также поставить автомобиль на СВХ и явиться для дачи объяснений, — рассказывает мужчина.

    — Таможенных документов у меня изначально не имелось, ведь они были отданы таможенным органам КР (здесь и далее — Кыргызская Республика) продавцом автомобиля. Написал продавцу, после чего с горем пополам он прислал все имеющиеся документы — те, которые запросила у меня белорусская таможня.

    Я предоставил их нашей таможне, поставил машину на СВХ, дал объяснения насчёт того, как купил и привёз кроссовер, но по прошествии четырёх дней ничего не произошло. Мой автомобиль остался на СВХ, а деньги за стоянку продолжали «капать».

    Спрашивал начальника таможни, почему авто задержано и сколько это продлится. Был дан ответ: «Идёт проверка, действительно ли машина находилась в Кыргызской Республике, а также направлен запрос в кыргызскую таможню. Только от них зависит время простоя».

    Я спросил: «Разве оригинальный техпаспорт и транзитные номера не подтверждают этого?» Ответа я не получил. Тогда подвернулся телефон людей, которые уже не одну машину привезли из КР. Узнал от них, что в их городе без проблем списывают утильсбор, а авто на СВХ не ставят.

    — Принял решение написать отказ и остановку процедуры утильсбора, забрать автомобиль и ехать в Могилёв для прохождения процесса повторно. Подал документы — история повторяется, причём и новообретённый знакомый сталкивается с тем же.

    К сожалению, непонятно, какие запросы отправляет наша таможня в таможню КР, ведь никаких чётких заявлений не делается. Может, просто у нас хотят ввести такие же требования для ввоза транспортных средств, как и в России? Потому и задерживают машины, пока не примут соответствующий закон. Я никакой информации не могу найти.

    — Сегодня был на таможне в Могилёве, где спрашивал у сотрудников, почему необходима данная процедура и что они хотят ей выяснить. Никто не знает!

    Хотя, кстати, при оформлении объяснений видел, что в общих документах на мой автомобиль лежала бумажка с утильсбором, причём уже с печатями. Получается, вроде как закончена процедура? Тогда почему решили поставить мою машину на СВХ?

    По срокам проверки мне тоже ничего конкретного не ответили, мол, не знают. Единственное — уточнили: некоторые авто по два месяца стоят. А это же немалые деньги придётся заплатить за стоянку СВХ. Моё непонимание происходящего усилилось...

    Покупали Coolray в РФ, а растаможивался в Кыргызстане: «Люди брали кредиты на приобретение таких авто»

    Следующим в редакцию портала обратился читатель из Могилёва, который попросил не указывать своих данных. Рассказ мужчины отличался от истории предыдущего героя лишь тем, что его автомобиль — Geely Coolray с небольшим пробегом — был пригнан из Китая и тоже растаможен в Кыргызской Республике.

    — В последних числах апреля мы поставили «Кулрей» на СВХ, при этом ранее данные машины благополучно ставились на учёт и снимались с него. Декларации принимали, а утилизационный сбор оформляли и списывали за один день. В апреле мы со знакомыми могилевчанами приобрели в России несколько автомобилей, а шесть других забрали люди из столицы — прямо с автовоза. Вместе с земляками отправились на региональную таможню, где нам сказали поставить машины на СВХ. Естественно, мы спросили, на каком основании; ответ — будет проводиться проверка.

    — После этого звонили начальнику таможни, но нам не смогли дать пояснений. Просто повторили, что проводится проверка. Потом обращались на горячую линию в Минск, где пообещали дать разъяснения в письме, однако ответ ничего конкретного не содержал, — утверждает собеседник. — Вновь уточнялось про некую проверку. Честно говоря, ранее с таким не сталкивался.

    Собственно, моя история с того момента так и тянется. Давали номер, куда обращаться, чтобы узнать актуальные сведения, но при этом всё равно никакого продвижения. Отвечали, мол, по другим автомобилям пришло 70% запросов, а по моему — нет. Самое интересное, что все купленные в Смоленске Geely Coolray были с одного автовоза и растаможивались на одной таможне в Кыргызстане — в Бишкеке. Даже в декларациях это указывалось! При этом за каждый день стоянки на СВХ — по 9 рублей. А мотивировать причину всё равно не могли.

    К слову, все эти машины — 2023 года, то есть не новые, хотя с пробегом 150—200 километров. Одним словом, формально бэушные.

    — Я общаюсь с разными людьми последнее время, и у некоторых автомобили 2017—2021 годов выпуска, но с 12 июня их тоже стали ставить на СВХ. Эти машины доставили в Бишкек, там растаможили и даже не ставили на учёт, как, собственно, раньше и делали. Грубо говоря, сдаёшь документы в белорусскую таможню, а дальше проходишь госрегистрацию по месту прописки — ничего нового.

    Другое дело, когда машина находилась на кыргызском учёте: такой автомобиль официально едет в местную ГАИ, тоже разрезается техпаспорт, ставится печать, что машина снята с учёта, после чего доставляют в Беларусь. Здесь процедура повторяется в обратном порядке. По сути, ему не имели права такое делать, ведь транспортное средство стояло на кыргызском учёте. Это то же самое, что поставить на СВХ машину, снятую с российского учёта и имеющую СТС.

    Такой автомобиль официально ожидает полгода постановки на учёт в ГАИ, ведь они делают запрос в Кыргызстан. А машины, которые в КР не ставились на учёт, раньше оформлялись одним днём.

    — Только на нашей таможне стоит более десяти «Кулреев», а также более шестидесяти бэушных машин. Ни по одной нет движений… Не знаю, сколько их в Минске, но, насколько слышал, кыргызы приезжали автовозами продавать. Поражает неизвестность и неопределённость. Раньше с таким никто не сталкивался. Ответы вроде: «Проводится проверка» многих не устраивают, ведь её можно делать в течение пяти лет… Попробуй потом оплатить простой на СВХ! А представьте, если люди брали кредиты на приобретение таких авто, а у них семьи...

    «Ввози мы с применением льготы, уже бы ездили на Geely Monjaro по столице»

    Как выяснилось в процессе подготовки материала, случаи могилевчанина и гомельчанина не единичны: с редакцией портала связалась также многодетная минчанка (среди прочих белорусов). Женщина недавно через Кыргызстан ввозила новый Geely Monjaro. Автомобиль пока на списание утилизационного сбора она не отвозила и опасается, что китайский кроссовер тоже «зависнет» на территории СВХ.

    — На минской таможне, в СВХ в Колядичах, задерживают машины из Кыргызстана с 30 апреля — без объяснения, сколько это продлится. Машин много, больше 50, а каждый день «капает» плата за хранение. Уже некоторые люди вызывают милицию, чтобы оценить правомерность удержания машин.

    — Я имею льготу, и была возможность сэкономить на растаможке автомобиля, но решили всё-таки ввозить через Кыргызстан, — уточняет белоруска. — Ввози мы с применением Указа № 140, получили бы за $35 тысяч кроссовер, который уже катался бы по Минску. А сейчас дополнительные сложности и вопросы...


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Возможно, после просмотра видео вы будете смотреть на эти работы в городе совершенно другими глазами.

    Команде предстоит сразиться на этой стадии с «Клужем» из Румынии. Их поединки состоятся 25 июля и 1 августа.

    За шесть месяцев этого года лесхозы по всей стране продали в три раза больше домокомплектов, чем за весь 2023-й.

    В актуальных поправках к закону педофилия проходит в одном пункте с наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией.

    Mark Formelle открыл в гродненском ТРК TRINITI флагманский магазин одежды.

    На протяжении всей недели будут наблюдаться колебания атмосферного давления – поэтому погода будет неустойчивая, каждый день существует вероятность кратковременных дождей.

    Все новости