Нулевая ставка таможенной пошлины на ввоз электромобилей официально вернулась в конце марта. Но только 15 июня ее регулятором стал Государственный таможенный комитет. Tochka.by узнала у соучредителя компании Greencars Алексея Мартыновского об особенностях доставки и растаможки электрокаров по льготными условиям.
Льгота заработала
Никаких дополнительных документов оформлять не нужно – растаможка нулевая для наших граждан априори. Показал белорусский паспорт, оплатил утилизационный сбор – вот и все.
Только по льготной растаможке есть ограничение на перепродажу гражданам России – частым покупателям электрокаров в нашей стране. Если же хотите сохранить такую возможность, придется заплатить прежнюю фиксированную пошлину в 15%, а на электрокары старше пяти лет – все 38%. Такая вот защита от перекупщиков из соседней страны.
А те, кто ввез электрокар, когда де-юре нулевая растаможка уже действовала, но не дождался радостного момента де-факто, может вернуть свои деньги. Для этого нужно написать заявление в региональную таможню на возврат средств.
Логистика наладилась
80% ввезенных в нашу страну электрокаров – Tesla. Восстановленные и целые машины приезжают из США.
Срок доставки – два месяца. Крюк через Грузию компании-импортеры уже не делают. Это был вынужденный маневр, когда весной из-за санкций зависли некоторые автомобили. Тогда аукционы в США заморозили белорусские аккаунты и не отгружали уже купленные машины, если видели, что они направляются в нашу страну. Но сейчас все эти неприятности импортеры уладили.
"Выход из Америки есть – оформляем автомобили на литовских юрлиц. Везем автовозами или в контейнерах", – рассказывает Алексей Мартыновский.
Лучше, конечно, везти в контейнерах: так риски, что при перегрузке повредится аккумуляторная батарея электромобиля, меньше.
Рынок наэлектризован
Беларусь вышла на лидирующие позиции среди бывших советских стран по электрификации автомобильного рынка. У нас есть толковые мастера по восстановлению электрокаров под ключ, много дешевых запчастей, развивается инфраструктура быстрых зарядных станций. И главное – богатый выбор электрокаров. Ввозили их под самые куранты – в конце 2021 года, когда заканчивался срок прошлой нулевой растаможки.
"Клиенты забирали свои автомобили на таможне 31 декабря в 15:00. Рынок сейчас переполнен электрокарами, продажи сильно упали. Если на конец года доля ввезенных нами электричек была 35%, то в начале 2022 года – всего лишь 5%", – продолжает Алексей Мартыновский.
Ценник на электрокары снижается очень медленно. Рынок долго реагирует. Но уже сейчас бестселлер – восстановленная трехлетняя Tesla Model 3 – обойдется в $25 тысяч. А это стоимость нового "Логана" или "Поло". Кто бы мог подумать о таком равенстве хотя бы год назад.
Раньше на этом «маршруте» работали машины такси, создавая видимость легальных перевозок. Теперь же чаще всего пассажиров «перехватывают» водители обычных с виду легковушек и минивэнов.
Надежный японский бренд, выгодная рассрочка на 2 года с переплатой всего 10 BYN, обвал цен до минус 15 000 BYN на Nissan X-Trail и скидка 6000 BYN на предзаказ «электрички» Ariya.