• Было 70 км, стало 700: о чем говорили в «Привалке» перед закрытием границы под Гродно

    Было 70 км, стало 700: о чем говорили в «Привалке» перед закрытием границы под Гродно
    Фото: sputnik.by, Инна Гришук

    Литва с 1 марта закрыла пункт пропуска "Райгардас" (с белорусской стороны "Привалка"), и пострадают от этого в первую очередь простые жители белорусского, а также польского и литовского приграничья. Именно об этом говорили люди, которые ехали через "Привалку" накануне закрытия литовского ПП, пишет Sputnik.

    Кто-то рассуждал, что пора завязывать с кочевой жизнью на две страны и начать работать не в Польше или Литве, а в Беларуси или ехать на заработки Россию. Кто-то подсчитывал, на сколько километров и часов ожидания в очереди на границе увеличится дорога в Европу. Свое непонимание и недовольство выражали как белорусы, так и европейцы.

    Поездка в Литву подорожала в десять раз

    "Как я отношусь к закрытию пункта пропуска "Райгардас" литовцами? Очень плохо. Я литовец, жена у меня белоруска. Мы уже 15 лет живем на две страны. Одна половинка семьи здесь в Гродно, вторая – в Литве в Друскининкае. И нас сейчас разъединяют. Мы с женой часто ездили в Гродно, у нее мама – инвалид, ей часто нужна наша помощь. Всегда дорога занимала мало времени. А теперь представьте, какой придется делать круг, чтобы ездить через Шальчининкай? Сейчас в одну сторону 36 километров, а станет все 350, а туда и обратно – 700 километров", – говорит в сердцах литовец Донатос, который находился в очереди на въезд в Литву в пункте пропуска "Привалка".

    Пункт пропуска Привалка перед закрытием границы - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2024

    Мужчину больше расстраивает даже не то, что транспортные расходы на поездки из Друскининкая в Гродно вырастут в десять раз, а то, сколько времени придется на это тратить. Он убежден, что очереди для легковушек в оставшихся двух на белорусско-литовской границе пунктах пропуска вырастут очень сильно.

    "Мы не считаем топливо, в Беларуси оно дешевле, чем у нас. Хотя по деньгам тоже станет дороже ездить. Сегодня мы больше суток ждем, чтобы попасть в Литву, а сколько будем стоять в следующую поездку. Может двое суток, а может больше", – добавляет мужчина.

    Его супруга Людмила поясняет, что им, как и раньше, придется ездить в Гродно довольно часто, так как ее мама тяжело больна, не может вставать с кровати. Ей нужен уход, нужно привозить лекарства. Кроме того, у женщины в Беларуси живет сын, недавно родилась внучка. В то же время в Литве не менее важная часть ее жизни – супруг, семья, дом.

    "Как теперь жить, если стало сложнее простым людям ездить через границу и общаться по-семейному. У них же в Европе демократия, должны делать лучше для людей, а они только сложности делают, закрывая границу", – говорит Людмила.

    Решение литовских властей называют ошибкой

    Пункт пропуска "Привалка-Райгардас" в последний год был единственным работающим пунктом пропуска на границе с ЕС, который находится в непосредственной близости с Гродно. Литовскую границу и областной центр разделяют чуть более тридцати километров.

    "В хорошие времена, когда литовская граница работала нормально, было нормой съездить вечером в аквапарк Друскининкая, в литовский ресторан на цепеллины или просто в дьюти-фри. Проезд границы мог занять меньше часа", – с ностальгией вспоминает женщина из очереди.

    Пункт пропуска Привалка перед закрытием границы - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2024

    Правда, в последние годы время ожидания сильно выросло. Второй ближайший к Гродно пункт пропуска "Кузница" (ПП "Брузги" в Беларуси) польская сторона закрыла больше двух лет назад, а "Бобровники" (ПП "Берестовица") – год назад. После этого маршруты горожан, желающих проехать в Польшу, стали проходить именно через "Привалку".

    "Почему я, литовец, теперь должен ехать больше 300 километров, чтобы в Беларусь попасть? В нашем правительстве кто додумался до такого – закрывать границу? Я еще очень надеюсь, что найдутся умные люди, которые ее откроют. Я недоволен таким решением, литовцы недовольны", – в сердцах говорил мужчина по имени Арунас, который подъезжал к пограничному шлагбауму белорусов перед нейтральной полосой.

    "Теперь проезд границы станет еще более неудобным. Эта граница и так была проблемная, особенно этот пункт пропуска, очереди нескончаемые. Теперь придется ехать в другие пункты пропуска, там очереди станут еще больше", – рассказывает минчанин Алексей, который направлялся на работу в Европу и стоял в очереди на границе в ста метрах от нейтральной полосы.

    Он часто пересекает границу в пункте пропуска "Привалка". По его наблюдениям, в последний год в среднем время проезда границы занимало 10-12 часов, а при плохом раскладе – 18-20.

    Проезд границы сравнивают с мучениями

    "Сегодня у меня рекорд по времени ожидания. Уже 25 часов ждем, а даже из Беларуси не выехали. Передо мной машин немного, но я не уверен, что сегодня попаду в Литву. Литовцы могут сразу 10 машин пропустить, а могут и ни одной. Мы здесь на одном месте стоим без движения восемь часов. Литва не запустили ни одной легковушки. Не буду лукавить - дело только в них, они специально не пропускают машины", – отметил Алексей.

    Его слова подтвердил мужчина, который въезжал в Беларусь из Литвы и видел обстановку на литовской стороне границы.

    "Литовцы очень активно оформляют всех, кто едет из Литвы в Беларусь, это в основном белорусы, мы им там не нужны. А очередь на въезд в Литву оформляют очень медленно, как будто специально тормозят", – поделился наблюдениями путешественник.

    Для путешественников проводить по 10-12 часов и более на территории пункта пропуска и перед ним в ожидании въезда на территорию Литвы – испытание не из легких. Все время приходится находится в машине. ПП "Привалка" не подключен к электронной очереди, рядом нет специальной стоянки зоны ожидания машин, кафе, магазина и санузлов. Люди ждут практически в лесу и без минимальных удобств. Строительство такой стоянки началось только в начале февраля, за месяц до закрытия литовцами сопредельного ПП "Райгардас"

    По словам Алексея, он очень сомневается, что литовская сторона как-то улучшит работу и вряд ли станет пропускать больше машин на оставшихся двух пунктах пропуска.

    "Все готовятся к худшему. Очереди станут еще длиннее, время ожидания еще дольше, и это будет доставлять неудобства в первую очередь простым людям. Но я уже сильно не переживаю по этому поводу, потому что планирую начать работать в Беларуси. Еще пару раз проеду через границу, отмучаюсь, а потом завяжу с этими заработками", – добавил собеседник.

    Вместо Литвы – на заработки в РФ

    Еще один путешественник, пожелавший не называть свое имя, ехал на велосипеде из Литвы в Беларусь. Вез большую сумку и внушительных размеров поклажу. Он поделился, что вывозит из Литвы личные вещи, пока есть возможность сделать это по самому короткому маршруту.

    "Теперь придется ехать работать не в Литву, а в Россию. Конечно, теперь будет неудобно в Литву из Гродно ездить”, - отмечает собеседник.

    Пункт пропуска Привалка перед закрытием границы - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2024

    Дело в том, что с 1 марта литовская сторона запретила въезд в пункты пропуска велосипедистам. Многие литовцы и белорусы пользовались такой возможностью, так как это был самый быстрый способ проехать границу. Они могли, минуя длинную очередь на въезде в пункт пропуска, ехать сразу к шлагбауму, а затем – к окошкам оформления.

    Но в последние месяцы литовская сторона ввела для велосипедистов новые правила. Их обязали становиться в общую очередь с машинами.

    Днем 29 февраля перед литовским шлагбаумом на въезде в ПП "Райгардас" скопилось пару десятков велосипедистов, которые вместе с машинами ждали зеленого света много часов.

    Сделали плохо людям

    Белорусский таможенный контроль на въезде в Беларусь ждал мужчина на автомобиле, рассказал, что у него пересечение границы заняло около 15 часов.

    "Знаете, никто не понимает, почему литовцы решили закрыть два пункта пропуска. Чем они обосновывают? Что большое скопление машин, напряженность на границе? Так они сами же ее создают, сами же медленно работают и не пропускают транспорт. Никто, даже литовцы, не видят логических причин", – говорит мужчина, он белорус, работает в польских Сувалках, просит его не фотографировать, чтобы не иметь проблем с работодателем.

    Пункт пропуска Привалка перед закрытием границы - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2024

    По его словам, раньше ему требовались сутки, чтобы приехать домой из Польши. Теперь двое или трое – еще не известно.

    "Кого ни спроси - многие едут через "Привалку" в Польшу, многие на заработки. В Литве много белорусов работает потому, что литовцы в Европу на заработки уезжают. Они людям, которые в их стране работают, делают плохо. Кто-то может и не захочет так ездить. Из этого точно ничего хорошего не будет", – заключил собеседник.

    За два месяца – 1800 безвизовых туристов

    По информации пограничников, пункт пропуска "Привалка" был самым загруженным пунктом на белорусско-литовской границе, он неизменно пользовался спросом у всех категорий граждан, пересекающих государственную границу.

    "После закрытия польской стороной пунктов пропуска "Кузница" ("Брузги" со стороны Беларуси) и "Бобровники" ("Берестовица") в пункте пропуска "Привалка" было разрешено пользоваться правом безвизового въезда в нашу страну, наряду с гражданами Литвы и Латвии, также гражданам Польши. За первые два месяца года в пункте пропуска "Привалка" воспользовались этим правом порядка 1800 иностранных наших гостей", – сообщила официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич.

    Литовцы, поляки приезжали в Беларусь к родственникам и друзьям. Кто-то – с туристической целью или за покупками, кто-то – чтобы проведать могилки родителей или бабушек и дедушек. Всем очень нравилась возможность приехать в Беларусь без визы.

    Еще одна категория безвизовых туристов – это жители литовского приграничья, получившие возможность привозить из Беларуси дешевое топливо.

    Из Польши в Литву – через белорусскую заправку

    Внимание журналиста привлек небольшой автобус на литовских номерах. В автобусе только два человека, на лобовом стекле – табличка "Друскининкай-Августов".

    Мужчины из автобуса – литовец и поляк – соглашаются поговорить. Рассказывают, что их автобус туристический, есть договор с белорусской фирмой.

    "Мы должны въезжать в Беларусь пустые, а обратно можем пассажиров – туристов везти. Сегодня здесь пересечем границу, а назад поедем через "Бенякони". В Гродно съездим, может на автовокзал заедем, людей возьмем", – говорит поляк.

    На замечание, почему маршрут из польского Августова в литовский Друскининкай пролегает через белорусские "Привалку" и Гродно, водитель автобуса меняет табличку с надписью "Августов" на табличку "Туристический". После этого признается, что заправка – обязательная остановка на белорусской части маршрута.

    Пункт пропуска Привалка перед закрытием границы - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2024

    "Они почти каждый день здесь границу пересекают. Всегда в автобусе только два человека – водитель и гид. Пассажиров у них мы ни разу не видели. Заедут в Беларусь, а через несколько часов обратно", – объясняют пограничники.

    Литовцы остановили работу раньше

    Сопредельный с "Привалкой" пункт пропуска "Райгардас" должен был закрыться в полночь 1 марта, это час ночи по белорусскому времени. Днем четверга в "Правилках" уже не было грузовых машин, так как в ночь накануне закрытия литовцы оформили более 60 фур, это более чем в два раза больше чем обычно. Часть фур переехала в другие пункты пропуска. В Литву направлялись только легковые машины и автобусы.

    Еще днем в очереди ходил слух, что литовцы могут остановить запускать к себе машины намного раньше – в 17 или 18 часов. Это вызывало дополнительные волнения. Официально информации о точном времени закрытия у белорусских пограничников не было, так как литовская сторона не дала такой информации.

    "Будем стоять до конца, не поворачивать же обратно. Вдруг повезет и нас успеют оформить, может литовцы быстрее начнут работать в последние часы. А если уже не пустят, поедем в другой пункт пропуска", – говорил мужчина из очереди на въезд в Литву.

    Литовские пограничники в пункте пропуска "Райгардас" прекратили запускать транспорт в 22:30 по белорусскому времени – 21:30 по литовскому. То есть на два с половиной часа раньше, чем наступило 1 марта.

    Спустя сутки очередь в Евросоюз со стороны Беларуси выросла почти до 2 тысяч фур и легковушек

    Очередь из 1750 большегрузов и легковых автомобилей сохраняется на границах Беларуси с сопредельными странами Европейского союза об этом свидетельствуют данные белорусского Погранкомитета.

    В двух действующих погранпереходах – "Каменный Лог" и "Бенякони" – в очереди стоят 1350 грузовиков, это намного больше, чем было утром в пятницу (1180 фур).

    Самая большая отмечается в пункте пропуска "Каменный Лог", там в субботу утром находится уже более 680, днем ранее в утреннее время там было 600 грузовиков. В "Беняконях" сейчас стоит 670, в пятницу было 580 машин.

    На границе Беларуси и Латвии также увеличивается очередь. В пятницу утром более 310 фур пытались пересечь границу через пункт пропуска "Григоровщина", сегодня - 370.

    Что касается польско-белорусской границы, то в пункте пропуска "Козловичи" очередей из большегрузов нет. Вместе с тем, на границе Беларуси с Польшей отмечается небольшая очередь из легковушек - 30 машин стоят в ПП "Брест".

    На границах Беларуси с Литвой и Латвией очередей из легковых автомобилей не наблюдается.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Казалось бы, классическая история. Соседи в промежутке с 23:00 до 7:00 начинают какую-то вакханалию и не дают спать. Есть рецепт, чтобы их успокоить.

    Четырехэтажный кирпичный дом на Дарвина, 16 возвели в 1959 году. На третьем этаже там продают трехкомнатную квартиру общей площадью 81,6 м².

    Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).

    По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.

    Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?

    Своими действиями мужчина ставил семью в тяжелое материальное положение. Факт злоупотребления им алкогольными напитками подтвердили родственники.

    Проектом предусматривается реконструкция под помещение по оказанию услуг в сфере общественного питания, а также предоставление гостиничных услуг.

    Все новости