• В режиме ожидания: жители Подкрыжак в Гродно ждут сноса, которого не хотят

    Более десяти лет жители частного сектора на пересечении улиц Брикеля и Тавлая живут на чемоданах. На месте их домов хотят построить высотки. Но уезжать отсюда не собираются и даже отстаивают права в суде. К ним в гости на прошлой неделе отправились журналисты «Вечернего Гродно».

    Раньше это была деревня Подкрыжаки, сейчас — окраина города с десятком частных домов и пустующим зданием бывшей ветлечебницы. После прокладки  кольцевой развязки в 2011 году здесь хотели строить банно-оздоровительный комплекс, как на Вишневце, или крытый бассейн по типу футбольного манежа в Пышках.

    В 2019 году жильцы получили извещения о предстоящем сносе — участок в четыре с половиной гектара планируют застроить многоквартирными домами до девятнадцати этажей.

    «Костьми лягу, но не уеду»

    Пенсионерка Александра Иосифовна живёт тут более сорока лет. Её дом находится у транспортного кольца и огорожен высоким бетонным забором.

    Женщина рассказывает, что их «сносят» в третий раз. Впервые об этом заговорили в 1986-м. В 2011 году при строительстве развязки независимая экспертиза оценила дом пенсионерки в 125 тысяч долларов и ей предлагали переехать в социальный дом на улице Костюшко.

    — Мы отказались. Тот дом показался страшным: колючая проволока, рядом собачий питомник воинской части. Потом нам сказали, мол, оставайтесь, живите, благоустраивайтесь, никто вас не тронет. Муж на трёх работах трудился, чтобы сделать ремонт! — вспоминает женщина.

    У неё участок тринадцать соток, летняя кухня, гараж, баня, много деревьев, кустов и цветов. Есть все коммуникации, но вместо канализации выгребная яма. Муж пенсионерки умер, с ней живёт дочь с двумя детьми. Женщина переезжать не собирается:

    — Ехать в социальную квартиру не хочу — избавьте на старости лет от такого удовольствия. Здесь нравится моим внукам, они любят тут проводить время. Костьми лягу, но не уеду.

    «Когда узнали, плакали навзрыд»

    В соседнем доме живут молодые супруги Андрей и Наталья. В своё время они сделали капитальный ремонт — заменили окна и двери, обновили электрику, выровняли стены, установили новый котёл за 800 евро. В доме, который принадлежал бабушке Андрея, а потом его матери, пара живёт около пяти лет. Три года назад также получили извещение о сносе.

    — Когда узнали, плакали навзрыд. Было жалко и потраченного времени, и денег, ведь экономили как могли, во всём себе отказывали, каждую копейку тратили на стройматериалы, — признаётся Наталья.

    В доме есть все коммуникации. Для двух маленьких детей Андрей сделал огромный бассейн. Хозяйственная Наталья посадила кусты с ягодами и разбила палисадник с огородом. Есть сарай и хозпостройка.

    По словам Андрея, почти все жители района против сноса. За только одинокая бабушка, у которой в доме нет никаких удобств и терять ей нечего.

    — Мы столько труда и денег сюда вложили! Говорят, нам предложат социальное жильё, но вряд ли кто-то согласится переезжать. Мы хотим жить здесь, — резюмировал глава семейства.

    Отстояли права в суде

    Светлана родилась на улице Тавлая и сейчас навещает здесь своего пожилого отца. Она тоже против. По её словам, переезд в социальное жильё или другое место папа, которому семьдесят восемь, не выдержит. Женщина отмечает, что разговорам про снос не одно десятилетие, но уведомили жильцов об этом только в 2019 году.

    — По закону, в извещении о сносе частного дома в качестве компенсации должны предлагать три варианта — квартира, деньги либо равноценный по размеру и условиям жилой дом. Но в нашем не было последнего пункта. Мы подали коллективный иск, чтобы его прописали, и нам удалось этого добиться, — признаётся женщина.

    Жильцы придерживались такой позиции: новый дом им не нужен, но если есть в продаже дома с аналогичной стоимостью, то застройщик мог бы купить, поясняет Светлана. Сейчас же остаются в ситуации неопределённости. С момента получения извещения прошло более двух лет, а нового ещё не поступало.

    Первая на снос — бывшая ветлечебница

    Недавно стало известно, что землю на улице Тавлая снова выставляют на аукцион. Правда, не весь частный сектор, а лишь небольшой участок площадью 55 соток, на котором стоит ветлечебница. Предлагается возвести многоквартирный жилой дом. Готовится документация, аукцион пройдёт в течение этого года.

    Как рассказали в управлении строительства, архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома, согласно генплану Гродно пересечение улиц Брикеля и Тавлая должно быть использовано под многоквартирную жилую застройку. Пока решено ограничиться участком с ветлечебницей.