На национальном правовом портале завершилось общественное обсуждение изменений в правила дорожного движения. Больше всего новшеств предлагается для тех, кто ездит на электросамокатах и велосипедах. По данным МВД, количество ДТП с их участием выросло на 70%. В ведомстве считают, что изменение ПДД во многом улучшит эту статистику. Office Life посмотрел, что по поводу новых правил думают рядовые белорусы и бизнес, который работает в сфере средств персональной мобильности.
самокатчиков хотят приравнять к водителям. В законопроекте есть определение средства персональной мобильности. Его основная характеристика — ограничение скорости в 25 км/ч. Если условный самокат будет разгоняться свыше этой скорости, его будут считать механическим транспортным средством. А значит, его нужно будет регистрировать и проходить с ним остальные процедуры для участия в дорожном движении;
водителям средств персональной мобильности запретят кататься в пешеходной зоне, обозначенной специальными знаками;
водителей самокатов и велосипедистов обяжут спешиваться на пешеходных переходах и велопереездах;
ездить на электросамокатах смогут лица старше 14 лет. Моложе — только в присутствии взрослых;
кроме того, предлагается запретить ездить на электросамокатах вдвоем.
«Чтобы самокатчики не ехали на красный, нужно перестать списывать деньги, когда самокат стоит»
Большая часть комментариев на форуме касается вопроса о том, нужно ли спешиваться на пешеходных переходах тем, кто едет на велосипеде, самокате и прочих средствах персональной мобильности. По мнению комментаторов, это правило существенно снижает мобильность велосипедиста и мешает развитию велодвижения.
Впрочем, некоторые пользователи думают, что и требование спешиваться никак не защитит от лихачей, «вылетающих на переход, не глядя, на полной скорости», а только «создаст неудобства для порядочных велосипедистов и эспээмщиков». И считают, что достаточно правила, по которому нужно снизить скорость до уровня пешехода.
Когда речь идет о пользователях самокатов, мнение меняется: «Шеренгисты не снижают скорость, проезжая пешеходные переходы, часто едут на красный свет». Комментаторы на форуме считают, что основная причина этого — «денежка капает». А оптимальное решение в этой ситуации — «не списывать деньги, когда шеринговый самокат стоит». По их мнению, тогда это не будет провоцировать самокатчиков гнать через переход или ехать на красный.
«Большинство СПМ разрешать только с 16 лет»
Часть предложений касается классификации средств персональной мобильности. Некоторые пользователи предлагают отнести к ним лишь самые простые самокаты и трехколесные электроскутеры с низкой скоростью, так как их в основном используют пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.
При этом остальные СПМ предлагают отнести к категории «мопед» и «мотоцикл» с правом управлять ими только с 16 лет при наличии водительского удостоверения соответствующей категории.
«Ограничение скорости 25 км/ч — это фактически запрет для моноколес»
Многие пользователи высказывались по поводу ограничения скорости в 25 км/ч. Некоторые считают, что проект закона фактически предлагает запретить использование моноколес, так как ограничение скорости в 25 км/ч входит в противоречие с требованиями безопасности для них. Предложение: вынести моноколеса в отдельную категорию СПМ, на которую не будет распространяться требование по ограничению скорости.
Также комментаторы считают, что требование ограничения конструктивной скорости не учитывает возможные сценарии использования и владения СПМ. По мнению пользователей, это фактически нарушает права собственности, так как ограничение скорости не позволит полноправно владеть и распоряжаться своим имуществом. Мол, требование к скорости ограничит тысячи пользователей СПМ, которые купили их, не зная об изменениях в ПДД. Решение: ограничить возраст и установить ограничение скорости. Его можно настроить, например, в приложении для электросамоката.
Кроме этого, некоторые пользователи обращают внимание, что ограничение скорости не учитывает габариты СПМ и не решает проблему с ДТП. Например, некоторые самокаты могут иметь ограничение скорости в 25 км/ч. При этом их габариты будут как у мотоциклов. Соответственно, при передвижении по тротуарам они могут представлять большую опасность при наезде на пешехода даже на небольшой скорости.
Были на форуме и предложения по работе кикшеринга. Часть пользователей предлагает разрешить их аренду только совершеннолетним. Есть и более радикальные предложения. Например, один из пользователей предлагает запретить работу кикшеринга, если на его самокатах совершили больше всего ДТП, потому что «человека, который арендует электросамокат, не проверяют на вменяемость и навыки вождения».
«Нулевая терпимость к нарушителям». Что о новых ПДД думает бизнес?
Зато практически никто из обсуждающих проект на правовом форуме не высказывается по поводу езды вдвоем на одном электросамокате. Видимо, эта проблема волнует только владельцев кикшерингов и ГАИ.
— Правилами нашего сервиса поездки вдвоем категорически запрещены, так как относятся к одним из самых опасных сценариев использования самокатов, — рассказывает в комментарии Office Life генеральный директор Whoosh в Беларуси Александр Каледа. — Мы знакомим каждого пользователя с правилами перед началом использования сервиса и регулярно напоминаем о них.
Впрочем, некоторых пользователей это не останавливает. Специально для борьбы с ними Whoosh разработал технологию «Антитандем». Она определяет число человек на самокате и препятствует поездкам вдвоем. По словам Александра, сейчас ее активно тестируют. Это не единственная мера воздействия на таких пользователей.
— Если наша служба поддержки получает запрос от свидетелей нарушения или компетентных органов, мы проверяем и принимаем меры: штрафуем или блокируем.
Что касается спешивания на пешеходном переходе, то в Whoosh также поддерживают это предложение.
— В том, что это самый безопасный способ, мы убедились, работая во многих городах России, где такое правило уже закреплено в ПДД. Мы сами просим наших пользователей спешиваться и после обновления ПДД в Беларуси планируем больше говорить об этом в наших образовательных программах, соцсетях и в приложении.
Однако на дорогах есть не только шеринговые, но и частные устройства. В компании считают, что нужна фото- и видеофиксация, которая помогла бы верифицировать ситуации, когда пользователь не спешился.
Что касается запрета ездить в пешеходной зоне, обозначенной специальными дорожными знаками, в приложении Whoosh уже и так выделены специальные медленные зоны.
— При въезде в них скорость самоката снижается автоматически, чтобы не мешать пешеходам. Также есть запрещенные зоны — там самокат вообще остановится, кстати, тоже автоматически. Контроль скорости — ответственность пользователя, поэтому со своей стороны мы его подстраховываем.
А вот на скорость устройства, принадлежащего пользователю, таким способом повлиять невозможно. В компании считают, что запрет на передвижение СПМ в пешеходной зоне должен распространяться именно на них. При этом скорость движения шеринговых самокатов в таких зонах предлагают ограничить до 15 км/ч при сохранении медленных зон с более низким порогом.
— В Минске довольно развитая велоинфраструктура, но ее все еще недостаточно, чтобы совсем вытеснить самокаты с обширной сети пешеходных дорожек. Шеринговый самокат зарекомендовал себя как востребованный транспорт, и ограничение его скорости до 15 км/ч в загруженных пешеходных зонах позволит соблюсти баланс комфорта для пешеходов и удобства для пользователей СПМ.
Что касается парковок, то в Whoosh работают по модели «виртуальных парковок»: начать и завершить поездку на самокатах можно только в особых точках, отмеченных в приложении.
— Мы контролируем правила парковки: в городе круглосуточно работают сервисные команды, которые переставляют самокаты, если они припаркованы неудачно.
Но, по словам Александра, в Минске работают и другие модели парковки, по которым, например, можно оставить самокат где угодно, даже перед подъездом жилого дома.
— С нашей точки зрения, это неправильно, так как мешает жителям, родителям с колясками, пожилым людям. Мы заботимся об удобстве и комфорте всех горожан и считаем, что самокаты должны стоять там, где не мешают движению пешеходов и транспорта.
В целом в Whoosh приветствуют намерение МВД усовершенствовать правила с учетом потребностей всех участников дорожного движения. При этом считают, что они не повлияют на бизнес компании.
— Изменения в первую очередь отразятся на пользователях частных средств персональной мобильности, потому что большинство предложенных правил и требований уже давно работают на шеринговых устройствах. Большинство из нововведений уже долгое время являются частью политики сервиса Whoosh. К нарушителям ПДД у нас нулевая терпимость. Они составляют малую часть пользователей СПМ, но влияют на репутацию всей индустрии.
Жительница Гродненской области пошла в лес с сыном и нашла большую поляну боровиков. Это событие так обрадовало женщину, что она не сдержала слез счастья.
Уникальные сооружения уже пытались пристроить в сентябре этого года за 600 тысяч рублей. Но, увы, комплекс зданий с общей площадью около 4 тысяч квадратных метров так и не нашел нового хозяина.
Женщине вынесены административные санкции в виде штрафа в размере 7 базовых величин и лишение водительских прав сроком на 4 месяца. Водитель вину признала и прокомментировала свой поступок.