Блог Гродно s13

Продавал автозапчасти, теперь «повелевает» пчелами: репортаж с пасеки под Гродно

Блог Гродно s13.ru продолжает серию материалов про гродненских фермеров. Интервью с гродненским пчеловодом Александром Реверой мы планировали давно, но ждали, когда зацветут медоносы – тогда работу пчел можно увидеть, что называется, в полной мощи.

Перед встречей с пчелиными семьями по телефону получаем от пчеловода указания: надеть светлую хлопковую одежду, никакой косметики и парфюма. Александр выдает нам специальную униформу: рубашку с плотными манжетами и воротником, чтобы ни одна пчелка не проникла вовнутрь, и колпак на голову с сеткой. Вдобавок предлагает нам надеть длинные перчатки, чтобы уже наверняка без эксцессов.

Рапсовое поле с пчелиными ульями находится под Гродно. Пятьдесят четыре небольших пчелиных домиков расположились на проселочной дороге. Уже издалека по жужжанию понимаем, что жизнь здесь кипит. Своя жизнь – пчелиная и с привкусом меда.

 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ПАСЕКА РЕВЕРА (Grodno, Belarus) (@honey_revera)

Александр смело входит в самую гущу пчелолета. У нас смелости, признаемся, было поменьше.

- Спокойно проходите, не паникуйте, не совершайте резких движений, - дает советы пчеловод.

Мы, следуя его рекомендациям, входим в точёк (часть пасеки, вывезенная в определенное место для медосбора) . Нас оглушает массовое жужжание. Сначала оно пугает, потом – привыкаешь. Мы останавливаемся около одного из домиков. С виду похож на кукольный. Александр снимает крышку и достает оттуда один корпус с медовыми рамками.

- Так, здесь еще соты не запечатали. Видите, только наполовину? Вот в этих сотах мед. Там, где сверху есть белое восковое покрытие, значит, мед зрелый – пчелы его запечатали.

В этом домике трудится пчелиная семья из 60 тысяч пчел. Здесь есть пчела-матка, трутень и рабочая группа пчел. Матку заметно невооруженным глазом – она и больше в размерах, да и повадки у нее отличаются от других. Судьбе трутня, основная функция которого оплодотворить матку, особо не позавидуешь. Осенью его из улья выгоняют – он слишком много ест меда. С рабочей семьей пчел все понятно – они летают и добывают мед. За сезон из одного такого домика можно добыть более 50 килограмм меда. Но для этого надо постараться и пчеловоду, и пчелам.

- Пчела должна работать. Иначе она начнет роиться. Для этого она заложит специальные маточники. А потом матка с основной рабочей группой улетит в другое место. И пока новые матки вновь поднимут силу семьи, медосбор уже закончится. Поэтому я должен контролировать, чтобы маточников здесь не было. Или доставлять дополнительные корпуса, чтобы им было больше места.

В медовый бизнес Александр пришел в 2014 году. До этого он продавал автозапчасти. А еще раньше закончил военное училище. Почему остановился на пчеловодстве, Александр не задумываясь отвечает:

- С пчелами проще, чем с людьми. Здесь ты работаешь - получаешь и удовольствие, и деньги. Смотрите, смотрите – видите, пчелка новая рождается? - говорит Александр, показывая нам на маленькую ячейку.

Из нее пробивается крохотное сизое тельце. Пару секунд - и по сотам уже передвигается новая пчела:

- Она еще не такая активная как остальные, да и окрас ее выдают, она еще пушистенькая слегка, - пчеловод не боясь трогает ее пальцами, отодвигая от нее остальную пчелиную семью. – Ей нужны силы, чтобы окрепнуть.

Александр – пчеловод-самоучка. Всю информацию черпал из книг, интернета. Помогали и советы опытных пчеловодов.

- Если правильно и грамотно работать, можно заработать себе на достойную жизнь. Магнатом, конечно, не станешь, но заработать можно.

Всего у Александра около 120 семей на различных пасеках. Мед у гродненца сортовой – это значит, что каждая семья собирает мед с определенных растений. Первый мед пчелы приносят в мае – обычно он с ивы. Последний мед, как правило, в сентябре – вересковый.

- С одного медового корпуса я откачиваю до 15 килограмм меда. Откачиваем, как правило, всей семьей, - говорит Александр, держа в руках одну из частей «домика».

К слову, Александр использует такую конструкцию, которая позволяет получать мед без «химии»:

- Пчел ведь тоже нужно лечить. Но благодаря тому, что пчелиное гнездо отделено специальной решеткой от медовых корпусов, я имею возможность откачивать мед необрабатываемых медовых рамок. Мед остается абсолютно экологически чистым.

За раз пчела может пролететь в поисках медоноса до пяти километров. Но всегда возвращается обратно и строго в свой улей. Такое ощущение, что каждая из них обустроена своим личным навигатором.

- Это только кажется, что движения у них хаотичные. На самом деле, они четко знают, куда им нужно двигаться. Вот давайте понаблюдаем за определенной пчелой, - проводит небольшой эксперимент Александр, держа в руках медовую рамку с пчелами. – Вот она идет, потом я на 180 градусов поворачиваю корпус. Что делает пчела? Она поворачивается и продолжает идти в заданном ею раньше направлении.

Несмотря на то, что медосбор длится с мая по сентябрь, работать Александру приходится круглый год. Осенью он кормит и лечит пчел, готовит пасечное оборудование к новому сезону. Зимой контролирует, чтобы все шло по плану.

На своей пасеке под Гродно Александр проверил улья. Где-то убрал маточники, где-то добавил дополнительные корпуса. В следующий раз соты уже будут запечатаны, а это значит, что мед можно будет уже откачивать.

Вопросом реализации своего продукта Александр занимается лично – продает в розницу на различных торговых выставках и ярмарках. К слову, мед гродненского пчеловода Ревера можно приобрести на гродненском фермерском фальварке – мужчина постоянный его участник.  


Перепечатка материала запрещена без письменного разрешения редакции.

Категории: фермеры, гродненцы, бизнес, мед, интервью