• Стоим больше, чем едем: как белорусские грузоперевозчики выживают в километровых очередях

    Стоим больше, чем едем: как белорусские грузоперевозчики выживают в километровых очередях
    Фото: sputnik.by

    В 2023-м сфера грузоперевозок столкнулась с чередой потрясений. На протяжении года страны ЕС закрывали на границе с Беларусью пункты пропуска. Так, в феврале Польша приостановила движение на погранпереходе "Бобровники" на границе с Гродненской областью, в августе закрылись два ПП на белорусско-литовской границе "Видзы" и "Лоша" , а в сентябре этот список пополнили белорусско-латвийские "Урбаны".

    Из-за ограничительных мер в других пунктах пропуска выросли километровые очереди. Осложнили логистику и запреты на въезд в страны ЕС машин с российскими и белорусскими номерами.

    Сложившаяся ситуация не добавляет оптимизма ни руководителям транспортных компаний, ни водителям. Первые меняют отлаженные схемы и логистические цепочки, а вторым приходится неделями простаивать в "колейке".

    Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева поговорила с представителями сферы грузоперевозок о том, как новые условия отразились на их работе и заработках.

    Поляки штрафуют, а немцы бесплатно кормят

    Валентин живет в Мозыре и работает в белорусской транспортной компании, специализирующейся на доставке опасных грузов. Мужчина признается, что после того, как в этом году ЕС запретил импорт некоторых опасных грузов из России, объемы поставок существенно просели.

    "В этом году мы работали только по неделе в месяц. Такого никогда не было. Обычно сезон у нас начинался в марте, и мы работали нон-стоп до ноября. В этом году все по-другому. Конечно, мы все расстроены", – рассказал Валентин.

    Очереди на литовско-белорусской границе - Sputnik Беларусь, 1920, 14.12.2023

    Пожаловался собеседник и на длинные очереди. По его словам, сложнее всего проходить польско-белорусскую границу. В своем последнем рейсе он выезжал из Словакии в Польшу, где простоял 12 дней в 53-километровой очереди.

    "Польские полицейские вообще же творят чудеса. На каждом перекрестке до границы они стоят, и если выполз где-то со стороны – влез без очереди тайными путями, то оттуда будет возврат. Либо если ты объезжаешь "колейку", по их мнению, незаконно, то могут дать штраф 500 злотых и в конец очереди направить", – поделился наблюдениями Валентин.

    Кроме этого, добавил собеседник, раньше водители могли отогнать фуру на обочину дороги Р-68 примерно в 5 километрах от белорусской границы и ждать там своей очереди. Теперь этого сделать нельзя – поляки забетонировали дорогу и никого туда не пускают.

    По словам мужчины, пока одни вставляют палки в колеса, другие стараются всячески помочь застрявшим на границе водителям. Например, немцы приезжают на своих микроавтобусах и привозят бесплатно еду и воду. Самые совестливые грузоперевозчики и те, у кого есть деньги, не берут продукты волонтеров, а просят завезти их в магазины.

    Машины стоят, водители в ожидании работы - Sputnik Беларусь, 1920, 14.12.2023

    "В Бяла-Подляске они приезжали и дежурили постоянно. Я там познакомился с казахским немцем, он очень хорошо говорил по-русски. Разговорились с ним, и он признался, что в свой выходной решил помочь нам. Вот такие они молодцы", – заулыбался Валентин.

    Борщ на 5 литров и тик-ток

    Опытный водитель уже привык к тому, что теперь любой рейс – это лотерея, и одному Богу известно, на сколько дней он растянется. Поэтому мужчина запасается в дорогу продуктами и обязательно берет мультиварку. Особенно вкусным у него получается борщ. Варит его на 5 литров и угощает коллег.

    Валентин признается, что коротать время в "колейке" – тяжело морально и иногда сдают нервы. Но многие приспосабливаются и находят себе занятие: некоторые учат языки, другие сидят в тик-токе, а кто-то ремонтирует машину.

    Нынешняя ситуация сказалась и на зарплате. Если раньше, когда Валентин работал по Европе, ему платили 85 евро в сутки, то сегодня – 65 евро.

    "И то, это если ты едешь, а если стоишь, то уже и этого не хотят платить. В общем, кто как мутит, но, конечно, упала зарплата. Сейчас мы сидим в ожидании работы", – заключил собеседник.

    Рейс длиной в 18 000 километров

    У борисовчанина Евгения, работающего на казахстанскую компанию, посуточная ставка и на ее размер, по словам мужчины, не влияет, едет он или стоит. Главное – соблюдать режим труда и отдыха, при котором он 9 часов должен находиться в дороге.

    "Я начинал работать в белорусской компании. Последние несколько лет езжу на казахстанских номерах. Сегодня в этом есть большой плюс, так как я свободно пересекаю границу: не нужно делать перецепку груза, как это делают водители белорусских и российских фирм", – рассказал собеседник.

    За каждый рейс мужчина преодолевает расстояние в 15-18 тысяч километров. Из них примерно только три-пять тысяч приходится на европейские страны. Евгений отмечает, что это связано с тем, что поток на Европу стал гораздо меньше – в основном, грузы идут в страны Азии и Россию.

    Очереди большегрузов в пункте пропуска Берестовица - Sputnik Беларусь, 1920, 14.12.2023

    В данный момент Евгений находится в Минске – ждет, пока его машину отремонтируют, после чего отправится на выгрузку в Чехию. В Беларусь он попал через ПП "Берестовица", где простоял в "колейке" шесть дней. Водитель уже смирился с тем, что теперь везде нужно больше стоять, чем ехать, но считает, что польская таможня могла бы работать более эффективно.

    "Поляки очень медленно оформляют, много лишних бумажек. Они придираются к грузу, топливу, самому человеку. Вот, например, в баке должно быть не больше 650 литров топлива, хотя он может вмещать гораздо больше. Для чего они это делают? Для того, чтобы мы покупали топливо у них", – возмущается водитель.

    "Помощь" за 300 долларов

    Евгений называет мифом, что якобы очереди есть только на границе ЕС с Беларусью. По его словам, они есть везде, в том числе в Азии и Европе. Однажды он простоял на растаможку под Берлином 21 день. Тогда в Германии был государственный праздник и пограничная служба не работала.

    "Русскоговорящая полиция привозила и подкармливала нас морепродуктами и шоколадками", – улыбается собеседник.

    По словам Евгения, отстоять в очереди – это еще полбеды. И если на белорусско-польской границе у водителей сдают нервы от дотошности и принципиальности поляков, то на пропускных пунктах в некоторых странах приходится сталкиваться с коррупцией.

    "На одном пропускном пункте на границе Узбекистана и Казахстана я подаю документы в 9 окошек, за все печати нужно заплатить. Если ты не положишь деньги в паспорт, то ты просто не сможешь ехать", – рассказал Евгений.

    А в некоторых приграничных казахстанских регионах на водителях наживаются местные жители. По словам собеседника, они подъезжают к водителям фур и предлагают помочь пройти границу быстрее. Цена такой "помощи" – 300 долларов. Только, как правило, они доводят до шлагбаума, а дальше – добирайся сам.

    "Это обычное кидалово, потому что потом тебя пограничники разворачивают и отправляют в конец очереди", – признался собеседник.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Казалось бы, классическая история. Соседи в промежутке с 23:00 до 7:00 начинают какую-то вакханалию и не дают спать. Есть рецепт, чтобы их успокоить.

    Четырехэтажный кирпичный дом на Дарвина, 16 возвели в 1959 году. На третьем этаже там продают трехкомнатную квартиру общей площадью 81,6 м².

    Общая сумма транзакций физлиц особенно заметно увеличилась в категориях «развлечения» (+42,48%), «товары для автомобилей» (+28,28%), «авиабилеты» (+26,09%).

    По данным предпринимателей, приезжающие из Беларуси туристы ежегодно оставляли в Польше 124 млн евро. В такую сумму оцениваются потери регионального бизнеса.

    Именно весной и летом значительно увеличивается количество аварий и наездов на людей. Классифицируются ли эти случаи как ДТП в белорусском законодательстве?

    Своими действиями мужчина ставил семью в тяжелое материальное положение. Факт злоупотребления им алкогольными напитками подтвердили родственники.

    Проектом предусматривается реконструкция под помещение по оказанию услуг в сфере общественного питания, а также предоставление гостиничных услуг.

    Все новости