Блог Гродно s13

Цены на шкурку норки бьет рекорды. Как под Гродно выращивают норок для производства пушнины

 В 2022 году наметилась положительная динамика по стоимости шкурок белорусской норки, сообщил на пресс-конференции председатель правления Белкоопсоюза Олег Мацкевич.

"В среднем шкурка норки подорожала наполовину и сегодня составляет 30-35 долларов. Заключены уже контракты на основе предоплаты, они у нас с мая, а товар клиенты получат только в ноябре-декабре", - рассказал руководитель союза.

По его информации, в 2021 году Белкоопсоюз реализовал 660 тысяч шкурок на 13 миллионов долларов.

"Более 90% нашей пушнины идет на экспорт. Основные покупатели – это Россия и Китай. После того, что случилось с аукционными делами в Финляндии и других странах Европы, у нас появились хорошие клиенты из России и Китая, которые платят нам предоплату. Не по факту отгрузки, а по предоплате", - отметил Мацкевич.

Что касается внутреннего рынка, то около 10% перерабатывает сам Белкоопсоюз.

"У нас есть свой дизайн-центр по пошиву готовых меховых изделий, также работают фирменные магазины в Минске и Гродно. К началу сезона, то есть к сентябрю, мы откроем еще один магазин в Могилеве", - проинформировал председатель правления организации.

Примерно месяц назад Гродненское зверохозяйство выставило на международный аукцион в Финляндии почти 22 тысячи шкурок норки. Вырученные средства пойдут на поддержание и развитие единственного в стране племенного хозяйства, где разводят пушистого зверька, пишет «Перспектива». 

Ценный рацион

На предприятии возле деревни Стриевка Гродненского района с 2015 года разводят норку скандинавского типа. Она особенно популярна в мире моды и имеет высокую стоимость. Шкурки этих зверей ценятся за почти идеальный волосянной покров, за короткую ость волоса и густое подпушье. Сейчас в шедах зверохозяйства находятся 175 тысяч зверьков, из них 141 тысяча – молодняк. Есть норка черная, коричневая, серебристо-голубая, жемчужная и белая.

– Мы являемся племенным хозяйством, выращиваем и продаем зверей на племя. Оставляем часть себе – обновляем поголовье. Те норки, которых не продали в живом виде, идут на шкурку. В течение года поставляем на аукцион в Финляндию порядка 45 000 шкурок. Пока межсезонье. В марте-апреле продано около 5 тысяч шкурок на сумму около 190 тысяч евро, – рассказывает директор филиала «Гродненское зверохозяйство» торгового унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» Виктор Демянович.

Директор говорит, что деньги нужно вкладывать постоянно. Лето для зверохозяйства – непростое время. Подрастающий молодняк требует больших затрат. Сейчас, к примеру, нужно 34 тонны корма, а бывает – и по 56-70 тонн. Обычно, это в июле-октябре. При этом норке постоянно нужно менять рацион. 

Главная особенность и отличие норки от других сельхозживотных состоит в том, что они не травоядные, а хищники. Так что кормить зверей нужно не только зерном, но и мясом. Причем и оно должно быть разным.

– В рацион входит более 20 компонентов. Мы используем в основном продукты животного происхождения: мясорыбные, куриные корма (включая субпродукты), молоко. Плюс микро- и макроэлементы, набор витаминов, аминокислот. Большую часть продукции закупаем у мясокомбинатов, немного у птицефабрик, работаем с СПК «Прогресс- Вертелишки», «Озеры Гродненского района», имени Сенько, небольшие партии зерновых культур берем в СПК «Заречный-Агро», – уточняет Виктор Михайлович. 

Не больше мизинца

Интересно, что появляются детеныши норки на свет размером с мизинец и абсолютно голыми. Вес новорожденного – 10-11 граммов. Шерстью они начинают обрастать только спустя некоторое время. Из-за этого животные постоянно мерзнут. Температура 6-7 градусов для них уже критическая. Поэтому в холодное время домики нужно постоянно утеплять. А в жару контролировать воду в поилках.

 Самочка дает от 4 до 11 голов. Раньше была длинношерстная норка, она неприхотливая к погодным условиям. Когда у нее щенки рождались, она с себя пух ощипывала и прикрывала им потомство. Но у скандинавской норки всё по-другому, поэтому мы стараемся утеплять шеды: солому, опилки, пенопласт подкладываем. Холодно не взрослым животным, а молодняку, который уже через месяц после рождения увеличивается в размерах в 20 раз. Но чтобы это произошло, нужно ответственно ко всему подходить, а для этого люди должны болеть за работу, – говорит Виктор Михайлович. 

По его словам, сегодня кадровый вопрос остро стоит. 

– Эта отрасль специфическая. Я в ней 33 года работаю. Звероводов становится всё меньше. Ни институтов, ни училищ. Варимся мы в собственном котле. Хорошо, имеем связи с многими хозяйствами. У соседей есть прекрасные звероводы, которые норкой занимаются, – говорит собеседник. – Ну и человеческий фактор. Приходят молодые специалисты, неплохие ребята. Но, увидев непростой труд, ищут более легкого хлеба. 

Сегодня в Гродненском зверохозяйстве трудятся 132 человека. На работу люди приезжают специальным автобусом из Острино, Нового Двора, Озер, Скиделя, Гродно, Путришек, Вертелишек. 

Европа останется без меха

Последнее десятилетие ситуация с производством пушнины постоянно менялась. Прибыль от продаж меха стала падать. Кстати, это общемировая тенденция, на которую повлияли разные факторы. Климат стал другим, более теплым. Молодежь к тому же пересела в автомобили, девушки стали отказываться от шапок и длинных манто, отдавая предпочтения коротким шубкам. Свою роль в меховом вопросе сыграли защитники животных.

– Партия зеленых в ЕС отстаивает свои интересы, поэтому с каждым годом количество звероферм под разными предлогами там уменьшается. А в Дании в 2020 году забили всех норок. Сегодня у них действует запрет на выращивание зверей. В Греции всё закрылось, в Испании, Германии. Вот уже и аукцион в Копенгагене закрывается в следующем году. Пока неизвестно, получится ли противостоять требованиям Евросоюза. А это значит, что скоро Европа останется без меха. В принципе, это уже произошло, – говорит Виктор Михайлович. 

В Беларуси и соседней России количество производителей пушнины за последние годы тоже сократилось. В нашей стране, кроме хозяйств Белкоопсоюза, осталось несколько фермерских. А у соседей – около 30.

– Причины разные. К примеру, в 2018 году, по официальным данным, в мире насчитывалось 85 миллионов шкурок норки. Не считая того, что было в Китае. Поэтому в звероводстве в бизнесе был обвал цен. Меха хватало. Некоторые напрямую реализовывали, другие – на аукционе. Тогда цена упала настолько, что стало невыгодно продавать. В 2019 году у нас висело на складе больше двухсот тысяч шкурок. Не знали, что с ними делать. Покупатель приезжал, но цену так занижал, что нас не устраивала, – отмечает собеседник. – В той ситуации, которая сегодня образуется на рынке, для нас всё может быть неплохо. Мы в какой-то степени даже будем монополистами.

Виктор Демянович считает, что уменьшение количества производителей приведет к тому, что цены на пушнину пойдут вверх. И если у кого-то была идея купить шубу, то сейчас самое подходящее время, чтобы это сделать. Особенно с учетом невысокого курса доллара. Директор говорит, что при нынешней стоимости валюты это очень выгодно. К тому же в фирменной торговле часто в июле и августе действуют скидки. 

А вот самый большой спрос на меховые изделия – в декабре, особенно накануне Нового года. Всё потому, что купить дорогой подарок многие стараются, как говорят, под ёлочку. 

– Я за то, чтобы люди носили одежду из норки. Во-первых, это благородный мех. Во-вторых, носить его можно до 20 лет и дольше. Норковая шуба должна быть у каждой женщины. Раньше это считалось показателем кошелька мужчины. Пушнина всегда будет согревать, украшать и радовать. И мы всё делаем, чтобы это было именно так, – заключает Виктор Михайлович. 

Категории: животные, бизнес, производство, цены, деньги, регион