• В Дятловском районе староста деревни занялась сбором давних принадлежностей

    В Дятловском районе староста деревни занялась сбором давних принадлежностей
    Фото: zviazda.by

    Деревенские музеи становятся все более популярными. Первопроходцами этого дела в Гродненской области стали власти Зельвенского района. Здесь решили более-менее подходящие пустые дома не сносить, а создавать в них деревенские дома-музеи. Таким образом в районе уже несколько таких интересных домиков.

    Оказалось, что собрать коллекцию для музея под силу даже одному инициативному человеку. Таким образом в деревне Пацовщина Дятловского района появился свой локальный объект культуры, который организовала староста деревни Галина Глушкевич, рассказывает «Звязда».

    В деревню Галина Матвеевна переехала из своего родного хутора на Дятловщине, когда вышла замуж. Можно сказать, что новые места для нее давно стали родными. И сельчан хорошо знает — долгое время работала здесь продавцом. Правда, сейчас торговой точки нет, население уменьшилось, поэтому маленькие деревни обслуживает автолавка.

    Местные власти начали решать проблему с ничейными домами. Наследники от них отказались, ухаживать не собирались, многие домики пришли в упадок, обветшали. Встал вопрос об их сносе. Вот тогда Галине Глушкевич и пришла мысль собрать старые вещи.

    — Конечно же, от бывших хозяев оставалось немало принадлежностей деревенского быта, некоторым из которых может и сотня лет. Тогда многие вещи по доброй народной традиции передавались от отца сыну, от матери — дочери, — рассказывает женщина. — Это же все руками сделано, сейчас такого никто не сделает. Хотелось как-то спасти их из этих домов, так как старые вещи все равно сожгли бы либо на свалку завезли. Так и начала собирать. То одно принесу, то другое. Жаль было, что их могут уничтожить. Все-таки они долгое время служили своим хозяевам, можно сказать, делили с ними их нелегкую крестьянскую судьбу.

    Постепенно возникла идея музея под открытым небом. О том, где разместить свои экспонаты, у деревенской старосты особых размышлений не было. Решила, что таким местом станет дом мужеского деда. Находится здание как раз напротив дома самой Галины Матвеевны. И хотя построен еще в довоенное время, сохранился довольно хорошо. Когда-то в одной половине размещался магазин, а в другой жили дед и баба мужа Галины Глушкевич. И хотя в доме никто не проживает, он не пустует. Здесь останавливаются родственники старосты, приезжающие издалека, а также дети и внуки. «Это наша деревенская бесплатная гостиница», — шутит женщина.

    Стена дома и стала выставочной витриной музея под открытым небом. На нее местная инициативная жительница и цепляла свои «экспонаты». Вскоре вся стена была занята различными домашними устройствами. Некоторые из них хорошо известны широкому кругу, но есть и совершенно странные вещи, назначения которых мало кто знает. Своего рода загадка из прошлого.

    Например, старинная ловушка для крыс в виде ящика с грузом наверху. В ящик закладывается приманка, а когда грызун зацепляет тросик, сверху на него, словно гильотина, падает железный груз. Такие ловушки ставили обычно в зерновые амбары и кладовые для хранения продуктов.

    В деревнях многие хозяева имели и свои весы — безмены. Выглядели они странно. Это довольно длинный металлический стержень с цифровой шкалой, подвижной опорой и крючком. Использовались безмены для взвешивания сена, зерна, овощей. У подобных весов была довольно низкая точность и надежность: обмануть они могли и на 200 граммов, и на килограмм. В народе даже появилась устойчивая метафора — «глупый, как безмен». Поэтому тщательные хозяева, чтобы не быть обманутыми, без своего безмена на ярмарку не ездили, отмечает собеседник.

    Можно сказать, что подавляющее большинство экспонатов не имеет применения в современном быту. Доски для стирки давно заменили стиральные машины-автоматы, на смену «беспроводному» утюгу на углях пришли удобные электрические, они же заменили и так называемые проники — длинные ребристые доски, которыми пользовались для глажки больших вещей. Кстати, есть в коллекции электрический утюг с довольно массивной деревянной ручкой, пожалуй, это первые такого рода экземпляры советского производства. Такие вещи были в каждой крестьянской семье, помнит их и сама Галина.

    Обращает на себя внимание и огромных размеров терка. В хозяйстве ею пользовались, чтобы натереть овощи для домашнего скота. И это только женский арсенал. А есть еще и мужской. Например, ручные пилы, какие-то кувалды, цапы и многое другое. Некоторые вещи в деревенском музее хоть и давнишние, но применяются и сейчас. В их числе и известный всем пчеловодам дымокур, или дымарь.

    ... Блестит на стене медной стороной газовка. Когда-то она делала светлыми длинные крестьянские вечера. Порудели от времени трудолюбивые серпы, которые срезали зрелое колосье на хлебной ниве. Затихли и ткацкие берды — не бегают в кроснах деревенской ткачихи. Сотни вещей словно задремали на деревянной стене. Пожалуй, немало историй они могли бы рассказать.

    — Крестьянские традиции передавали из поколения в поколение. Все женщины умели и прясть, и ткать. Меня этому учила моя мать, а ее — моя бабушка. Кросно те сохранились и до сих пор. Правда, сама я тот навык потеряла, но наши работники культуры возродили это древнее мастерство. Знаю, что и во многих районах Гродненщины созданы кружки по ткачеству, которые посещают школьники и молодежь. Хорошо, что традиционное мастерство сохранилось, — убеждена Галина Глушкевич.

    Она в свою очередь также не остается в стороне от народного наследия. Здесь, в глубинке, стремится показать особенность быта белорусов, их рачительность и хозяйственную жилку.

    Самобытный музей не остался без внимания. К тому же, дом хорошо виден с дороги, его никак не миновать, когда едешь через Пацовщину. Возле музея нередко останавливаются любопытные путешественники-туристы либо грибники. Делают селфи и снимки интересных, по их мнению, устройств. Галина Матвеевна с каждым готова пообщаться, рассказать о своих экспонатах.

    — Один приедет посмотрит, другой, так люди стали узнавать о нашей деревне. Специально стали приезжать из окрестностей. Да и до Дятлова недалеко — всего 12 километров. А некоторые устройства даже попали в наш местный краеведческий музей. Помогли наши экспонаты оформить подворье сельхозпредприятия на областном фестивале «Дожинки», — вспоминает женщина.

    Некоторые сельчане, когда увидели, что их староста собирает старые инструменты, поддержали ее и сами кое-что принесли. Они гордятся, что в их деревне появился такой примечательный «Объект локальной культуры».

    Как подчеркнула сама организатор, и людям интересно, и никаких материальных затрат не потребовалось.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В этому году сплавы начали как никогда рано: с субботы, 23 марта. Но пока, говорят, желающих не так уж и много. Из-за этого количество рейсов довольно ограниченное.

    В ближайший год-два в частном секторе Гродно появятся дороги. Планируется, что центральные улицы будут в асфальтном покрытии, остальные - в гравийном. Строить будут соблюдая несколько условий.

    Предполагается, что стоимость двухэтажной секции будет сопоставима с квартирой в многоэтажке Гродно.

    Производство отечественных электрокаров может повлиять на цены в этом сегменте авторынка в нашей стране. Сейчас ввозимые в республику электромобили освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов.

    Выращивание запрещенного «гербария» может обернуться для ботаника тремя годами тюрьмы.

    38-летняя женщина-водитель легкового автомобиля при въезде на кольцевую развязку не предоставила преимущество двигавшемуся по кольцу мотоциклисту.

    В рамках выполнения задач по обеспечению населения качественной водой в регионе в 2024 году обеспечат строительство 4 станций обезжелезивания воды.

    Все новости