• «Jawa выпускаются, но это уже совсем не те „Явы“». Гродненский пенсионер собрал уникальную коллекцию советских мотоциклов

    В агрогородке Поречье, который находится недалеко от Гродно, находится настоящий музей ретромототехники. Под крышей деревенского ангара разместились лучшие представители советской мотоэпохи. Коллекция собиралась местным жителем более 20 лет, и сейчас в ней — 34 железных двухколёсных «коня», начиная с 70-летнего Ижа и заканчивая модной по тем временам венгерской «Паннонией», рассказывает av.by.

    Вся техника представлена в самом что ни на есть подлинном виде: она не реставрировалась, не красилась, не ремонтировалась. А некоторые из экспонатов ещё и на ходу, они без проблем могут отвезти хозяина на рыбалку или в лес за грибами. Но основная их миссия — напомнить нам об истории.

    Генриху Дзетко — 74 года. Любовь к мотоциклам к нему пришла ещё в юности. В семье тогда были «Минск» и «Иж Юпитер». Свою будущую профессию тоже связал с техникой: мужчина окончил автотракторный факультет Белорусского государственного политехнического института.

    Он не без гордости подводит нас к ангару, который расположен во дворе его частного дома. Распахивает двери и, обводя помещение рукой, с широкой улыбкой говорит:

    — Вот она — история!

    В несколько рядов торжественно выстроились мотоциклы из прошлого. Здесь и классические Ижи, и венгерские Pannonia, первые советские мотороллеры, мотоциклы с коляской, грузовые и городские. На каждом из них имеется табличка с указанием марки, года выпуска и краткой информацией о заводе-изготовителе.

    — Они все создавались заводами Советского Союза и стран соцлагеря — Венгрии и Чехословакии. Предприятия эти есть и сейчас, но они уже ничего не производят. Перестали это делать в 2000-х годах. Венгерские «Паннонии» не выпускаются вообще. «Явы» выпускаются, но это уже совсем не те «Явы». Вот здесь завод «Ирбит» стоит, там дальше — ижевский. Здесь представители тульского завода, завод вятский рядом. Только ирбитский продолжает массово выпускать мотоциклы «Урал», — рассказывает Генрих Адамович, расхаживая по ангару. — Но они в основном идут на экспорт, потому что дорогие. И предназначены не для народного хозяйства, а больше для прогулочных поездок.

    — У меня есть два «Урала». У них довольно большие коляски. Такой аппарат был очень удобен в хозяйстве: поедешь на нём на дачу, загрузишь овощей с огорода и возвращаешься довольным домой. Тогда ведь мотоциклы были «работягами»! Все они так или иначе трудились в сельском хозяйстве. В деревнях на них возили всё — и картошку, и песок, и удобрения, и муку!

    А это легендарный тульский «Муравей»! Вроде всего лишь лёгкий мотороллер, но без проблем мог перемещать груз в прицепе. На нём ещё в советское время почту развозили. Заводился со стартера и даже ездил задним ходом!

    — Узнаёте, из какого фильма этот? — прищурившись, обращается к нам Генрих Адамович. — На таком ездили в «Бриллиантовой руке»! Это «Ява 350»! Здесь заднее сиденье сделано в виде гитары.

    Ну а это львовская двухскоростная «Верховина» — на таком мопеде катался мальчик из фильма «Приключения Электроника».

    Самой старинной (а от этого и дорогой сердцу) «изюминке» из мотоциклетной коллекции уже за 70! Это Иж-49. Он, кстати, до сих пор заводится.

     — В массовое производство завод запустил эту технику только в 1970-е, а в моей коллекции образец 1953 года выпуска. По форме чем-то напоминает японскую «Хонду», но он, как и все его ровесники, адаптирован прежде всего к нуждам людей, к перевозке грузов.

    Экземпляры, на которых могли с лоском проехаться по городу или даже рвануть к крымскому побережью, были в основном заграничные. Это «Явы» из Чехословакии и «Паннонии» из Венгрии.

    — Они считались самыми популярными моделями у советской молодёжи 1980-х годов. Их любили за простоту и неприхотливость. Ну и, конечно, красивый внешний вид! Вот посмотрите на эту «Паннонию»! Задний «габарит» — не просто треугольник, а настоящий шедевр!

    — Стрелка на спидометре идёт в обратную сторону.

    — Здесь баки алюминиевые, не ржавеют вообще! Даже коляска сделана из алюминия и украшена хромированными вставками, а внутри обшили фактурной красной кожей. Конечно, современные байки абсолютно другие. Но в них много пластика. А это, посмотрите, сплошное железо! Крепкие, мощные, надёжные! — говорит коллекционер.

    Сам Генрих Адамович в молодости любил погонять на двухколёсном транспорте. Первым его личным мотоциклом была «Ява 354». На ней в компании своих друзей мужчина объездил всю страну.

    — А знаете, какая тогда была мотоэкипировка? Кирзовые сапоги и дождевик, — с улыбкой вспоминает мужчина. — Это сейчас байкеры на красивой технике лихо ездят колоннами. А мы собирались в компании своих единомышленников — человек по двенадцать — и ездили по знаковым местам нашей родины. Тоже было, конечно, красиво и зрелищно!

    Идея собрать уникальные и старинные экземпляры под одной крышей пришла к Генриху Адамовичу лет двадцать пять назад. Тогда он понимал, что и его дети, и внуки вряд ли смогут увидеть что-то подобное на дорогах. Но очень хотелось, чтоб у них была возможность прикоснуться к такой истории лично.

    — Для моего поколения это ностальгия. Для моих детей — история. Для внуков уже нечто очень интересное, из разряда, я бы сказал, необычного. Покупал я байки в разном состоянии. У кого-то они были рабочими ещё, кто-то уже списал свой мотоцикл со счетов и продавал его недорого…

    В так называемый музей ретромототехники Генриха Адамовича приезжают из абсолютно разных стран и городов. Недалеко от его дома расположен санаторий. И все отдыхающие приходят сюда в первую очередь. На каникулах приезжают школьники из Гродно.

    — Провожу для них экскурсию. Они смотрят и слушают с широко открытыми глазами, им очень интересно. А мне становится приятно от того, что моя коллекция нужна людям.

    Экскурсию Генрих Адамович проводит бесплатно. В завершение только предлагает написать откровенный отзыв об увиденном в блокноте с толстым переплётом. Это сделали и мы. В нём мы поблагодарили мужчину за возможность прикоснуться к истории. Причём в прямом смысле этого слова. Ведь экспонаты можно (и нужно!) трогать руками.