Блог Гродно s13

«Техосмотр прошёл с первого раза»: в Гродно восстановили 68-летний «Москвич-401»

Житель Гродно Алексей с 1990-х годов мечтал вернуть к жизни авто модели «Москвич-401» — первую массовую советскую послевоенную легковушку. И смог осуществить задумку спустя три десятка лет, после выхода на пенсию. С энтузиастом пообщались журналисты autogrodno.by.

Ни разу до этого не держав в руках сварочный аппарат и пистолет маляра, мужчина взялся реставрировать старенький «Москвич». Посмотрите, как получилось!


«Москвич 401» производился с 1946 по 1956 годы (модель 401 стала усовершенствованной версией 400-й модели и выпускалась последние два года в серии). Его прообразом стал Opel Kadett K38, который выпускали в Германии в 37-40 годах. "Москвич 400" стал первым доступным автомобилем в СССР. К началу 50-х годов у людей начали скапливаться сбережения и появился спрос на личный транспорт. Чтобы купить 400-й Москвич, советскому человеку нужно было собрать 13 средних зарплат.


– Впервые «Москвич» 401 я увидел в начале 90-х годов. И даже не вживую, а на страничках журнала "За рулем". Мне он сразу понравился, показался "няшным", как сейчас выражаются. Смотришь на него и умиляешься. Тогда я был в Москве, стал изучать объявления и нашел в продаже за 2 000 долларов, как сейчас помню. Это было дорого, несколько зарплат. В те годы покупка не состоялась и я решил: выйду на пенсию, обязательно куплю! – рассказывает Алексей.

И вот, спустя 30 лет, выйдя на пенсию, наш герой не забыл о своей мечте.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

 5 января 2019 года – знаковая для меня дата. В тот день я решил осуществить свою давнюю задумку и начал поиски 401-го «Москвича» в объявлениях. Вариант нашел в Минске, куда и отправился. "Москвич" стоял на парковке под открытым небом. Был не на ходу. Владелец говорил, что машина несколько раз снималась в кино в качестве декорации, а теперь старые фильмы снимать перестали и «Москвич» стоит без дела, – пересказывает Алексей.

Тогда в Минске на парковке, он впервые увидел «Москвич-401» вживую, до этого видел его только на картинках.

В каком состоянии был автомобиль? «Это был голый кузов со множеством гнилых мест. Тогда я еще не понимал, насколько это плохо. Мотора не было, хромированных элементов не было, салон нуждался в тотальном восстановлении. Если бы я знал, что на реставрацию понадобится 2 года 8 месяцев, то я бы купил более дорогой и комплектный экземпляр», – говорит мужчина.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Все работы Алексей выполнял у себя в гараже, за профессиональной помощью он обращался к своим друзьям. Для восстановления «Москвича» Алексей приобрел сварочный аппарат и пескоструй.

– Я полностью разобрал машину, обрезал передние лонжероны, которые оказались самодельными, гнилые места тоже отрезал и переваривал. На этом этапе мне помогал мой друг Александр Кацубо, который работает сварщиком. Он дал мне несколько уроков и дальше я уже справлялся сам.

Пришлось купить и донора – «Москвич» 402 1960-х годов выпуска, из которого была взята ходовая, двигатель и металл для «латок» на кузове.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

– У "Москвича" 402 и у моего 401-го двигатели были практически одинаковыми, передняя подвеска тоже очень похожа и стала на заводские крепления один к одному. А вот задний мост оказался на 6 сантиметров шире, поэтому мне пришлось увеличить задние крылья на 4 сантиметра, – вспоминает Алексей.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Пока шла реставрация, Алексей продолжал искать недостающие элементы.

Ветровое стекло нашлось в Жодино, ободы для окон – в Санкт-Петербурге. В Беларуси удалось найти бампер и хромированные молдинги. Но состояние оставляло желать лучшего и пришлось их заново хромировать. В Беларуси таких специалистов не нашел, пришлось отправлять все детали в Россию.

Шины поставил от 402-го «Москвича»: три подошли от донора, две докупались в Гродно.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Расцветку придумала дочь

«400-й и 401-й «москвичи» были в основном черными и одноцветными. С идеей помогла дочь Екатерина, она работает в креативном агентстве в Швеции. Во время подбора краски я обратился за советом к ней. Историческую точность не преследовал, и она подсказала мне цвета, которые вы сейчас можете видеть на этом "москвиче". Кстати, от истины мы не очень далеко, 402-е «москвичи» уже были двухцветными, да и на экспорт их тоже красили в яркие цвета. Кстати, красить автомобиль мне помогал мой друг Валерий Дубинский", – рассказывает автолюбитель.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Стеклоочистители удалось найти оригинальные, а позже даже и заводские резинки.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Под капотом стоит 1,3-литровый мотор на 45 сил. Коробка передач – четырехступенчатая от 412-го «Москвича».

– Основное отличие коробки в том, что она напольная, в оригинале переключение передач было возле руля, – говорит Алексей.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

– Кто заглядывает в салон, удивляется рулю. И это тоже отдельная история. Оригинального руля не было, я снял железный каркас руля от 402-го «Москвича» и отдал его своему товарищу, который занимается деревообработкой. Он сделал руль из ясеня, придал ему вишневый оттенок и покрыл лаком. Получился теплый красивый руль, – рассказывает наш собеседник.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

– Чем я не занимался, так это перетяжкой салона, здесь все-таки пришлось обратиться к специализированным мастерам.

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

"Кушает 92-й и не кашляет"

Алексей рассказал, что автомобиль с первого раза смог пройти техосмотр, единственное, сказали перевесить номерной знак. По эксплуатации каких-то особых проблем нет. В 2021 году Алексей проехал на «Москвиче» 570 километров (часто использовал машину для поездок по делам), а в 2022 пробег оказался значительно меньше, «Москвич» стал автомобилем выходного дня. За сезон удалось съездить в Гродненском районе на Августовский канал, на выставку в маентак и покататься по городу. Все это время рядом с Алексеем на пассажирском сиденье ездила его жена Светлана. Наш герой благодарен своей супруге за поддержку все эти годы.

– Что касается мотора, то он даже 92-й бензин кушает и не кашляет, – улыбается герой. – Хотя изначально двигатель был рассчитан на 62-й бензин.

Два сезона машина выдержала без нареканий. Единственный нюанс, – стало подтекать масло в КПП. Недавно Алексей был в Санкт-Петербурге, где купил для своего любимого автомобиля уплотнители для трансмиссии.

po doroge

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

– Как видите, езжу я на нем не очень много, но люди улыбаются, машут, один мужчина даже подошел и говорит на полном серьезе: "давай поменяемся". Мне очень нравится, какие эмоции эта машина вызывает и у меня, и у других. Приятно было, что автомобиль тепло приняли в «Москвич-клуб Гомель», с участниками которого я общаюсь. Сказали, «как будто родственник живой появился».

// Осмотр авто перед зимой почти за бесплатно в Гродно

Категории: Гродно, гродненцы, автомобили, реставрация, репортаж