• «Техосмотр прошёл с первого раза»: в Гродно восстановили 68-летний «Москвич-401»

    «Техосмотр прошёл с первого раза»: в Гродно восстановили 68-летний «Москвич-401»
    Фото: autogrodno.by

    Житель Гродно Алексей с 1990-х годов мечтал вернуть к жизни авто модели «Москвич-401» — первую массовую советскую послевоенную легковушку. И смог осуществить задумку спустя три десятка лет, после выхода на пенсию. С энтузиастом пообщались журналисты autogrodno.by.

    Ни разу до этого не держав в руках сварочный аппарат и пистолет маляра, мужчина взялся реставрировать старенький «Москвич». Посмотрите, как получилось!


    «Москвич 401» производился с 1946 по 1956 годы (модель 401 стала усовершенствованной версией 400-й модели и выпускалась последние два года в серии). Его прообразом стал Opel Kadett K38, который выпускали в Германии в 37-40 годах. "Москвич 400" стал первым доступным автомобилем в СССР. К началу 50-х годов у людей начали скапливаться сбережения и появился спрос на личный транспорт. Чтобы купить 400-й Москвич, советскому человеку нужно было собрать 13 средних зарплат.


    – Впервые «Москвич» 401 я увидел в начале 90-х годов. И даже не вживую, а на страничках журнала "За рулем". Мне он сразу понравился, показался "няшным", как сейчас выражаются. Смотришь на него и умиляешься. Тогда я был в Москве, стал изучать объявления и нашел в продаже за 2 000 долларов, как сейчас помню. Это было дорого, несколько зарплат. В те годы покупка не состоялась и я решил: выйду на пенсию, обязательно куплю! – рассказывает Алексей.

    И вот, спустя 30 лет, выйдя на пенсию, наш герой не забыл о своей мечте.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

     5 января 2019 года – знаковая для меня дата. В тот день я решил осуществить свою давнюю задумку и начал поиски 401-го «Москвича» в объявлениях. Вариант нашел в Минске, куда и отправился. "Москвич" стоял на парковке под открытым небом. Был не на ходу. Владелец говорил, что машина несколько раз снималась в кино в качестве декорации, а теперь старые фильмы снимать перестали и «Москвич» стоит без дела, – пересказывает Алексей.

    Тогда в Минске на парковке, он впервые увидел «Москвич-401» вживую, до этого видел его только на картинках.

    В каком состоянии был автомобиль? «Это был голый кузов со множеством гнилых мест. Тогда я еще не понимал, насколько это плохо. Мотора не было, хромированных элементов не было, салон нуждался в тотальном восстановлении. Если бы я знал, что на реставрацию понадобится 2 года 8 месяцев, то я бы купил более дорогой и комплектный экземпляр», – говорит мужчина.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Все работы Алексей выполнял у себя в гараже, за профессиональной помощью он обращался к своим друзьям. Для восстановления «Москвича» Алексей приобрел сварочный аппарат и пескоструй.

    – Я полностью разобрал машину, обрезал передние лонжероны, которые оказались самодельными, гнилые места тоже отрезал и переваривал. На этом этапе мне помогал мой друг Александр Кацубо, который работает сварщиком. Он дал мне несколько уроков и дальше я уже справлялся сам.

    Пришлось купить и донора – «Москвич» 402 1960-х годов выпуска, из которого была взята ходовая, двигатель и металл для «латок» на кузове.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    – У "Москвича" 402 и у моего 401-го двигатели были практически одинаковыми, передняя подвеска тоже очень похожа и стала на заводские крепления один к одному. А вот задний мост оказался на 6 сантиметров шире, поэтому мне пришлось увеличить задние крылья на 4 сантиметра, – вспоминает Алексей.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Пока шла реставрация, Алексей продолжал искать недостающие элементы.

    Ветровое стекло нашлось в Жодино, ободы для окон – в Санкт-Петербурге. В Беларуси удалось найти бампер и хромированные молдинги. Но состояние оставляло желать лучшего и пришлось их заново хромировать. В Беларуси таких специалистов не нашел, пришлось отправлять все детали в Россию.

    Шины поставил от 402-го «Москвича»: три подошли от донора, две докупались в Гродно.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Расцветку придумала дочь

    «400-й и 401-й «москвичи» были в основном черными и одноцветными. С идеей помогла дочь Екатерина, она работает в креативном агентстве в Швеции. Во время подбора краски я обратился за советом к ней. Историческую точность не преследовал, и она подсказала мне цвета, которые вы сейчас можете видеть на этом "москвиче". Кстати, от истины мы не очень далеко, 402-е «москвичи» уже были двухцветными, да и на экспорт их тоже красили в яркие цвета. Кстати, красить автомобиль мне помогал мой друг Валерий Дубинский", – рассказывает автолюбитель.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Стеклоочистители удалось найти оригинальные, а позже даже и заводские резинки.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Под капотом стоит 1,3-литровый мотор на 45 сил. Коробка передач – четырехступенчатая от 412-го «Москвича».

    – Основное отличие коробки в том, что она напольная, в оригинале переключение передач было возле руля, – говорит Алексей.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    – Кто заглядывает в салон, удивляется рулю. И это тоже отдельная история. Оригинального руля не было, я снял железный каркас руля от 402-го «Москвича» и отдал его своему товарищу, который занимается деревообработкой. Он сделал руль из ясеня, придал ему вишневый оттенок и покрыл лаком. Получился теплый красивый руль, – рассказывает наш собеседник.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    – Чем я не занимался, так это перетяжкой салона, здесь все-таки пришлось обратиться к специализированным мастерам.

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    "Кушает 92-й и не кашляет"

    Алексей рассказал, что автомобиль с первого раза смог пройти техосмотр, единственное, сказали перевесить номерной знак. По эксплуатации каких-то особых проблем нет. В 2021 году Алексей проехал на «Москвиче» 570 километров (часто использовал машину для поездок по делам), а в 2022 пробег оказался значительно меньше, «Москвич» стал автомобилем выходного дня. За сезон удалось съездить в Гродненском районе на Августовский канал, на выставку в маентак и покататься по городу. Все это время рядом с Алексеем на пассажирском сиденье ездила его жена Светлана. Наш герой благодарен своей супруге за поддержку все эти годы.

    – Что касается мотора, то он даже 92-й бензин кушает и не кашляет, – улыбается герой. – Хотя изначально двигатель был рассчитан на 62-й бензин.

    Два сезона машина выдержала без нареканий. Единственный нюанс, – стало подтекать масло в КПП. Недавно Алексей был в Санкт-Петербурге, где купил для своего любимого автомобиля уплотнители для трансмиссии.

    po doroge

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    Восстановление и реставрация Москвич 401 Беларусь Гродно

    – Как видите, езжу я на нем не очень много, но люди улыбаются, машут, один мужчина даже подошел и говорит на полном серьезе: "давай поменяемся". Мне очень нравится, какие эмоции эта машина вызывает и у меня, и у других. Приятно было, что автомобиль тепло приняли в «Москвич-клуб Гомель», с участниками которого я общаюсь. Сказали, «как будто родственник живой появился».

    // Осмотр авто перед зимой почти за бесплатно в Гродно


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Не смотря на то, что большое кольцо еще долго будут строить, транспортная магистраль уже помогает гродненцам не тратить время в пробках, параллельно разгружая классические направления.

    А еще узнали, почему меню в белорусских и польских ресторанах KFC значительно отличаются. И ждать ли у нас в ближайшее время расширения ассортимента?

    Свердлова – тихая, утопающая в зелени улица, которая находится в историческом центре города Гродно.

    Заявления будут обрабатываться на единой онлайн-платформе. Нововведения будут касаться белорусов в той же степени, что и граждан других стран.

    Такой дорожный знак сразу привлекает внимание. Речь идёт о табличке с изображением полумесяца.

    До переезда на хутор супруги успели поездить по миру и посмотреть разные страны: например, около года супруги прожили в Таиланде.

    Госстандарт Беларуси опубликовал очередной список продукции, запрещенной к обороту и ввозу в страну. Этот список дополнили и гродненские эпидемиологи.

    Все новости