Блог Гродно s13

В Беларуси набирает популярность новый вид мошенничества: киберпреступники подделывают голоса близких родственников потенциальных жертв

Кибермошенники начали подделывать голоса близких родственников потенциальных жертв. Теперь мошенники не просто сотрудники банка или милиционеры, сегодня они ищут индивидуальный подход к каждому «клиенту» и могут звонить с белорусских номеров.

С помощью поисковых систем, социальных сетей, различных баз данных злоумышленники узнают состав семьи, круг общения, место работы, внимательно изучают комментарии на страницах аккаунтов тех, кого планируют обмануть. Затем связываются с тем, кто якобы будет обращаться за помощью.

Здесь уже может быть разыгран любой диалог, главное — получить образец голоса. Затем мошенники звонят потенциальной жертве, говорят голосом родственника и рассказывают вымышленную историю — как правило, связанную с какой-то бедой или катастрофой, выход из которой, конечно, есть, но нужно перечислить определенную сумму денег на определенный счет.

Мошенники играют на чувствах, у людей возникает отчаяние, тревожность, желание помочь — и они выполняют просьбу о перечислении денежных средств.

Сбер Банк подготовил несколько рекомендаций, который помогут белорусам сохранить деньги на своих счетах:

  1. Поделитесь информацией о новом виде мошенничества с близкими. Лично. Не по телефону и не в интернете.
  2. Придумайте кодовые слова на такой случай.
  3. Если у вас случился такой звонок, сохраняйте спокойствие и рассудок.
  4. Подумайте, как вы можете подтвердить или опровергнуть полученную информацию.
  5. Действуйте рационально.

«Каждый день к нам обращаются клиенты с просьбой вернуть деньги, которые они перевели мошенникам, однако сделать это невозможно. Те, кто разбирается в технологиях мошенничества, без труда подделают не только голос, но и другие личные данные. Сложившейся судебной практики по «дипфейкам» пока не существует. Только от правильности действий объектов потенциальной атаки зависит сохранность их же денежных средств. Мы призываем клиентов Сбер Банка трезво оценивать ситуацию, проверять информацию, которую им сообщают, перезванивать в банки по официальным номерам», — отметил директор Департамента по кибербезопасности Сбер Банка Олег Галкин.

А российский банк «Тинькофф» пошел еще дальше — создал набор персонажей для голосового помощника «Защитника Олега» на основе разговоров злоумышленников с жертвами обмана. Рассказываем, как это помогает людям не попасться на уловки мошенников.

Голосовой помощник отвлекает собеседника на внешние события, переспрашивает информацию и другими способами тянет время, чтобы злоумышленники успевали обзвонить меньшее число людей, рассказали в компании.

Фабрика роботов Защитника Олега — новый проект, который пилотируется в банке с апреля 2023 года. Он доступен абонентам любых сотовых операторов России, независимо от того, являются ли они клиентами экосистемы Тинькофф.

Средняя продолжительность разговоров роботов с мошенниками составляет 2-4 минут, отдельные звонки могут длиться свыше 10 минут. Разговоры мошенников с человекоподобными прототипами Олега также позволяют собирать новые схемы и уловки злоумышленников для защиты абонентов и обновлять базу мошеннических телефонных номеров.

Среди персонажей Фабрики роботов собраны разные психотипы и архетипы личностей, в том числе те, кто склонен больше остальных доверять телефонным мошенникам: люди в возрасте, молодые люди, подверженные влиянию, многозадачные специалисты, которые пытаются решить несколько дел одновременно.

Некоторые из персонажей Фабрики роботов:

Пожилой мужчина, который во время разговора ищет свои очки, чтобы лучше слышать.

Мужчина, выгуливающий свою собаку в парке.

Молодая мама, которая пытается справиться с активным ребенком на детской площадке.

Категории: мошенники, технологии, Беларусь, Россия, мессенджеры