Александру из Гродно — 55 лет. Идея установить в областном центре автомойку самообслуживания пришла к мужчине в 2014-м. Спустя полтора года после начала всех работ на «Аўтамыйні» побывала первая машина, а вот чистую прибыль станция начала приносить владельцу только в 2020-м.
Александр рассказал av.by, сколько денег ему пришлось вложить в «мокрый» бизнес, как и на чём удалось сэкономить и от чего зависит успех любой автомойки.
«Простоял в очереди на мойку час — и решил открыть своё дело»
Идея открыть свою автомойку самообслуживания к мужчине пришла… в очереди! В то время у Александра был бизнес в сфере пассажирских перевозок. И вот однажды, возвращаясь из очередного рейса, мужчина заглянул на одну из гродненских автомоек, чтоб почистить микроавтобус после длинной дороги.
— Заехал на одну мойку — там череда из чумазых машин. Заехал на другую — очередь не меньше. Это был ноябрь 2014 года. Дождь, слякоть, грязь по щиколотку… И везде скопления желающих обслужить свой автомобиль. Тогда-то мне и подумалось: а не открыть ли в городе мойку самообслуживания?
К этому времени пассажирские перевозки Александра начали себя изживать. На рынке появились более крупные игроки, с которыми мужчине с его несколькими микроавтобусами было сложно конкурировать.
Хорошим подспорьем для начала нового бизнеса оказалась платная автостоянка белоруса в одном из спальных районов Гродно. Хоть место было не очень людным, спросом у автовладельцев оно пользовалось: здесь находилось порядка 600 машин — как жителей близстоящих многоэтажек, так и различных автокомиссионных магазинов. Поэтому при выборе пространства для будущей мойки сомнений не оставалось. Она должна появиться здесь — и точка!
— Место было выделено под автостоянку. Тут уже имелось всё: и электросети, и канализация, и водопровод. Для того чтобы мне «подключиться» к городской канализации, потребовалось протянуть небольшой отрезок — буквально 20—30 метров. А ведь бывает, что люди при строительстве автомойки и полкилометра труб тянут до инженерных коммуникаций! Газ находился дальше всего — в 160 метрах от будущей стоянки. Так что площадка с точки зрения прокладки дополнительных коммуникаций оказалась идеальной.
— А конкуренты рядом были?
— На момент открытия моей мойки никто рядом не находился. Соперники пришли где-то спустя полгода.
—Почувствовали их появление? (Здесь важно подчеркнуть, что до соседа-конкурента — считаные метры.)
— Естественно! Так получилось, что, когда я загорелся идеей открыть здесь автомойку, через неделю узнал: сосед по земельному участку также планирует развивать похожий бизнес. Но меня это не остановило. И сегодня, спустя восемь лет, я ни о чём не жалею. Если бы мог повернуть время вспять, поступил бы так же.
— Много пришлось походить по кабинетам чиновников, чтобы получить нужные разрешения?
— Да, на это ушёл внушительный отрезок времени. Да и каждая «бумажка» стоит денег. Сначала берёшь разрешение у городского исполнительного комитета, потом с ним объезжаешь все остальные службы. Согласовываешь проект с «Водоканалом». Поскольку мне пришлось прокладывать газ вблизи железной дороги, пришлось ехать ещё и в Барановичи, в головной офис БЖД, для согласования проекта... Помню, за один день объездил Барановичи, Лиду и Волковыск, для того чтобы получить заветную подпись. Ещё и санитарные службы проверяли близость объекта к жилым домам — от них должно быть не меньше 100 метров!
Но такие нормы действуют не для всех автомоек. Вот какую информацию мы обнаружили насчёт последнего требования: «Осуществление деятельности автомойки возможно лишь после того, как будет соблюдена процедура по утверждению её санитарно-защитной зоны. Если автомойка предполагает наличие более двух постов, разработка санитарно-защитной зоны (СЗЗ) становится обязательной.
Размеры СЗЗ автомойки напрямую зависят от класса опасности объекта. Данный показатель определяется в соответствии с количеством мест автомобилей, которые могут одновременно разместиться на объекте для обслуживания. При наличии от 2 до 5 постов автомойка имеет четвёртый класс опасности и предполагает СЗЗ расстоянием в 100 м. При возможности расположения до двух авто автомойку причисляют к пятому классу опасности, поэтому СЗЗ составляет 50 м».
— А как подбирали оборудование?
— Оно всё сборное европейское — итальянское, немецкое. Это часть, на которой мне удалось сэкономить больше всего. Не за счёт качества, а благодаря тому, что я всё искал и покупал сам. Что-то приобрёл в одном месте, что-то — в другом. Как в строительстве дома: можно найти подрядчика и заказать у него всё под ключ, а можно и самому заниматься поиском и покупкой. Так находишь наиболее выгодные предложения и не переплачиваешь за посреднические услуги. Собственно, я это и сделал.
«Взял кредит в банке на 100 тысяч долларов»
— Раз уж мы заговорили о финансах: сколько денег ушло на открытие автомойки?
— Около 200 тысяч долларов. При этом половина суммы — мои личные сбережения, а остальную часть я взял в «Банке развития» на развитие бизнеса на пять лет.
— Серьёзная сумма! Страшно представить размер ежемесячного платежа...
— У меня была достаточно высокая процентная ставка — 29,5% годовых. Средний платёж составлял 8 тысяч рублей в месяц. Но процентная ставка постепенно уменьшалась, и последние платежи получились не такими огромными — последняя ставка по кредиту была 11%. Кредит я погасил в 2020-м досрочно, за полгода до его окончания. Вот с этого момента мойка и начала приносить прибыль.
— То есть в плюс вы вышли только спустя четыре года?
— Получается, так.
— С точки зрения специфики такого бизнеса это нормальный результат, как думаете?
— Думаю, в идеале начать работать в плюс нужно уже на третий год. Но у меня получилось так, как получилось… И я считаю это неплохим результатом.
— Наверняка есть и другие статьи расходов?
— «Коммуналка» тоже порядком тянет. За одну воду я плачу 700—800 рублей ежемесячно. Земля у меня находится в аренде — 2 500 рублей в квартал получается. Но это сумма за всю землю, в том числе и за автостоянку. Налоги зависят от выручки — я вношу 6% от прибыли. 1,5 тысячи рублей уходит на электричество. На автохимию — около 4 тысяч рублей ежемесячно. Всё покупаю у одного и того же проверенного поставщика. Шампунь и пена очень хорошего качества! И по выгодным ценам, что тоже весьма важно.
Хоть мойка и автоматизирована, полностью исключить наёмных рабочих нельзя. Правда, можно значительно сэкономить. Так, в штате у Александра два сотрудника. Они следят за тем, чтобы система нормально функционировала, помогают водителям разобраться с оборудованием, убирают территорию.
— Работа несложная, не требует каких-то особенных знаний и опыта. Поэтому трудятся у меня пенсионеры. Зарплата — 500 рублей в месяц. Понятно, что мужчину, который должен обеспечивать семью, такой доход не устроит, а для пенсионера как прибавка к пенсии — вполне неплохо, считаю.
— Про прибыль расскажете? Сколько в месяц получается?
— Прибыль не посчитаешь точно: месяц на месяц не приходится. Бывают и доходные, и «тихие» периоды — как и в любом другом деле. Самые большие суммы появляются с наступлением весны и осени. Зимы тоже разные. Вот сейчас снега много — людей меньше стало. А начнёт всё таять — опять машины поедут. Но за этот год на 120 тысяч белорусских рублей, я думаю, мы выйдем.
— Вам как владельцу на мойке ежедневно нужно находиться?
— Да! Несмотря на то, что это, скажем так, пассивный вид дохода, моё ежедневное присутствие здесь обязательно. Проследить за работой персонала, решить какие-то бухгалтерские вопросы, завезти платёжки. Если автохимия заканчивается — заказать её.
— Спустя восемь лет бизнес оправдывает ваши ожидания?
— Да, полностью. Хотя, когда начинал, было сложно. Во-первых, возраст (Александру исполнилось 49 лет, когда он открыл автомойку. — Прим. авт.). Во-вторых, постоянно происходили какие-то пертурбации в экономике, в стране — не всегда знал, чего ждать дальше. Но сейчас, когда бизнес крепко стоит на ногах, могу сказать однозначно: это того стоило.
1 рубль 20 копеек за минуту «автобани»
На автостоянке Александра одновременно могут «ополоснуться» пять автомобилей. Можно было бы и больше постов установить, говорит мужчина, но именно такое количество идеально вписалось в проект.
— С точки зрения бизнеса шесть постов — это идеально. Некоторые ставят и два, и три. А у нас ещё один мне уже негде разместить, его пришлось бы переносить куда-либо дальше, а это уже дополнительные расходы на коммуникации.
Минута «автобани» стоит 1 рубль 20 копеек. Чтобы помыть машину от и до, автомат предлагает несколько программ: мойку водой, шампунем, пеной и нанесение воска.
— Сколько времени тратит один водитель, чтобы помыть свой автомобиль?
— У каждого по-разному. Кто-то, например, просто удаляет грязь — ему и минуты хватит. А кто-то драит до блеска — может и десять минут «шаровать»! Средняя продолжительность процедуры — около пяти минут. Нанесли пену — надо немного подождать, пока она подействует. В это время можно ополоснуть коврики — для них имеются специальные зажимы.
— Бывало у вас, что, например, вода пошла под большим давлением и кусочек краски автомобиля отлетел?
— Нет, если покраска заводская, это исключено. К тому же перед заездом есть инструкция, где чётко расписано, как нужно держать пистолет, на каком расстоянии и прочее.
Несмотря на то, что в Гродно сегодня открыто достаточно большое количество моек самообслуживания (мы располагаем цифрой 12. — Прим. авт.), «Аўтамыйня» Александра прочно заняла свою нишу в этом бизнесе — ежедневно здесь «купаются» несколько сот автомобилей.
— Среднесуточная загрузка — от 100 машин и выше. Многое зависит от погоды. Работаем мы круглосуточно. Так что среди постоянных клиентов — таксисты и перевозчики.
— А не планируете масштабировать бизнес? Например, построить ещё одну мойку?
— Пока таких планов нет, но если вдруг подвернётся хорошее местечко и будут позволять финансы, может, и рискну!
— Если видите неплохое место — открывайтесь! Площадка решает многое, и найти её сейчас нелегко. Важен хороший трафик. Чтобы можно было подъехать к мойке из любой части города. Обязательно учитывайте близость к коммуникациям. Это требует много вложений. Что касается оборудования, то на самих насосах и двигателях экономить не надо, а прилично сберечь средства можно, занявшись поиском нужной моющей техники самостоятельно.
Момент столкновения попал на запись уличной камеры видеонаблюдения. На видео четко видно, что водитель BMW выехал на перекресток, когда «красный» горел уже некоторое время.
Гродненцы выступили против уплотнения в спальном микрорайоне на окраине города, сначала на месте пустыря хотели построить школу, сейчас – дом на 336 квартир.
На бизнесмена завели уголовное дело за то, что он переписал свою недвижимость на других предпринимателей и сдавал ее в аренду, пользуясь упрощенной системой налогообложения.
В ночь со среды на четверг на трассе Вильнюс - Гродноо становили автомобиль BMW X5 на белорусских номерах. Повод — проверка, нет ли в салоне нелегальных мигрантов. Оказалось, что нет.