Блог Гродно s13

Цены на рынке б/у машин почти не изменились, но МАРТ все равно решил проверить автохаусы. Почему?

По итогам марта цены на некоторые автомобильные масла в Беларуси повысились на 200%, на запчасти — на 110%, на шины — от 30 до 50%. На этом фоне в МАРТ сообщили, что к ним поступает много жалоб на необоснованный рост цен. Обещали проверки. Вчера объявили, что начнут с автохаусов. Хотя прайсы на бэушку остались прежними, пишет Onliner.by.

Еще в середине марта официальные дилеры объявили, что купить автомобили по старым ценам (в рублях) нельзя, ожидаются проблемы с поставками новых моделей. А вот на рынке б/у машин, по заверению автоподборщиков, особых подорожаний не случилось.

Главной проблемой называли отсутствие спроса — никто не хотел тратить деньги. В случае продолжения такого дисбаланса даже предрекали падение цен на 10 процентов. Сейчас же говорят, ситуация выровнялась, цены на машины в среднем не изменились. Для более скорой сделки продавцам предлагают несколько снизить цену в сравнении с той, что была заявлена в феврале, предусмотреть бóльшую «вилку» для торга.

Тем не менее вчера в МАРТ заявили о намерении усилить контрольные мероприятия. В первую очередь собираются взяться за автохаусы, хотят проверить «на предмет обоснованности формирования отпускных цен на автомобили».

«Поводом для проверки послужила информация о значимом росте цен на автомобили у отдельных участников рынка, — говорится в сообщении министерства. — Основная цель МАРТ — определить, чем обусловлена сложившаяся ценовая ситуация на рынке и имеются ли признаки нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления согласованных действий по ценам участниками рынка. В случае выявления признаков нарушения МАРТ будет начато антимонопольное расследование».

Антимонопольный орган запросил у крупнейших автосалонов необходимую для проведения углубленного анализа информацию.


В одной из компаний, занимающихся автоподбором, подтвердили наблюдения столичных журналистов:

— Цены на вторичке никак не изменились, только в начале марта все сделки стали на паузу. Авто из Европы даже подешевели — исходя из появившейся разницы в конверсии евро — доллар. Падение цены для них составило где-то тысячу на машину стоимостью в 10 000.

— А как работают автохаусы? Грубо говоря, они получают от продавца на комиссию модель, моют ее, наводят красоту. Потом к цене добавляют свою комиссию в 1—2 тысячи у.е. По нашим наблюдениям, только 10—20 процентов всех выставленных в автохаусах машин продается (даже с учетом возможности кредита). Остальные возвращаются продавцу спустя полтора месяца — не покупают из-за той самой комиссии. При этом, если владелец хочет вернуть машину раньше и провести сделку самостоятельно, с него могут потребовать штраф за преждевременное расторжение контракта в эквиваленте 500 долларов.

 Если цены на рынке б/у не повысились, почему МАРТ решил провести проверку именно в автохаусах?

— На рынке вторички сложно определить, с чем сравнивать нынешние цены. Условно, всегда можно задать вопросы: «Почему считаете, что машина подорожала? А сколько она должна стоить?» Откуда брать эту «нормальную стартовую» цену — непонятно. Ориентироваться по объявлениям в интернете нельзя. Ведь все б/у машины разные: от комплектации до пробега и состояния. Стоимость двух авто с одинаковыми параметрами может сильно отличаться — например, потому что одна была в ДТП, а другая нет. Предполагаем, МАРТ просто ориентируется на жалобы граждан. Как кажется, именно письма граждан, а не ценовая ситуация (которая не изменилась) стали толчком для проверок именно этого сегмента.

Действительно, на прошлой неделе глава МАРТ Алексей Богданов заявил, что в министерство поступает много жалоб, что в некоторых случаях необоснованно растут цены (МАРТ запустил онлайн-форму, куда потребители могли направить свою информацию о повышении цен на товары). Однако среди перечня «проблемных товаров» в министерстве называли автозапчасти и автомасла, но не б/у автомобили.

Категории: МАРТ, автомобили, бизнес, цены, Беларусь, мнение