• Мама меняет профессию?! Истории гродненок, жизнь которых изменил диагноз ребенка

    Мама меняет профессию?! Истории гродненок, жизнь которых изменил диагноз ребенка

    Появление в семье особенного ребенка всегда несёт за собой перемены. И речь не только об укладе жизни, графике и режиме. Бывает и так, что жизнь мамы в буквальном смысле обнуляется, переворачивается с ног на голову, открывая родителям новые пути.

    Чтобы помочь своему ребенку с особенностями, мама сначала становится экспертом его диагноза, а дальше решается на перемены посерьёзнее – смену профессии. Как появление в семье особенного ребенка может изменить жизнь его родителей? Гродненский Центр помощи «Вера» рассказывает несколько вдохновляющих историй.

    «Его проблемы заставили меня выйти из зоны комфорта»

    Когда у Анны появился первенец Эмиль, девушка как раз сдавала выпускные экзамены – получила профессию «Учитель польского языка». Дома в Гродно родители часто говорили и на польском, и на русском. С трепетом все ждали первых слов и от Эмиля. Но он молчал.

    Родители обратились за консультацией невролога. Там предположили, что как раз билингвизм в семье может быть причиной того, что ребенок отстаёт в речевом развитии. Нужно оставить для общения в семье один язык и дать ему ещё немного времени.

    Мальчик подрастал, а хорошей речи у него так и не появлялось. Но Эмиль быстро и безошибочно сортировал предметы по форме и цвету, складывал кубики. Это родителей радовало.

    «Помню, как-то пришла в очередной раз к специалистам и говорю такую фразу: посмотрите Эмиля, не дай Бог у нас какой-нибудь аутизм. И через время нам выставляют именно этот диагноз. Сыну было уже около пяти.  Это было шоком и трагедией для всех. Сначала я накинулась на специализированную литературу, в попытках найти там какие-то ответы и что-то изменить. Затем искала спасения для Эмиля в медикаментах, который стоили в разы больше наших зарплат. Нужно было время, чтобы понять: для этого диагноза нет волшебной таблетки. Нужна систематическая, регулярная работа со специалистами – логопедами, дефектологами», – делится мама Анна.

    Эмиль начал посещать специалистов, много заниматься. Всё это требовало постоянных ресурсов – времени, денег, поездок. Это выматывало всю семью.  И мама стала размышлять, а почему бы не изучить эту науку, чтобы лучше понимать процессы развития речи и заниматься дополнительно дома с ребенком самостоятельно.

    Женщина  признаётся, что проблемы сына заставили её в буквальном смысле выйти из зоны комфорта. Во-первых, переехать из деревни в большой город, чтобы быть ближе к возможностям и специалистам. А, во-вторых, снова пойти получать образование и новую профессию.

    «Я хотела, чтобы с сыном занимался не просто логопед, который отрабатывает свой час за какую-то сумму. А чтобы для специалиста его работа была стилем жизни, чтобы он был заинтересован в успехе моего ребенка. И пришла к пониманию, что я говорю о себе.  Это и подтолкнуло идти в абсолютно новую сферу – изучать логопедию.

    В процессе мне стало очень интересно, стало затягивать – столько новой литературы, дисциплин, кладезь полезной информации от преподавателей. И если изначально я шла учиться с целью саморазвития, то к завершению курса я понимаю, что хочу продолжать работать в этом направлении дальше, как специалист», – делится женщина.

    Сейчас мама успешно помогает развиваться Эмилю и младшим детям. Женщина видит свой дальнейший путь именно в этом направлении и готова помогать другим налаживать речь и исправлять дефекты в ней. А благодаря особенному сыну Анна понимает в этом гораздо больше: видит причинно-следственные связи тех или иных нарушений, может объяснить нехарактерное поведение ребенка в конкретных ситуациях, знает, как найти подход и уже имеет неоценимый опыт работы с особенным ребёнком.

    «Нужно, чтобы ребенок знал, как перейти дорогу и помыть руки»

    В семью Марии аутизм тоже постучался нежданно. Когда сыну Павлу поставили такой диагноз, мама не знала, к кому идти с кучей вопросов. Как научить ребенка, который полностью находится в своём мире, элементарным бытовым навыкам, как объяснить ему, что для него представляет опасность, как научить себя обслуживать – таких ответов никто не давал.

    «У ребёнка с аутизмом очень серьёзно страдает коммуникация. Он часто не отзывается на своё имя, ему недостаточно объяснить и показать, что, например, после туалета нужно помыть руки, утром почистить зубы, а дорогу переходить только на зелёный свет. Таким детям свойственно убегать, они не могут самостоятельно проехать в общественном транспорте. Как решать такие важные проблемы я не знала? Да, логопеды учат раскладывать фигурки по формам по цветам, психотерапевт может выписать препараты, а вот этому всему как научить ребёнка с аутизмом?

    Задаваясь множеством подобных вопросов, я узнала, что есть такой специалист – АВА-терапист. Он, используя методы прикладного поведенческого анализа, помогает детям с аутизмом развивать социальные и коммуникативные навыки. И я увидела, в каком направлении я должна двигаться», – рассказывает Мария.

    АВА-терапия – это прикладная отрасль науки о поведении и один из самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом. С помощью такой методики ребенка можно обучить многим бытовым и навыкам самообслуживания, умению просить о помощи, задавать вопросы, формировать академические навыки – счёт, чтение, письмо.

    К получению такого образования маму подтолкнуло резкое взросление сына и наступление сложного пубертатного периода. Когда поведенческих проблем стало ещё больше. Обучение мама проходит уже второй год. На сегодняшний день она освоила несколько ступеней, получила соответствующий сертификат. И двигается дальше в освоении новой для себя профессии.  В процессе учёбы все полученные знания мама применяет с Павлом и успех есть.

    «Это очень помогло мне облегчить его социализацию. Ему сейчас 15 лет и, конечно, я хочу дать ребенку какую-то долю самостоятельности. Мы научились откликаться на имя, мыть руки после посещения туалета, заваривать чай. Паша стал помогать выполнять какую-то простую работу по дому. Например, пылесосить. Всё это стало возможным благодаря тому, что я овладела техниками АВА-терапии. Продолжаю обучать его ориентироваться в городской среде, пользоваться транспортом. Все это очень важно», – рассказывает мама.

    Женщина признаётся, что видит в этом свою работу в будущем. Ведь таких специалистов очень мало, а деток с аутизмом, у которых одинаковые проблемы – много.

    «Вторая профессия – это моё воспитание»

    Ваня у мамы Татьяны стал вторым ребёнком. Женщина имеет педагогическое образование, трудилась учителем начальной школы, поэтому поведенческие отклонения у сына заметила очень рано. Вскоре Ване был выставлен диагноз.

    Когда сыну пришло время идти в сад, мама устроилась туда же работать воспитателем, чтобы присматривать за Ваней, помогать ему. Уже в коллективе у ребенка выявилось и множество других проблем. У ребенка стали пропадать уже обретенные навыки, случались серьёзные откаты в развитии.

    Чтобы давать Ване педагогическую помощь правильно и индивидуально, знаний и опыта маме было уже недостаточно. Татьяна оставила работу, забрала сына из сада и вплотную начала заниматься с ним самостоятельно. А параллельно стала осваивать и новую профессию –  учителя-дефектолога.

    «Второе образование стало моим огромным воспитанием. Оно помогло мне понять очень важные моменты о детях с особенностями развития. Если ребенок «плохо» себя ведёт, это не значит, что он капризный или невоспитанный. Это значит, что у него слабая эмоционально-волевая сфера, у него не хватает некоторых механизмов, внимания, чтобы это поведение контролировать. В этом нельзя его винить, за это бессмысленно ругать. Здесь важно уметь сохранять спокойствие и терпение. В работе и в воспитании таких деток, очень важно понимать эти процессы. И я к этому пришла не сразу. Эти осознания пришли только в материнстве с особенным ребенком. А после получения второго диплома мне стало легко воспитывать особенного ребенка и помогать другим детям», – рассказывает Татьяна.

    Татьяна отмечает, что это помогло понимать сына, находить для него мотивацию, подбирать ключик, заинтересовывать к занятию.

    Сейчас Татьяна работает учителем-дефектологом с детьми, которые имеют нарушения слуха и пытаются адаптироваться к жизни со слуховыми аппаратами. В этом тоже есть своя специфика. Ведь ребёнку, например, важно научиться распознавать звуки бытовые и звуки речи, понимать источник звука, его происхождение. Нередко в тандеме с нарушениями слуха у детей идёт и ряд других проблем аутистического спектра. И здесь Татьяне в помощь и личный опыт воспитания особенного ребенка, и полученные специальности. 

    Такие истории показывают, что особенный ребенок в семье – это не только про трудности, но и про новые пути. Может видно их не сразу, и ступать на них порой страшно, но в поисках лучшего для своего ребенка, такие мамы нередко становятся помощниками и для других особенных деток.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В ходе рейда в сарае у 49-летнего жителя деревни Хоневичи обнаружено 575 литров готового напитка.

    Шесть пожаров произошло в Гродненской области в выходные дни. Спасатели ликвидировали возгорания.

    Известно, где и когда перекроют движение в Гродно в преддверии Дня независимости.

    В Гродненской области молодых людей меньше 200 000 человек.

    Работы в самом разгаре. Согласно ранее озвученным планам, открытие участка трассы для движения ожидается в конце 2024 года.

    Молодого человека задержали. Правоохранителям он не смог пояснить, зачем ему понадобился ковер.

    На внешнем финансовом рынке начинающаяся неделя может оказаться горячей для основной валютной пары EUR/USD.

    Все новости